Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100
видеоурок по окружающему миру (2 класс) на тему

Брук Дарья Викторовна

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon forma_zemli.ppt1.4 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zemly_shar.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Земля имеет форму шара.

Ход урока:

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Мультимедийное сопровождение

Оргмомент

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

- Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке.

 (учащиеся отгадывают кроссворд)

- Какое  «ключевое» слово у нас получилось?



- Земля.

Слайд № 2.

Актуализация знаний

и

постановка проблемы

 - Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений  о форме Земли. Послушайте, пожалуйста, их мнения и определите, правы ли были древние мудрецы? Почему?

(Ребята слушают сообщение)

- Ещё в глубокой древности мудрецы стали задумываться над тем, какую форму имеет Земля. Их суждения зависели от того, что они видели вокруг себя. Например, в Вавилоне, расположенном между горами и морем, думали так: мир - это большая гора, окружённая морем. На западном склоне горы - родной Вавилон. Над Вавилоном - небесный свод. Он опирается на море - как перевёрнутая чашка на блюдце! Под Вавилоном - пустота. Вечером туда уходит солнце и там, под землёю, всю ночь идёт с запада на восток, чтобы утром опять выйти над Вавилоном.

   Даже в одной и той же стране представления о форме Земли могли различаться. Например, древние индусы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Другие представляли, что, черепаха плавает по безбрежному молочному морю

Гораздо позднее, когда люди стали подробно изучать небесные тела (Солнце и звезды) индусы стали утверждать, что черепаха «плавает» в бескрайних просторах космоса, Вселенной…


- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?


- Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте.  Наша сегодняшняя цель:  найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.



































- Мудрецы не правы. Земля имеет форму шара.









Слайд № 3.






Изучение нового материала.

Фронтальная

и индивидуальная работа

















- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо ответить на вопрос: «Что доказывает тот факт, что Земля имеет форму шара?»

-  Запишите свои ответы в  «Дневниках исследований» в первой колонке, которая называется «Что мне известно по данному вопросу, теме?».

 (Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу, см. Приложение № 1)

- Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках?





Проверка гипотез.

1. Вид Земли из космоса.

- Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?


- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже

- Дополните записи в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал по данной теме (вопросу)?»








Дети высказывают свои предположения. Возможно, они будут таковы:

Вид Земли из космоса,  глобус, кругосветные путешествия мореплавателей.




- Первым космонавтом был Юрий Гагарин.








Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают.

























Слайд № 4.





Работа по учебнику «Наша планета Земля»,

ч. 1,

с. 26































- Работа по учебнику, с. 28

2. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

-   Но ведь доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде.  Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края»  Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?


- Давайте познакомимся ещё с одним доказательством. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки

  1. «v» -  если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  2. «+» -  если то, что вы читаете, является для вас новым;
  3. «?»  - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


 После чтения и вовремя время обсуждения учителю следует обратить внимание на следующие вопросы:

- Что  называют линией горизонта, или просто горизонтом?

- Можно ли дойти до горизонта?

- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?






- Совершенно верно. Земля своей выпуклостью закрывает  корабль. Это же подтверждают рассказы моряков о том, что когда корабль уходит в море, то берег как бы погружается в море – сначала береговая полоса, потом скрываются небольшие по высоте объекты, самыми последними исчезают самые высокие (дома, горы и т.д.)

- Откройте учебник, рассмотрите иллюстрации.

- Кто раньше увидит подплывающий корабль: тот, находится на берегу, или тот, кто на маяке?

- Как изменяется вид местности при подъеме в гору?


- Итак, что же является вторым  доказательством шарообразности  Земли?  


- Дополните свои записи  в «Дневниках исследований» в колонке «Что нового я узнал по данной теме (вопросу)?» 






- Не  удалось. Дойти до края Земли нельзя.







Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают.




Выслушиваются ответы учащихся


- Сначала  на горизонте видна только маленькая точка, потом видны верхушки мачт, паруса, а потом уже весь корабль.









Выслушиваются ответы учащихся



- Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.






















Слайд № 5.



Слайд  № 6.

















Физкультминутка

Продолжение работы над новым материалом.

3. Кругосветные путешествия мореплавателей.

- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?

- Послушайте, пожалуйста,   мой рассказ и дополните свои записи в «Дневнике исследователей»

 -  Магеллан по происхождению португалец. Но переехал в Испанию и перешел на службу к испанскому королю. В те далекие времена Португалия и Испания враждовали из—за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.

В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова». Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад. Флотилия Магеллана состояла из 5 кораблей, а команда насчитывала 265 человек.

     Во время долгого путешествия  «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщает один из участников, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался  переход через Тихий океан, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла.

    Только  через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два  «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. Во время подготовки судов к обратному пути испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен.

 К тому времени  суда сильно  обветшали. «Тринидад»  был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 из 265 человек вернулись на родину.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

- Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что  такое «глобус»?

- Как вы думаете, почему первые глобусы отличались от того, который есть у нас в классе?



Выслушиваются ответы учащихся























Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают.



































- Уменьшенная модель Земли.


- Люди еще не знали о существовании некоторых земель, которые были открыты позже.










Слайд № 7.















































Слайд № 8.

Закрепление пройденного материала.

Фронтальная работа

- Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

Выслушиваются ответы учащихся

Работа в парах.

- А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь «Дневниками исследований» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.

- Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить  «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

(Предполагается что учащиеся уже знакомы с данным приемом. Работа осуществляется в таблицах. Приложение 2)



Учащиеся выполняют задания в парах, затем коллективно обсуждаю составленные вопросы.

Подведение итогов.

Фронтальная работа.

- Понравилось ли вам быть исследователями?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Д/з

Рабочая тетрадь, с. 9 задания №№1-3.

По желанию, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме.

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации  для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.
  2. Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com
  3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Магеллан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Методическая разработка урока математики в 4 классе в форме соревнования. (ОС "Школа 2100")

Методическая разработка содержит конспект урока - турнира по математике....

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...