Групповой исследовательский проект «Мы – часть страны, мы – уголок России»
проект по окружающему миру (1 класс) по теме

Киселева Ирина Алексеевна

Младший школьный возраст является начальным этапом в проектной деятельности. Дети, работающие над проектом, приобретают опыт проектной деятельности и личной ответственности. В основе данного занятия лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Цель проекта – формирование навыков диалогового общения, уважительного отношения к иному мнению.

Дети занимаются изучением исторического и культурного наследия Владимирского края. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа получает инструкционную карту, работают совместно и готовят презентацию проделанной работы.

Материал был представлен на городском семинаре для воспитателей ГПД «Реализация программы духовно-нравственного воспитания учащихся школы I ступени в системе школьного и дополнительного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoy_issledovatelskiy_proekt.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 13

Групповой исследовательский проект

«Мы – часть страны, мы – уголок России».

Выполнил: учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории     Киселева И. А.

Владимир 2012

Цель: формирование навыков диалогового общения и социального общения.

Задачи:

  1. изучение  исторического и культурного наследия Владимирского края;
  2. развитие чувства любви к малой Родине и гордости за ее великое прошлое;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению;
  4. совершенствование устной и письменной речи.

Форма работы: группы сменного состава.

Центры:

Историки

Краеведы

Лингвисты

Филологи

Результат работы: коллективное оформление альбома «Моя малая Родина»,который используется на уроках как дидактический материал.

Технология работы.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Сценка.

Участники – дети в русских народных костюмах.

Раздается стук в дверь. На пороге появляются гости в костюмах (девочка и мальчик).

Мальчик: «Здравствуйте, люди добрые! Мы путешественники. Во многих странах побывали, много интересного  повидали».

Девочка: «Но, куда бы малина не заманила, а родное село назад привело».

Мальчик: «На чужой стороне Родина милей вдвойне».

Девочка: «Соскучились мы по родной земле, по русской речи».Дети встречают путешественников хлебом-солью.

- Издавна на Руси существует обычай такой: гостей хлебом-солью встречать, да в дом приглашать.

Путешественники: «На чужбине и калач не в радость, а на Родине черный хлеб в сладость».

Дети: «Милости просим, дорогие гости. Будьте, как дома».

  1. Звучит музыка «С чего начинается Родина».

  1. Учитель: «Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о нашей Родине; о том, какую роль она играет в жизни каждого человека».

- Родина начинается на пороге твоего дома. У каждого человека она одна. Мы любим свою Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Но в огромной стране у каждого человека есть любимый маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился, малая Родина.

  1. Рассказы детей о своей малой Родине (дети готовились заранее).

  1. Работа в группах.

Ученики разбиваются на группы, распределяют роли внутри группы.

Каждая группа получает инструкционную карту.

Инструкционная карта для историков

  1. Прочитайте тексты.
  2. Из предложенных текстов выберите тот, в котором говорится о происхождении слова «Родина».
  3. Дайте ответ на вопрос: откуда произошло слово «Родина»?

Инструкционная карта для краеведов

  1. Прочитайте текст.
  2. На основе имеющихся знаний заполните пропуски в тексте.
  3. Подготовьте пересказ полученного текста.

Инструкционная карта для лингвистов

  1. С помощью словарей объясните лексическое значение слова «Родина».
  2. Найдите в словарях родственные слова к слову «Родина» и объясните их лексическое значение.
  3. Ответьте на вопрос: что объединяет эти слова?

Инструкционная карта для филологов

  1. Из предложенных слов на карточке составьте пословицы о Родине.
  2. Прочитайте текст «Наше Отечество».
  3. Найдите в тексте синонимы к слову «Родина» и объясните значение этих слов.

  1. Первоначальное ознакомление с инструкционными картами.

9.  Постановка цели и выход на задачи проекта:

- объяснить происхождение слова «Родина»;

- восстановить имеющиеся знания о родном крае;

- объяснить лексическое значение слова «Родина» и родственных слов.

- найти синонимы к слову «Родина».

10. Правила работы в группе:

- уверенно высказывать свою точку зрения;

- работать дружно, слаженно;

-не перебивать друг друга;

-уважать мнение другого человека и т.д.

11. Совместная работа учащихся над заданием.

Направляет деятельность учеников учитель, если это необходимо.

12.Презентация проделанной работы по центрам.

13. Оценивание проектной деятельности другими учащимися.

14. Отображение настроения детей  в виде аппликации на доске.

На доске помещено дерево без листьев. Дети прикрепляют к нему листок, который соответствует его настроению (красные, желтые, коричневые).

15. Итог занятия.

Приложение.

Владимир был основан в ___________ году на высоком, живописном берегу реки _____________. Славяне начали заселять наш край уже в начале ________ века. Город носит имя своего основателя __________________________________. Редчайшим памятником русской  военно – оборонительной архитектуры  XII в. являются_______________________. Внимание туристов  привлекает красота___________________ и ______________________ соборов. Город Владимир входит в _________________ кольцо России.

Текст №1

На  высоком левом берегу реки Клязьмы, где теперь стоит город Владимир, поселения существовали уже в начале IX века. Первоначально на этом месте появилась крепость для защиты от набегов врага. Вокруг крепости были насыпаны земляные валы с деревянными постройками. Эти укрепления образовали ядро г. Владимира, получившего имя своего основателя Владимира Красное Солнышко.

Текст №2

Слово «Родина» произошло от слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает имя древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был назван в честь бога Рода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Долгосрочный групповой исследовательский проект "Речка детства"

Центральным действием при работе над проектом является создание иллюстрированного альбома «Речка детства», который будет отправлен на городской конкурс. Для того, чтобы создать конечный «продукт»,детя...

Групповой исследовательский проект "Государственный природный заповедник Тигирекский". 2 класс.

Тема данного проекта актуальна - проект посвящён году охраны окружающей среды. На районной научно-практической конференции мои ученики заняли второе место (из четырнадцати)....

Исследовательский проект " Страны мира"

Исследовательский проект разработан для учащихся 4 классов . Цель проекта : учить детей  самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, планировать результаты своей деятельност...

Исследовательский проект на тему: «Я в стране Журналии»

В нашем журнале мы предполагаем название других рубрик и подключение корреспондентов из других классов. В перспективе организовать собственное издание журнала нашей начальной школы....