Окружающий мир "Великая война и Великая Победа". 4 класс
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Тихонова Наталья Викторовна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_velikaya_voyna_i_velikaya_pobeda.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир «Великая война и Великая Победа». 4 класс.

Цели:

сформировать представления учеников о Великой Отечественной войне и её героях, и отобразить в творческом проекте;

знакомство с героическими страницами истории нашей страны;

развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;

воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма, храбрости и мужества советской армии и советских людей.

 Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Пересказ текста учебника учащимися.
  2. Тесты по уровням сложности.

 

 Вариант 1.

1. В каком году образовалось государство СССР:

а) в 1917 году;

б) в 1918 году;

в) в 1922 году.

2. Сколько республик входило в состав СССР:

а) 10;

б) 15;

в) 20.

3. Какое название получил город на Неве в 1924 году:

а) Петроград;

б) Ленинград;

в) Санкт-Петербург.

4. Какой вид транспорта начал работать в Москве в 1935 году:

а) автобусы;

б) троллейбусы;

в) метро.

5. Какой памятник был уничтожен в 30-е годы:

а) собор Василия Блаженного;

б) храм Христа Спасителя;

в) памятник Минину и Пожарскому.

       Вариант 2.

1. Появилось на карте новое государство – Союз советских социалистических республик

2. В его состав вошло 15 союзных республик

3. Столица нового государства – Петроград

4. Образование стало доступным всем

5.В Москве появилось метро

6. Страна выпускала собственные самолёты и ракеты

3. Повторение дат и событий.

 - Соотнесите дату и событие, произошедшее в это время.

1612

Освобождение столицы от поляков.

1812

Отечественная война.

1861

Издание манифеста о крестьянской вольности.

1914

Начало Первой мировой войны.

1917

Октябрьская революция.

1917

Начало Гражданской войны.

1922

Образование СССР.

1941

Начало Великой Отечественной войны.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Назовите новую дату и событие, которые появились в этой таблице.

- Как вы думаете, о чем же пойдет речь на уроке?

- В каком году XIX века велась Отечественная война?

- Почему войну назвали Отечественной?

- Какая страна напала на Россию?

- Какая была цель у Наполеона?

Мы не случайно начали разговор с воспоминаний об Отечественной войне, так как сегодня мы снова будем говорить о войне, ее героях, о Великой Победе. Но война эта была в XX веке и называлась Великая Отечественная.

- Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.

Слайд

- Тема сегодняшнего урока «Великая война и Великая Победа». Вы провели большую работу: подготовили сообщения. Нам необходимо составить книгу памяти.

IV. Работа по теме урока.

- В XX  веке Адольф Гитлер внушал немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его безропотными рабами или будут полностью уничтожены. Он начал самую страшную войну на свете.

Слайд

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Фашистская Германия напала на Польшу. Затем фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

Этот варвар начал войну против Советского Союза.

                                         22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий,

                                 5000 самолетов,

                                 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Враг рассчитывал на молниеносную войну. По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться несколько месяцев. Враг был жестокий и сильный.

На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ.

Слайд.

В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей от того, что из рупоров доносилась…(звучит речь Левитана)

        Слайд.

Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину. В то далекое время люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на немного, чтобы дать возможность собраться, подготовиться и дать отпор врагу.

Давайте кратко познакомимся с летописью Великой Отечественной войны. И откроем первую страницу книги памяти.

Слайд (Города-герои)

Первая глава «Города-герои».

Разговор пойдет о Брестской крепости.

- Города, о которых мы будем говорить, вам надо будет находить на карте.

1. Город Брест.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза. На берегу реки Буг стояла русская крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями. В 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолеты – засыпать бомбами. В первые часы войны сотни воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. В условиях круговой обороны, в глубоком тылу противника стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах кадеты продолжали борьбу. Защитники изнемогали от жажды и голода, но в плен не сдавались. Над воротами они повесили полотнище, на котором кровью было написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!»

Основные силы противника не стали ждать, когда крепость будет взята, и ушли далеко вперед. Враги смогли ворваться в крепость только тогда, когда ее уже некому было защищать. Большинство защитников погибли, а раненые уже не могли держать в руках оружие. Позднее Брестская крепость получила звание КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ,

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!». Страна превратилась в единый военный лагерь.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.

Битва под Москвой

(30.09.1941 г. – 20.04.1942 г.)

Битва за Ленинград

(10.07.1942 г. – 9.08.1944 г.)

Сталинградская битва

(17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.)

Битва за Кавказ

(25.07.1942 г. – 9.10.1943 г.)

Курская битва

(5.07.1943 г. – 23.08.1943 г.)

Битва за Днепр

(август – декабрь 1943 г.)

Немецкие военачальники, нападая на СССР, рассчитывали на легкую и быструю победу. Застигнутые врасплох, советские войска сначала терпели неудачи. Враг стремительно продвигался в глубь советской территории.

Слайд.

Итак, вторая страница - город-герой Ленинград.

В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. Началась блокада  города.

Немало страданий выпало на долю этого города. Самым трудным и трагичным был период блокады, длившийся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По замыслу немецкого командования взятию Москвы должен был предшествовать захват Ленинграда. Гитлер утверждал, что если будет взят Ленинград, то дух славянского народа будет серьезно подорван. Бои за Ленинград начались еще в начале июля. К осени немецкие войска подошли к Неве, окружили город и перекрыли все дороги, по которым шло снабжение продовольствием и боеприпасами. С сентября началась блокада города, который мог поддерживать связь со страной только воздушным путем и по Ладожскому озеру.

В блокированном Ленинграде оставалось около 3 миллионов жителей. Запасов топлива могло хватить на два месяца.

В конце осени Ладожское озеро покрылось льдом, и здесь проложили ледовую трассу, прозванную Дорогой жизни. По этой дороге вывозили людей, промышленное оборудование, доставляли продовольствие, топливо, боеприпасы. Но делалось это не регулярно, поэтому тепла и еды не хватало. Большинство заводов перестали работать. Остановился городской транспорт, в дома перестали подавать электроэнергию. Зимой 1942 года из-за сильных морозов вышли из строя водопровод, отопление и канализация. Жители ходили за водой на реки, разбирали деревянные здания на дрова.

В январе 1943 года блокада была прорвана. Благодаря этому улучшилось снабжение города. Но полностью сняли блокаду только в январе 1944 года.

В блокаду по официальным данным от голода умерли 641 тысяча горожан (по подсчетам некоторых историков – 850 тысяч человек), около 17 тысяч погибли от бомбежек. В городе были разрушены 840 промышленных предприятий, 500 школ, 170 лечебных учреждений, пострадали Эрмитаж, Русский музей, Казанский собор, Смольный дворец и много других зданий.

Слайд.

Следующая страница военной летописи – битва за Москву.

По своей военной тактике Гитлер в странах, на которые нападал, рвался к столицам. Захват столицы вынуждал народ быстрее сдаться. Поэтому направление на Москву было для него важнейшим.

В первые месяцы войны советская армия несла огромные потери и отступала. В ноябре-декабре фронт проходил всего в 25-30 километрах от столицы. Немецкие генералы уже мечтали пройти победным маршем по Красной площади. Предвкушая скорый захват Москвы, Гитлер вынашивал планы ее полного уничтожения. Лучшим способом уничтожения города с лица земли фашистское командование признало затопление. Для этого надо было построить несколько плотин вокруг города. На месте Москвы должно было появиться большое озеро.

30 сентября 1941 года началась грандиозная битва за Москву. На защиту столицы встала вся страна. Отовсюду шли эшелоны с войсками и вооружением. Еще в июле 1941 года были сформированы дивизии народного ополчения, батальоны противовоздушной обороны, специальные пожарные команды. На заводах и фабриках не прекращалась работа.

Вместе с военными сражались народные ополченцы. Большую помощь оказывали партизаны. 600 тысяч москвичей под дождем и снегом самоотверженно возводили оборонительные сооружения. 75% из них составляли женщины. В короткий срок москвичи построили внешний оборонительный пояс и возвели укрепления внутри города.

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся традиционный парад войск. Прямо с парада войска уходили на фронт.

В середине ноября гитлеровские войска снова наступили на Москву. Разгорелись еще более ожесточенные бои. Гигантское сражение на подступах к столице было выиграно нашими войсками. Врага остановили.

5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой и разгромили врага. Фашисты отброшены от Москвы. Это было первое поражение фашистской Германии за всю Вторую мировую войну. План молниеносной войны был сорван. Война затянулась на четыре года.

Слайд (Сталинград)

Следующий этап – Сталинградская битва.

- Сегодня город Сталинград переименован в город Волгоград.

- Прочитайте о битве на странице 143 учебника.

- Что связывает наш район и Сталинградскую битву?

Слайд (Чуйков В.И.)

С этого момента началось изгнание немецких войск с захваченных ими территорий.

        - Прочитайте о том, что происходило на фронтах с лета 1943 года.

Учащиеся читают текст на страницах 144-145.

(есть в учебнике)

Летом 1943 года разгорелось сражение под Курском. Советские войска разгромили врага, заставили его отступить. Победа под Курском стала началом наступления Советской армии.

В 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Советские войска вышли к германской границе.

В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Им руководил выдающийся полководец маршал Георгий Константинович Жуков.

Слайд (Жуков)

- Сейчас мы начнем заполнять следующую главу книги памяти – «Великие полководцы»

Маршал Георгий Константинович Жуков

В годы Великой Отечественной войны (19411945) был членом Ставки, первым заместителем наркома обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего одновременно, командовал фронтами (псевдонимы: Константинов, Юрьев, Жаров): Резервным, Ленинградским, Западным (одновременно был главкомом Западного направления), 1-м Украинским, 1-м Белорусским. Ему первому во время войны было присвоено звание Маршала Советского Союза (18 января 1943).

Многие победы связаны с этим человеком. Вот некоторые из них:

  1. Под командованием Георгия Жукова войска Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом осуществляли оборону Ленинграда
  2. Координировал действия фронтов под Ржевом (операция «Марс» — 1942)
  3. Координировал действия  операции «Искра» при прорыве Ленинградской блокады (1943)
  4. В битве на Курской дуге (лето 1943), где сорван гитлеровский план «Цитадель»
  5. Освобождение Правобережной Украины
  6. На заключительном этапе войны 1-й Белорусский фронт, руководимый маршалом Жуковым, взял Варшаву (17 января 1945)
  7. Победно закончил войну грандиозной Берлинской операцией

Много наград и медалей заслужил   Георгий Константинович Жуков.

Слайд (другие полководцы)

       

А также, в великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева и других. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

Благодаря правильному, четкому командованию военачальников советские солдаты постепенно одерживали победу за победой.  

Слайд.

V. Физминутка

       Третью главу нашей книги памяти назовем «Дети войны».

        Слайд (дети)

        На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Сотни тысяч юношей и девушек активно помогали промышленным и транспортным предприятиям выполнять срочные правительственные задания, участвовали в сельскохозяйственных работах и других.

Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне мальчика судьбу которого описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, взяли его с собой, накормили, и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего. Посмотрите сценку из повести В. Катаева «Сын полка».

Учащиеся показывают сценку.

- Навсегда в памяти людей останутся подвиги юных героев.

Слайд (о юных героях)

Учащиеся зачитывают сообщения.

- В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Зоя Космодемьянская

                                                 

        

Родилась 13 сентября 1923 года.                          

После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному         желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревни Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали.  От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили.
Ей дали звание Героя Советского Союза  за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

                

Лёня Голиков

                                     

             Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик  ушел к партизанам.

                   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.

    Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.  Но вскоре Леня погиб.

 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Валя Котик.

                                          

Родился 11 февраля 1930 года.                                 

  Учился в школе №4 города Шепетовки. Был признанным вожаком пионеров своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

   Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.   

         Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зина Портнова

                            

                

Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была        создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины.   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Марат Казей

                                       

     ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый  класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения. Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу.

    Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

    За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

   

     Навсегда в памяти народной останутся их имена.

Четвертая глава – «Наш район в  годы войны».

Великая отечественная война.… Не обошла она стороной и наши края… Немецкая оккупация села Узуново была недолгой – с 29 ноября по 10 декабря 1941 года. Селу был нанесен значительный урон. Испытало оно и бомбежки с самолетов. Наталья Васильевна Щербатова вспоминала, что две или три бомбы взорвались на другой стороне речки Березни, где потом был организован аэродром совхоза «Россия». Одна бомба взорвалась и в самом селе /нынешняя улица Советская/. Две вражеские бомбы упали правее железнодорожного переезда, недалеко от колодца у жилого дома.

   Все люди, которые не были задействованы в военных действиях, старались помогать фронту. Фактически вся тяжесть основных работ легла на плечи женщин и подростков.

При паническом  отступлении из нашего села фашистам пришлось переправлять технику по льду на правый берег реки Березни, так как деревянный мост через реку был сожжен. При этом в омуте затонули автомашина и пушка. Эта пушка была извлечена из омута более сорока лет спустя, 15 сентября 1987 года.

Слайд.

    «При освобождении Серебряно – Прудского района от фашистских захватчиков в декабре 1941 года пали смертью храбрых два офицера – имена не установлены, сержант Зайцев Сергей, 1920 года рождения, Орловской области, рядовой Волков Анатолий Иванович, 1915 года рождения, из деревни Высокое, Михайловского района, Костромской области, рядовой Копейкин – имя, отчество и место рождения не установлены, два солдата – фамилии, имена, отчества не установлены», слова высечены  на обелиске братской могилы, установленной в честь павших в бою за поселок.

     

В ночь с 8 мая на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашистской Германии. С того времени 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Слайд (День Побелды)

Победа нашему народу досталась дорогой ценой.

     Война унесла почти 28 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна.

       Слайд (обелиск)

- Каждый год жители села обязательно приходят на митинг в парк Победы.

                Здесь в парке поселковом,

              /Что возле средней школы/

              Стоит солдат с оружием                      

               Годами на часах.

               И перед ним в молчании

               Деревья опечаленно

               Стремятся по линейке

               Держать свой строй в рядах.

                      Боец в навечном трауре

                      Со знаменем в руках.

                      Лицо простое, скорбное:

                      Он знаменем надгробия

                      Прикрыл своих товарищей,

                      Прикрыл друзей он прах …  

 VI. Обобщение.

Игра «Деловая конференция».

- Тех, кто хочет побывать в роли историков мы будем приглашать к доске. Остальные дети – журналисты.

Задача «журналистов» - задать интересный, необычный вопрос.

Задача «историков» - дать полный, хороший ответ.

   

VII. Домашнее задание.

       1) С. 140 – 146, вопросы

2) Творческое задание, выполнив его, мы сможем добавить в нашу книгу памяти еще одну главу.

- Много ветеранов Великой Отечественной войны жили, живут в нашем селе.

- Домашнее задание будет творческим: вы должны собрать материал о ветеранах Великой Отечественной войны или людях, как-то связанной с ней.

- Я вам раздам примерные вопросы, по которым вы сможете провести  интервью.

- Послушайте, какой рассказ я составила о своем дедушке Криницине Александре Михайловиче.

Родился в 1925 году на Урале, в  Саткинском районе Челябинской области.

…Уже шла война. Александру Михайловичу еще не было восемнадцати, когда его отправили учиться в полковую школу города Тюмени. По окончании ее, в свой день рождения - 18 лет – он был отправлен на Первый Украинский фронт, в 547-й полк.

1943 года 14 декабря на Житомирском направлении молодой солдат был ранен сразу в обе ноги. На правой ноге палец оторвало, на левой сильно повредило кости. Вот как рассказывал об этом сам Александр Михайлович:

- Привели нас ночью, поставили держать оборону. Было нас трое. Друг о друге еще ничего не знали. Заняли пулеметную ячейку. Укрытие поглубже вырыть уже было некогда. Рядом с нами расположились другие солдаты. Немцы стреляли из пушек, а мы из бронебойных ружей. Одному моему товарищу осколок попал в голову, у другого – кровь по всей спине. Я к ним. Оба умерли на моих руках. Тут же сам был тяжело ранен…

В память о погибших товарищах Александр Михайлович написал картину, которая называется «Оборона Киева. 1943 год. 14 декабря». Художник-любитель создал документальную картину военных действий. Смотря на нее, он каждый раз вспоминал, погружаясь в тяжелые раздумья о былом:

- С помощью санитаров выбрался я из ячейки. На тележке они довезли меня до поляны. И тут немцы вновь начали обстрел. Всю мою шинель осколками посекло, а меня на этот раз не тронуло. Привезли в палатку медсанбата, здесь осмотрели мои раны два молодых врача. Тут опять началась бомбежка. Палатка вся в дырах, укрыться больше негде, а ждать врачам  некогда: надо спасать жизнь раненых солдат. Развели для меня стакан спирта, дали выпить. Выпив его залпом, я отключился… После операции до вечера я пролежал в палатке, а потом меня отправили в тыловой госпиталь, где пришлось очень долго лечиться. Как выздоровел – отправили на войну с Японией.

Александр Михайлович награжден медалью «За победу над Японией», которую ему вручили 11 ноября 1946 года. А еще из наград у него есть орден Великой Отечественной войны II степени и девять медалей.

Вернувшись домой, он узнал, что на войне  пропал без вести в ноябре 1943 года отец -  Криницин Михаил Степанович. Погиб родной брат Петр.  

И началась послевоенная жизнь, только остались раны на теле и раны душевные да солдатская потертая шинель. Сколько еще лет она согревала и выручала в трудную минуту. Победители знали: надо жить. Александр Михайлович стал шофером, и как говорят, крутил баранку всю жизнь. Женился, вырастил детей, воспитал внуков. Забот и хлопот хватало, но всегда в свободную минуту тянуло к краскам и кисти. В квартире Криницина на всех стенах висели картины, созданные им самим.

2008 года 4 марта на 83году жизни Александр Михайлович умер.

Кирилл вам тоже расскажет о своем дедушке.

(Рассказ ученика)

        Сейчас вы становитесь хранителями памяти о городах-героях, о победах нашей армии, о солдатах и детях Великой Отечественной войны.

VIII. Итог урока.

- Спасибо вам за хорошую и активную работу на уроке.

Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...