Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Максимова Оксана Владимировна

Тема урока "«Питание и органы пищеварения» (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira.docx187.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Питание и органы пищеварения», проведённый в 3 классе  

Учитель: Максимова О.В.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: проблемная.

Система обучения: развивающая.

Цели урока:

  1. Дать представление о значении пищи для здоровья человека.
  2. Формировать знания о составе пищеварительной системы, о механизме обработки пищи, о возможных заболеваниях органов пищеварения.
  3. Продолжить работу по формированию умений ставить вопросы к прочитанному тексту.
  4. Развивать воображение.
  5. Воспитывать разумное отношение к правильному питанию.
  6. Прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.
  7. Формировать коммуникативную( умение работать в группах) и информационную(умение пользоваться разными источниками для добычи информации) компетентности.

Оборудование:

       1.Таблица «Пищеварительная система».

        2. Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План урока:

1.Организационный момент (4 минуты)

    - настрой учащихся на начало урока;

     - проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний (1 минута)

3. Постановка учебной задачи и работа по теме урока (2 минуты)

4. Первичное закрепление (5 минут)

5. Продолжение работы по теме урока – «открытие нового знания» (7 минут):

-презентация проекта (5 минут);

- первичное закрепление (2 минуты).

6. Физкультминутка (1 минута)

7. Продолжение работы по теме урока ( 12 минут):

  - работа с учебником ( 3 минуты);

   - работа в группах с дальнейшей презентацией (2 минуты);

   - знакомство с новым материалом (3 минуты);

    - работа в тетради (4 минуты).

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут).

9.Рефлексия деятельности (2 минуты).

Класс разделён на 4 группы. Члены каждой группы подбираются по тесту И.Панарина «Кто вы?» , т.е. в каждой группе есть лидер, есть ведомые.

При подготовке к уроку учащимися одной из групп готовится электронная презентация проекта «Здоровые зубы - миф или реальность».

Литература:

1.Л.Ш.Аникееева «Проблемы школьного возраста» Москва «Мир книги» 2003

2. «Анатомия человека» Москва: Мир энциклопедий, 2006

3.А. Дорохов «Сердце на ладони» Москва: Детская литература,1969.

4. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» Москва «Просвещение» 1983

5. «Новые приключения Бобра Суперзуба», пособие для школьников.

Ход урока:

1. Организационный  момент.

                           Прозвенел звонок,

                           Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

а) Каждая группа подготовила свои вопросы по теме «Органы дыхания» и задаёт их ученикам из других групп.

б) Работа в группах «Разгадай кроссворд и найди ключевое слово»

1)Находятся внутри носа, задерживают частички пыли. (Волоски)

2) Дыхательное горло. (Гортань)

3) Под ней в носу находится слой мерцательных клеток. (Слизь)

4)Мышечная перегородка, обеспечивающая дыхание. (Диафрагма)

5) Кого 400 лет назад наказывали «сечением кнутом»? (Курильщик)

6)Путь от гортани к бронхам. (Трахея)

- Какое слово получили? (Воздух)

3. Актуализация знаний.

- Что, кроме воздуха, необходимо человеку для жизни? (Питание)

-Для чего нужно питаться и как это правильно делать? ( Дети отвечают, но затрудняются в полном ответе на вопрос.)

4. Постановка учебной задачи и работа по теме урока.

-Как вы считаете, на какой вопрос вам предстоит ответить сегодня на уроке? ( Для чего нужно питаться и как организм переваривает пищу.)

-Что нам может помочь узнать всё о питании? (Учебник.)

-Прочитайте статью в учебнике на стр. 25-26 и сделайте вывод: для чего человеку нужна пища? (Вывод: пища- источник энергии для сохранения постоянной температуры тела, поддержания работы всех органов, движения, роста.)

 Беседа.

-Какие вещества содержатся в продуктах питания? (Витамины, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода.)

- Для чего нужны витамины? (Для роста, развития и здоровья организма.)

- Для чего нужны белки? (Для работы мозга.)

-Для чего нужны минеральные соли? (Для роста и укрепления костей.)

-Для чего нужны жиры и углеводы? (Для выработки энергии.)

5. Первичное закрепление знаний.

Работа в тетрадях на печатной основе (стр.8 №16)

-Рядом с изображением продуктов питания укажите, какие из них содержат белки, жиры, углеводы, минеральные соли. (После выполнения задания коллективная проверка.)

-Как вы думаете. Почему группы продуктов художник изобразил в виде пирамиды? (Надо меньше употреблять соли и  сахара, больше молочных и мясных продуктов, ещё больше овощей, фруктов и больше всего -хлебных продуктов и круп.)

6. Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4 раза),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

7.Продолжение работы по теме урока.

- За 70 лет жизни человек выпивает и получает с пищей свыше 60000 литров воды, Съедает больше 11000 кг углеводов, около 2500 кг белков и столько же жиров.

Как вы думаете, какие органы помогают человеку получить такое количество полезных веществ? (Дети высказывают свои мнения. Некоторые говорят, что это желудок. Ответы детей неполные.)

- Давайте совершим с вами необычное путешествие.

Представьте, что вам подали в столовой кусок сырого мяса, горсть риса и несколько штук сырых картофелин, вы бы, конечно отказались от такого завтрака и попросили бы всё это пожарить или сварить. Так же и клеткам нашего организма необходима уже готовая пища. Она должна быть жидкой и хорошо растворяться в крови. А поможет превратить  котлеты, каши,  конфеты в растворы наша  внутренняя «кухня» - органы пищеварения.

Первое отделение внутренней «кухни» находится во рту. В его состав входят: зубы, язык и слюнные железы, находящиеся в стенках щёк. И что особенно интересно – железы выделяют именно ту слюну, которая необходима для обработки данного продукта.

А вот что узнали ребята о роли зубов. ( Проводится электронная презентация проекта подготовленной группой ребят. Используется мультемидийный проектор и экран.)

    Ученики:

Введение

  При очередном плановом осмотре у стоматолога выяснилось, что у детей нашего класса плохое состояние зубов.

     По результатам опросов 96% детей боятся посещения стоматолога. Но при этом только 20% учащихся нашего класса правильно ухаживают за своими зубами.

         Мы поставили перед собой цель выяснить:

              - какое значение имеют зубы для человека;

              -каких правил надо придерживаться, чтобы зубы не портились.

     Задача нашего проекта: прививать санитарно- гигиенические навыки ухода за зубами.

Основная часть

Вот, что мы узнали.

Верхнее покрытие зуба - это эмаль. Она защищает зубы от разрушения и микробов. Эмаль очень прочная. Даже сабля при ударе о зубную эмаль тупится.

    Под эмалью находится дентин, более мягкий, чем эмаль. А дальше - пульпа. Здесь находятся нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод.

    Внизу зуба есть один или несколько корней. Они удерживают зуб в челюсти.

   В ротовой полости человека проживают 60 - 70 разновидностей бактерий, которые с удовольствием поселяются на зубах, прикрепляясь к их поверхности с помощью клейкого вещества. Бактерии питаются сахаром, который содержится в пище, а продуктом их жизнедеятельности является кислота, вызывающая растворение зубной эмали.

     Если разрушается эмалевая защита, в зуб проникают микробы. Они быстро разрушают дентин и доходят до нерва

     В дупле остаётся пища, которая может вызвать заражение крови.

Кроме того, здоровые зубы придают красоту лицу человека, помогают правильной речи.

   До 7-8 лет у детей меньше зубов. Они называются молочными. Постепенно молочные зубы заменяются постоянными.

    Зубы отличаются друг от друга. Резцы только отрезают пищу, а коренные дробят и перетирают. Клыки нужны, чтобы разрывать кусочки еды.

    Мы провели исследование в классе. По результатам опроса у 65% учащихся больные зубы.

    Мы решили выяснить причину такого состояния зубов

    Оказалось:

  1. чистят зубы утром 43% опрошенных;
  2. чистят зубы вечером 21%;
  3. чистят зубы утром и вечером 26%;
  4. не чистят зубы 10%.

       Среди тех, кто чистит зубы утром, только 30% имеют здоровые зубы.

 Среди тех, кто чистит зубы вечером, здоровые зубы имеют 40%.

        Лучше обстоят дела у тех, кто чистит зубы 2 раза в день. Здоровые зубы имеют 50% детей.

        А среди тех, кто совсем не чистит зубы, 100% заболеваемость кариесом.

        Получается, для того, чтобы защитить свои зубы, необходимо ещё одно важное условие – это полноценная пища с достаточным содержанием необходимых организму веществ, особенно кальция, фтора, а также витаминов D и C.

         Кальций содержится в таких продуктах, как кефир, сыр, творог, рыба, тыква.

          Наилучший источник фтора - это зелёный чай, грецкие орехи.

          Витамином С богата белокочанная капуста, лимон, апельсин, шиповник, гречка, чеснок. Жевание чеснока в течение нескольких минут убивает все бактерии, находящиеся в полости рта.

           Витамин D содержат рыбий жир, сельдь, куриные яйца.

Заключение

В итоге, мы выявили правила, которых нужно придерживаться, чтобы сохранить зубы здоровыми.

1.Больные зубы лечить надо сразу.

2. Проходить профилактический осмотр у стоматолога 2 раза в год.

3. Необходимо 2 раза в день правильно чистить зубы.

4. Эмаль не выдерживает резкой смены температуры, поэтому нельзя в рот сразу после холодной пищи брать горячую.

5.Нельзя ковырять в зубах металлическими предметами. Они оставляют царапины и эмаль начинает разрушаться.

6. Один раз в три месяца надо менять зубную щётку, потому что на ней скапливаются бактерии.

7.Попросить родителей покупать зубную пасту со фтором, потому что он предупреждает разрушение зубов.

8. Есть больше овощей и фруктов и поменьше сладостей. Особенный вред приносит употребление конфет и сосание леденцов в перерывах между приёмами пищи.

Учитель:

Мы советы вам расскажем.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет!

Так что обязательно

Будьте все внимательны!

Ученик:

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Учитель:

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

(Дети хлопают в ладоши.)

Ученик:

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Учитель:

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Ученик:

Зубы вы почистили

И идёте спать.

Захватили булочку

 Сладкую в кровать.

Учитель:

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Ученик:

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

(Ребята хлопают в ладоши.)

Ученик:

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Учитель:

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Ученик:

Вижу, вас не обмануть.

Правильно вы знаете,

Что полезно, а что нет.

Что ж, выполняйте правила.

Учитель:

- Итак, наше путешествие  продолжается.

Пережёванная и смоченная слюной пища проглатывается, проскальзывает вниз по широкой трубе пищевода и попадает в желудок.

Работа с учебником (стр. 26)

-Прочитайте статью в учебнике. Что узнали о желудке? (Стенки желудка выделяют желудочный сок, который растворяет пищу.)

-Желудочные железы работают, как заправские повара. Пища ещё во рту, а они уже готовят такой состав сока, в котором  лучше всего сварится то, что мы сейчас проглотим.

Работает желудок медленно. Чтобы обработать пищу, попавшую в него, ему необходимо не менее 3-5 часов. Но вот прошло определённое время и кусочек пищи превратился в жиденькую кашицу.

Работа в группах с дальнейшей презентацией.

- Как мы можем помочь своему желудку? Давайте составим памятку ребятам, заботящимся о своём желудке.

  1. Тщательно пережёвывай пищу.
  2. Не наедайся сверх меры.
  3. Не ешь несвежие продукты.
  4. Не наедайся на ночь.

- Что может произойти, если не соблюдать эти правила? (Человека тошнит, рвёт.)

-В таком случае надо дать желудку отдохнуть, соблюдать диету – есть только самую лёгкую пищу – рисовый отвар, кисель, чай с сухариками.

- Выполнив свою работу, желудок отправляет пищу дальше. В какой орган она поступает? (В кишечник.)

-Сам желудок не способен переварить всё то. что в него попадает. С хлебом, например, он справится, а вот масло оказалось ему не по силе. Чтобы обработать жиры, необходимы сок поджелудочной железы и желчь, которую выделяет печень. Выходы из этих желёз находятся в двенадцатиперстной кишке. Это название она получила из-за того, что в длину примерно равна 12 пальцам. В старину пальцы называли перстами.

Работа в тетрадях на печатной основе стр.9  №21

-Запишите значение печени, используя научные данные из текста учебника стр. 157.

-Каждая группа называет по 1 функции печени. (Запас углеводов, выделение желчи, запас крови, удаление ядов.)

-Но, даже пройдя через третье отделение внутренней «кухни», пища для клеток ещё не «сварилась». Жиденькая кашица медленно продвигается тонкими кишками. Здесь кишечные соки растворяют то одно вещество, то другое.

-Как вы думаете, почему тонкие кишки у взрослого человека имеют длину почти 8 метров? ( Чтобы успеть переварить кашицу и передать в кровь все выделенные из пищи питательные вещества.)

-Та часть пищи, которая не поддалась и этим сокам, переходит в толстые кишки. Тут за неё принимаются тысячи кишечных бактерий, которые постоянно живут в кишках. Они превращают последние остатки пищи в крохотные капельки прозрачной жидкости.

Всё, что не переварилось, выходит через прямую кишку и называется калом.

Закрепление изученного.

1. Работа в тетрадях на печатной основе стр.9 №20

-Подпишите на рисунке органы пищеварения.

(Взаимопроверка.)

2. Тест:

    1) Верхнее покрытие зуба – это:

       а) дентин;

     б) эмаль;

      в) пульпа.

2) Для сохранения зубов здоровыми необходимо:

    а) есть больше сладостей;

     б) лечить больные зубы;

     в) чистить зубы 2 раза в день.

3) Орган, который обезвреживает яды - это:

      а) желудок;

       б) печень;

       в) пищевод.

4) Основная роль органов пищеварения - это:

       а) всасывать кислород;

        б) перерабатывать пищу;

        в) приводить в движение кости.

(Самопроверка по эталону. На доске открываются правильные ответы : 1-б,2-б,в,3-б,4-б.)

Итог урока:

- Как вы думаете, что произойдёт, если нарушится работа пищеварительной системы? (Полезные вещества не смогут попасть в кровь, значит, не попадут и в органы человека. Организм без питания не сможет работать.)

-Что надо делать, чтобы организм работал без сбоев? (Надо его беречь.)

-Кому из вас было интересно на уроке?

-Кто доволен своим участием в ходе урока?

-На « шкале знаний» каждый должен отметить свой уровень понимания сегодняшней темы. (Дети работают со шкалой на полях в тетради на печатной основе.)

Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Органы пищеварения».

                                 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...


 

Комментарии

Урок очень интересный. Хорошо бы ещё и презентацию по этому уроку увидеть. Спасибо.