Разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме "Путешествие по Москве, Казани".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Придворова Мукарама Ахмадовна

В ходе урока дети знакомятся с достопримечательностями Москвы, Казани, узнают об истории возникновения этих городов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_moskve_kazani.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Лекаревская  средняя  общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района  Республики  Татарстан

Урок окружающего мира во 2 классе по теме:

«Путешествие по Москве, Казани».

.

                                                                                       Подготовила и провела

                                                                                                учитель начальных классов

Придворова  Мукарама  Ахмадовна

2012 – 2013 учебный год

Тема: Путешествие по Москве, Казани.

Тип урока: урок  ознакомления с новым материалом.

Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий. У детей было домашнее задание – подготовить проект «Города России», собрать материал и подготовить сообщение о Москве.

Цель: познакомить детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы, Казани; формировать представление  о  плане  города, первоначальные  умения, связанные  с чтением  плана; прививать  чувство  любви  к своей Родине.

Планируемые  результаты: учащиеся  научатся находить Москву, Казань на карте России, Татарстана; называть основные достопримечательности столицы России, Татарстана; делать выводы из  изученного материала.

Оборудование:  презентация  «Достопримечательности  Москвы»; видеролик «Путешествие по Казани»;  фотографии достопримечательностей  Москвы, Казани;  кроссворд о Москве; у учащихся  - карточки с заданиями.

                                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                                    

Учитель:

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
 

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Эмоциональный настрой 

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Окружающий мир у нас сейчас.
                                                                                                                         

Улыбнитесь  друг  другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

  1. Проверка домашнего задания.  
  1. Защита проекта «Города России. Елабуга – жемчужина Прикамья».                                        

IV.Самоопределение к деятельности.

Чудесный город есть на свете
И всем столицам он глава
Для нас, он лучший на планете
Любимый город наш
– Москва.

- Что  знаете о Москве? (Столица России)

-Покажите её на карте.

- Назовите столицу Республики Татарстан. (Казань)

-Покажите на карте.

-А были ли вы в Москве, Казани?

-А  хотите побывать?                                                                   

- Предположите,  о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О Москве, Казани)

-Назовите тему урока.

Задание № 1. (карточки с заданиями)

- Напишите на карте название столицы России и  найдите столицу Татарстана, обведите её кружочком.

-Прочитайте тему урока на стр.  98 учебника (Путешествие по Москве)

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей)

-Прочитайте задачи урока  в учебнике.

Итак, мы отправляемся в Москву. 

Ребята, а на  чём мы туда отправимся? (На самолёте)

Давайте изобразим самолёт и полетели. (Руки в стороны, пробегают вокруг парты)

V.Изучение нового материала.  

1.Беседа, работа по учебнику.                                                                                                 (Слайд 2)   

“Москва!  Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось”!    (А.С. Пушкин)

Это слова  великого русского  поэта Александра Сергеевича  Пушкина, который  родился  в Москве.

-Прочитайте первый абзац  текста на стр.98 (Чтение детьми вслух)      (Слайд 3)

-Составьте и задайте вопросы  к тексту?

Примерные вопросы:

  1. Когда была основана Москва?   (В 1147 году, более 850 лет назад)
  2. Кто был основателем? (Юрий Долгорукий)
  3. Где был заложен город?(На реке Москва)

Задание № 2 (карточки с заданиями)

- Найди отметь галочкой  памятник Юрию Долгорукому.

2. Знакомство с гербом Москвы.    (Слайд 4)

-Что такое герб? (Это эмблема )

Многие города нашей страны имеют свои гербы, и каждый из них неповторим.

-Что изображено на гербе Москвы? (На гербе Москвы изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий  Победоносец)

Задание № 3 (карточки с заданиями)

- Закрась кружок герб Москвы.

3.Знакомство с планом Москвы.         (Слайд 5)

Москва – огромный город. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям, которые приехали впервые.

-Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе? (Ответы детей)  

Общий вид Москвы современной можно рассмотреть на плане.

-А что же такое план? ( План – это чертёж местности)

Чтение  2  абзаца  на стр. 98 учебника.

Задание № 4 (карточки с заданиями)

-Допиши. План – это_______________________________

На данном плане мы видим наиболее известные достопримечательности Москвы, о некоторых из них мы сегодня с вами поговорим.

4.Физминутка.

5. Экскурсия по достопримечательностям Москвы.

(Слайд 6-7)

Итак, город назван в честь Москва – река, которая опоясывает почти весь город. На берегу  реки стоит Храм Христа Спасителя. Посмотрите, какой он красивый, именно в нём происходят все праздничные  богослужения, которые показывают по телевидению.

Я вам,  ребята, предлагаю самим стать экскурсоводами, давайте послушаем ваши сообщения, подготовленные дома.

(Слайд 8 -9)

    Сообщение  о Большом Театре, Театре зверей имени В. Дурова

Большой театр – гордость оперного и балетного искусства. Этот театр один из крупнейших в России. В 1825 году  состоялось его открытие.

      Театр зверей имени В. Дурова – это необычный дом, подобного которому в мире нет. Открыл этот уголок в 1912 году Владимир  Дуров – цирковой артист, клоун, дрессировщик, писатель, учёный. Главные герои спектаклей – звери. По другому ещё этот театр называют  «Уголок дедушки Дурова.»

(Слайд 10 -11)

Сообщение о Цирке на Цветном Бульваре, о Третьяковской галерее.  

    Цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России. Построен он в 1880 году. Долгие годы директором цирка  был известный клоун и артист Юрий Никулин.

  Третьяковская галерея  названа в честь купца Павла Михайловича  Третьякова. Он все деньги тратил на покупку картин, которые развешивал по  комнатам своего просторного дома и разрешал смотреть картины всем желающим. А потом он подарил  картины и галерею городу Москва. В ней хранится около 35 тысяч картин.

Слайды (12 – 18 )

Сообщение о Кремле, Красной площади.

          Кремль – это сердце Москвы. Это одно из самых красивых сооружений   города. Сначала стены Кремля были деревянными , затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Сейчас зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Здесь можно увидеть каменные палаты, богатые терема и соборы с золотыми куполами. На стенах Кремля 19 башен т все они разные. На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звёзды. Кремль находится на Красной площади, на которой проходили и проходят праздничные шествия и парады. На площади  есть храм Василия Блаженного. Купола на нём разноцветные и разной формы. Недалеко  располагается  памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Они были предводителями народного ополчения, защитившими Москву и Русь от польских захватчиков.

Слайд (19)

Конечно, в Москве очень много и других достопримечательностей. Например, в районе Останкино есть  телевизионная башня. Её высота  540 метров.

Слайд (20)

По предложению великого учёного М.В. Ломоносова в 1755 году  был открыт Московский университет.

Слайд (21)

Московский зоопарк основан в 1864 году. Коллекция зоопарка насчитывает 6094 экземпляров животных.

6.Разгадывание кроссворда  «Москва»

1. Сердце Москвы. (Кремль)

2. Парк, в который люди приходят посмотреть на животных.  (Зоопарк)

3. Главное учебное заведение Москвы, носящее имя М.В. Ломоносова. (Университет)

4. Учреждение культуры, артисты которого выступают на манеже. (Цирк)

5. Артисты театра им. В. Дурова. (Звери)

6. Район Москвы, в котором находится телевизионная башня. (Останкино)

- А сейчас мы отправимся в Казань.

-Приготовились,  полетели. (Руки в стороны, обегают парту)

6.Знакомство  достопримечательностями  Казани.

Просмотр  видеоролика «Казанский Кремль» в сопровождении рассказа учителя.

Рассказ учителя.

Главной  достопримечательностью города Казань является крепость, с которой началась история города.   Крепость состоит из 13 башен.  Казанский Кремль расположен на холме.

Одна из достопримечательностей – это мечеть Кул Шариф.

Башня Сююмбеки – это семиярусная падающая башня овеяна легендами и стоит в самой древней части города.  Её  высота  58 метров, наклон около 2 метров.

7. Задание № 5, 6 (карточки с заданиями)

8. Разложить  фотографии на 2 группы.  Соотнести с надписями.  (Казань, Москва)

VI.Рефлексия.

-Кто был основателем Москвы?

- Назовите главные достопримечательности Москвы?

-Захотелось ли отправиться в настоящее путешествие по Москве и Казани?

VII. Домашнее  задание: страница 98 – 101 читать, отвечать на вопросы, задание  № 4, подготовить сообщение о достопримечательностях Казани по желанию.

Кроссворд «Путешествие по Москве»

По горизонтали:

4. Как называют воина, изображенного на гербе нашей столицы? 8. Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы. 10. Город, стоящий на берегах ...-реки, основанный более 850 лет назад, столица нашей Родины. 14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.

По вертикали:

1. Сердце Москвы. 2. Из кирпича какого цвета сложены стены Московского Кремля? 3. Там находится телевизионный центр. 5. Самая популярная улица города, на ней снимается передача «Скажи на СТС». 6. Как называются часы, по которым сверяет время вся страна? 7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками. 10. Усыпальница В. И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади. 11. Он находится на Цветном бульваре. 12. Князь Юрий Долгорукий — ... города. 13. Музей картин великих художников — Третьяковская…9. На стенах Кремля их  19, все они разные, на них горят  пятиконечные рубиновые звёзды.

Ответы:

По горизонтали: 4. Всадник. 8. Красная площадь. 9. Башни. 10. Москва. 14. Храм Христа Спасителя.

По вертикали: 1. Московский Кремль. 2. Красного. 3. Останкино. 5. Арбат. 6. Куранты. 7. Большой театр. 10. Мавзолей. 11. Цирк. 12. Основатель. 13. Галерея.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока окружающего мира 3 класс

разработка урока окружающего мира  по теме "Свойства аоды. Роль воды в природе" 3 класс  УМК Гармония...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России»....