Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" ("Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Губкина Ольга Викторовна

В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. На уроке реализуется деятельностный подход, применяются современные образовательные технологии, создаются условия для активной самостоятельной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_solnce_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Районный этап конкурса

профессионального мастерства

учителей начальных классов

образовательных учреждений г.Новосибирска и

Новосибирской области

«Мой лучший урок»

(номинация «Урок окружающего мира»)

«Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»

УМК «Школа России», 1 класс

Выполнила:

учитель начальных классов

МКОУ – Филипповская СОШ

Губкина Ольга Викторовна

2012


Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?»

УМК «Школа России»

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока:

  1. формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;
  2. развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
  3. воспитывать коммуникативность, толерантность.

Оборудование:

Теллурий, футбольный мяч, горошина, цветные карандаши, пластилин, атласы-определители «От Земли до неба», учебники, тетради, электронное приложение к учебнику, компьютер,  мультимедийное оборудование, экран.

Содержание урока

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока

Слайд 1.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое. (Солнце)

Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звёзды)

 - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Муравьишка Вопросик приготовил для вас новый вопрос.

Слайд 2.

- Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в  соответствии с  особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.

  1. Что такое Солнце?

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце).

Дополнительная информация учителя о температуре Солнца, размерах Солнца и Земли, демонстрация на теллурии освещённой и затемнённой сторон Земли.

(Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. (Продемонстрировать на теллурии).

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись  Солнцу  как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. Наглядность (футбольный мяч и горошина, теллурий) на этом этапе урока – важнейший приём, который помогает усвоить новый материал. Предусмотренная работа в тетради помогает на основе смены видов деятельности провести и эмоциональную разгрузку.

  1. Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

Эл. Приложение (демонстрация, окончание фрагмента)

Днем  не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только  ночью  когда  Солнца  нет,  они видны.

 - На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Работа с учебником по рисунку (моделирование в группах). Подведение итогов (на доске прикрепить готовые модели на чёрном фоне).

Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).

Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. На данном этапе урока ведётся работа в группах, которые выполняют одинаковое задание. Таким образом, воспитываются не только коммуникативные компетенции, но и осуществляется возможность посредством элемента соревнования продолжить формирование у обучающихся толерантности. Большое значение имеет работа по моделированию. Это не только даёт возможность воссоздать образы некоторых звёзд, понять и запомнить их размеры и цвет, но и развивать мелкую моторику.

  1. Физминутка(Слайд 3)

Над Землёю ночью поздней, (руки вверх, в стороны вниз)
Только руку протяни,
(потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (
руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они.
(руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (
ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах
,(наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине,
(присесть руки вперед)
Покачаться на Весах.(
ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней,
(руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд,
(потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
(руками берем созвездия)
Там созвездия висят.

Комментарии. Содержание физминутки и зрительный ряд изображений созвездий на экране позволяют перейти к следующему этапу усвоения новых знаний.

  1. Созвездие Льва

Слайд 4. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Слайд 5.

(Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

Работа в группах (дифференцированные задания)

Для слабых – выполнить задание №3 на с.22 тетради.

Для средних – сделать модель созвездия при помощи пластилина на бумаге чёрного цвета.

Для сильных – По какой фигуре из звёзд можно найти на небе созвездие Льва? (работа с атласом-определителем)

Проверка работы групп (выступления групп)

Комментарии. Просмотр подготовленных слайдов с изображениями звёздного неба, созвездий даёт возможность расширить кругозор детей, закрепить ранее изученные сведения о созвездии Большая Медведица. На данном этапе работа в группах проводится на основе дифференцированных заданий, что позволяет каждому ребёнку чувствовать себя успешным и вносить вклад в общее дело познания мира.

  1. Проверим знания

Слайд 6.

А как называют людей, которые изучают звезды? Людей, которые изучают звезды, называют астрономы. Раньше их называли звездочёты. Они изучают звезды с помощью телескопа. Но многие созвездия можно наблюдать и невооружённым глазом.

Вечером, когда стемнеет, вместе со взрослыми отыщите на небе созвездие Льва.

Ответим Муравьишке на его вопрос: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?» (ответы детей)

Игра «Подскажи словечко»

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

Комментарии. Выводы по теме, которые делают обучающиеся, делаются с целью передать полученные знания герою учебника – Муравью Вопросику. Так эти знания становятся значимыми не только для самих детей, но и для других. Проверка знаний в форме игры активизирует мыслительные процессы, даёт возможность на эмоциональном подъёме провести завершающий этап урока.

  1. Итог урока

Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог.

Слайд 7

Закончи предложение:

 Я узнал …

 Я понял …

 Мне было интересно …

 Мне было трудно …

Слайд 8.

Спасибо всем за работу!

  1. Рефлексия

Возьмите из коробочки по звёздочке и прикрепите её рядом с тем солнышком, которое показывает, как вы усвоили новую тему.

Комментарии. Урок можно считать здоровьесберегающим, так как разнообразные виды и формы деятельности не позволяют накопиться усталости, помогают сделать урок насыщенным, но не перегруженным. На уроке реализуется деятельностный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Тема "В гости к зиме". УМК "Школа России"

Ход урока:1 этап: Введение в тему.Звучит музыка, на экране слайды о зиме. Учитель читает текст:«Солнце теперь ...

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России....

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?" Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?"  Школа России...

Конспект урока по окружающему миру. Почему нужно есть много овощей и фруктов? УМК Школа России

«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»      В классном коллективе преобладают позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к са...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Если хочешь быть здоров" . УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Если хочешь быть здоров"...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...