Главные вкладки

    Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе
    статья по теме

    Петрова Александра Георгиевна

    В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте интегрированы знания по литературе, природоведению, ИЗО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе.

                             

             Детство – это тот период жизни, когда  каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по- разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками  либо как развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для порождения их ценностей и смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы, поэтому такое важное  значение имеет групповая работа. Именно работая в группе, дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.

                                              Этапы совместной работы:

    1. Определить состав группы;
    2. Выбрать старшего (по жеребьёвке или по желанию);
    3. Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений);
    4. Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
    5. Каждый участник продумывает,  каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
    6. Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
    7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с   тем, что задумано (общее дело);
    8. Из отдельных результатов получается один большой  результат.

                                         Правила совместной работы

    1. Работать дружно,  т.е. быть внимательными друг к другу,  вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
    2. Работать по плану (сверять дела с планом).
    3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
    4. Качественно выполнять работу.
    5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.

          Для того, чтобы все эти правила заработали необходимо вызвать у детей  интерес к работе над групповым проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко .

          В качестве примера, расскажу о работе над групповым исследовательским интегрированным проектом «У природы нет плохой погоды». Над проектом работали ученики начальной школы гимназии «Эллада». Когда данный проект был представлен на детской окружной конференции проектно – исследовательских работ, у членов комиссии вырвались слова: «Этого не может быть! Ученики начальной школы не в состоянии этого понять, а тем более сделать всё самостоятельно». А цели дети действительно ставили перед собой значительные: расширить систему представлений и первоначальных понятий о временах года, найти отражение сезонных изменений в произведениях русской литературы, в найденных отрывках выявить выразительные средства языка, различные тропы и фигуры речи.

       И дети не подвели, справились с поставленными задачами. Наши дети никогда не подводят, когда в них верят, когда есть общее дело, когда такие понятия, как взаимовыручка в совместной исследовательской работе, не пустые слова.

      Тропы и фигуры речи изучаются  в средней школе и то «со скрипом». Учителя литературы говорят о том, что эта тема очень сложная и старшеклассники часто путают различные тропы. Почему же ученикам начальной школы удалось овладеть этой темой довольно легко?

     Для малышей это был первый опыт самостоятельной исследовательской работы. На первом этапе они выделили сезонные изменения в природе. Затем была проделана серьёзная  аналитическая работа. Ребята прочитали огромное количество стихов русских поэтов в поисках отображения сезонных изменений в природе. Детьми был собран богатейший дидактический материал. На третьем этапе, вчитываясь в найденные поэтические отрывки, дети с лёгкостью научились определять выразительные средства языка. В средней школе выразительные средства языка изучаются постепенно, материал вводится дробно, не является для детей личностно значимым. В нашем же случае тропы и фигуры речи вводились целым блоком, был подобран огромный дидактический материал. Дети могли сравнивать, находить сходства и  различия, искать взаимосвязи, обобщать.

           Таким образом, групповой исследовательский проект – это первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности.

    Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. Можно сделать вывод о том, что проектно – исследовательская деятельность, став неотъемлемой  частью содержания образования, является устойчивой формой образовательного процесса.

                                             Петрова А.Г., учитель начальных классов гимназии «Эллада»

     Приложение

    Фрагмент исследования Янбаевой Маргариты, ученицы 3 класса «Б» школы «Эллада» .

    Сезонные явления в живой природе зимой

    Цитаты

    Выразительные средства языка

    Замедление течения древесных соков в зимний период.

    Период покоя в жизни растений.

    «Поёт Зима – аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка» .

    С.Есенин

    «Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна…»

    С.Есенин

    Тёмный лес – что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно…»

    И.Суриков

    «И стоит он, околдован ,-

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован ,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой…»

    Ф.Тютчев

    Олицетворение

    Эпитет

    Гипербола

    Олицетворение

    Олицетворение

    Олицетворение

    Метафора

    Как выглядят хвойные растения зимой.

    «Густой зелёный ельник у дороги,

    Глубокие пушистые снега».

    И.Бунин

    «Прозрачный лес один чернеет ,

    И ель сквозь иней зеленеет…»

    А.Пушкин

    Эпитет

    Эпитет

    Как выглядят лиственные растения зимой.

    «Учись у дуба, у берёзы

    Кругом зима. Жестокая пора!

    Напрасные на них застыли слёзы

    И треснула, сжимаяся, кора».

    А.Фет

    Риторическое восклицание

    Метафора

    Жизнь оседлых птиц зимой.

    «Только серые вороны

    расшумелись   на лугу»

    «А над самою макушкой

    Долбит дятел на суку».

    С.Есенин

    «На полянке куропатки

    Снег копают без лопатки.

    И коварному врагу

    Не заметить их в снегу»

    Г.Ладонщиков

    «Сорок , значит спугнул Егорка . Мышковали тут сороки : кругом мышиные петли – дорожки»

    Олицетворение

    Эпитет

    Метафора

    Жизнь кочующих птиц зимой.

    «И сладко слушать у балкона,

    Как снегири в кустах звенят».

    И.Бунин

    Где летом пели зяблики,

    Сегодня – посмотри! –

    Как розовые яблоки,

    На ветках снегири».

    З.Александрова

    «Зёрен хочется синице,

    Но к кормушке сесть боится».

    Г.Ладонщиков

    Метафора

    Сравнение

    Недостаток пищи (голод) .

    Воробышки игривые,

    Как детки сиротливые,

    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,

    Голодные, усталые,

    И жмутся поплотней…»

    С.Есенин

    Сравнение

    Эпитет

    Жизнь зверей зимой

    «Белка спряталась в дупло –

    В нём и сухо, и тепло».

    «Под корягой в буреломе

    Спит медведь, как будто в доме.

    Положил он лапу в рот

    И, как маленький, сосёт».

    «У косого нет берлоги,

    Не нужна ему нора:

    От врагов спасают ноги,

    А от голода – кора».

    Г.Ладонщиков

    Сравнение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Реализация исследовательских проектов в начальной школе на основе интегративного подхода"

    В статье представлен опыт организации исследовательской и проектной деятельности на интегративной основе. Согласно теории обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с ...

    Темы исследовательских проектов в начальной школе

    В помощь  учителю начальных классов предлагаю  ряд  тем  исследовательских  проектов. ...

    Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен  на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не...

    Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

    Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

    Темы исследовательских проектов в начальной школе

    В документе представлен список тем для работы над исследовательскими проектами в начальной школе....

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

    Методика работы над исследовательским проектом в начальной школе

    В качестве примера рассматривается работа по исследованию микроклимата классного помещения учащимися и влияние данного микроклимата на процесс обучения....