Статья "Реализация исследовательских проектов в начальной школе на основе интегративного подхода"
статья на тему

В статье представлен опыт организации исследовательской и проектной деятельности на интегративной основе. Согласно теории обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Если эта информация затрагивает не только разум, но и душу, несет эмоциональную составляющую, то она становится не просто знанием, а ценным личностным опытом. Добиться этого эффекта позволяют исследовательские проекты, основанные на интеграции различных предметных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balueva_n.m._statya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. М. Балуева,

учитель начальных классов

МОБУСОШ № 37

г. Таганрога

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни общества, оказывают существенное влияние на общеобразовательную школу. Перед ней встают новые цели и задачи, изменяется ориентация ее деятельности, в центре которой – развивающаяся личность ученика, создание условий, необходимых для ее самоопределения и самореализации, становления индивидуальности, раскрытия творческих возможностей. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, предъявляемые ФГОС второго поколения, ставят школу перед необходимостью находиться в состоянии постоянного совершенствования образовательного процесса, быть открытой для инноваций. Именно такой школой и является школа № 37 г. Таганрога – школа с углубленным изучением искусств и английского языка.

Реализовать на практике новый результат личностно-ориентированного образования учителям школы позволяет использование инновационных педагогических технологий. На наш взгляд, личностные, метапредметные и предметные результаты лучше всего достигаются благодаря использованию технологий проектного и проблемно-исследовательского обучения. Создание проблемной ситуации требует проявления познавательной активности и творчества учащихся. Только при этом условии обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Именно эти технологии позволяют обучение сделать поистине дифференцированным, т.к. каждый ученик выбирает объем, форму и направление деятельности самостоятельно, и интегрированным, потому что при разработке любой темы необходимо привлекать знания, умения и навыки из различных предметных областей. В качестве инструментария для инновационной технологии выступает деятельностный метод.

Идеи обучения на основе вышеуказанных технологий впервые были высказаны американским философом и педагогом Д. Дьюи. В отечественной педагогике теория и практика проблемно-поискового обучения разрабатывалась в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, А. М. Матюшкина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и др. В настоящее время в связи с необходимостью в качественно новых характеристиках образовательных систем и переходом на личностно-ориентированную парадигму образования метод проектов снова востребован в практической деятельности учителя.

Емкую оценку использованию проектной и исследовательской деятельности дал в своей книге А. И. Савенков: «Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, и эти основы должны закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе... Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности в среднем звене и в старших классах. Главный результат проектной деятельности – неоценимые навыки общения и сотрудничества со сверстниками и учителями, самореализация и саморазвитие» [1, с. 4].

Согласно теории обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Если эта информация затрагивает не только разум, но и душу, несет эмоциональную составляющую, то она становится не просто знанием, а ценным личностным опытом. Добиться этого эффекта позволяют исследовательские проекты, основанные на интеграции различных предметных областей. Современные учебно-методические комплекты для начальной школы позволяют интегрировать содержание различных предметов и добиваться высоких образовательных результатов.

Исходя из положения, что образование сейчас рассматривается как залог успешной социализации ребенка в будущем, основой для интеграции в своей практике мы выбираем курс «Окружающий мир», т. к. именно в рамках этой предметной области происходит знакомство с внешним миром и развиваются навыки взаимодействия с ним. Знания, полученные на уроке окружающего мира, преломляются сквозь призму математических и филологических понятий и становятся практически востребованными. Организуя образовательный процесс, мы используем систему проектов, основанную на содержательном единстве всех компонентов, входящих в УМК «Школа 2100». Дополнить знаниевый компонент помогает эмоционально-образная составляющая предметов художественно-эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство и художественный труд.

Самые интересные исследовательские проекты обучающихся представляются на заседаниях Ученического научно-исследовательского общества, которое функционирует в школе № 37 уже девять лет. Примером такой работы может служить проект, выполненный выпускниками начальной школы, под названием «История донского края в сказках и легендах».

На уроках окружающего мира дети столкнулись с проблемой – малым запасом знаний о истории родного края. На этапе сбора информации возникла еще одна проблема – недостаточное количество книг о донской земле, в том числе детских. Следует отметить, что возможности школы с углубленным изучением искусств и английского языка позволяют максимально использовать интеграцию для создания в рамках проекта поистине масштабного и интересного продукта. Ниже представлены поэтапные шаги его реализации.

I. Исходный этап

1. Сформулирована тема «История донской земли в сказках и легендах» и цель проекта: познакомиться с древнейшей историей донской земли, сохраненной в преданиях. Определен конечный результат – создание брошюры о природе и истории Донской земли.

2. Определено количество участников проекта, состав группы.

3. Проведен первичный срез знаний по теме исследования по тексту, составленному учителем.

4. Заполнена входная анкета (Что знаю, что хочу узнать)

II. Этап разработки плана

1. Сформулированы поэтапные задачи: собрать материал, переложить его на язык сказок и легенд, проиллюстрировать и перевести на английский язык.

2. В качестве способов сбора и анализа информации были выбраны следующие:

  1. чтение научно-популярного текста,
  2. выделение ключевых слов,
  3. подбор синонимов, метафор, афоризмов, которые позволили бы изменить язык и стиль текста,
  4. составление плана повествования.

3. В качестве источников информации были выбраны:

  1. книги из списка, предложенного учителем, и самостоятельно найденные в библиотеке,
  2.  ресурсы сети Интернет (по аннотированному каталогу, составленному учителем.

4. В качестве средств и методов выполнения сбора информации остановились на:

  1. самостоятельном изучении найденной информации,
  2. совместном обсуждении прочитанного,
  3. консультации специалиста.

5. Обсудили критерии и способ оценки качества проекта:

  1. объем изученного материала,
  2. самостоятельность суждений,
  3. краткость, яркость, доступность речи,
  4. соответствие тексту иллюстративного материала,
  5. качество оформления,
  6. оригинальность представления.

6. В качестве формы представления результатов была выбрана презентация сборника сказок и легенд.

7. Определили формы работы (индивидуальная, групповая), распределили обязанности:

  1. сбор и первичная обработка информации (выделение главного, существенного),
  2. пересказ собранной информации в стиле, соответствующем сказкам и легендам,
  3. создание иллюстраций,
  4. перевод основного содержания на английский язык,
  5. создание макета книги.

8. Установили сроки выполнения проекта.

III. Реализация проекта

1. Проведение исследования начали с экскурсии в древний Танаис, получили консультацию опытного экскурсовода по интересующим вопросам.

Начали сбор, анализ и обобщение информации из разных источников по ранее составленному плану.

2. Фиксировали, обрабатывали, трансформировали информацию. Создавали иллюстрации, делали перевод.

Отметим, что в рамках работы над проектом учащиеся осваивали основы информационно-коммуникативных технологий. Школьники учились использовать программу MS Word для создания и форматирования документов; искали, собирали, анализировали и систематизировали данные, полученные из Интернета и других источников информации; создавали презентацию, в которой использовались графика, анимация и звуки с помощью программы MS PowerPoint; организовывали деловое общение при совместном решении вопросов.

3. Проанализировали полученный материал. Пришли к выводу, что недостаточно информации об объектах своей местности, решили сочинить свои сказки и легенды, объясняющие название природных объектов родного города. Подражая легендам других народов о животных, составили собственные.

4. Провели итоговый срез знаний по теме исследования, проанализировали результаты.

5. Оформили материалы для презентации.

6. Прошли подготовку у школьного психолога перед публичным выступлением.

IV. Завершающий этап

1. Представили проект на общее обсуждение в классе.

2. Провели экспертизу проекта в соответствии с заданными критериями.

3. Обсудили процесс и итог работы, групповые и личностные достижения по ранее составленным критериям.

5. Заполнили выходную анкету. Учащиеся осознали сделанное, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?"

6. Выступили на конференции Ученического научно-исследовательского общества, ответили на вопросы членов экспертного совета, отстаивали свою точку зрения, сформулировали окончательные выводы.

Безусловно, такая масштабная работа требует большой подготовки учителя, привлечения специалистов из разных областей знаний, но результат ее – развитие познавательного интереса, познавательных умений и навыков учащихся, формирование умения критически мыслить, ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из различных областей наук, выстраивать совместную деятельность.

Учащиеся так увлеклись этим проектом, что не остановились на достигнутом и стали работать над второй книгой, переложив на язык легенд историю возникновения казачества на Дону, особенности быта и традиций казаков. Кроме предметных областей изобразительного искусства и английского языка, были привлечены знания  и умения, полученные на уроках технологии и музыки. Школьники, работая над созданием книги о традициях казаков, собирали казачьи песни, пробовали себя в гончарном ремесле и росписи посуды. Подобный опыт, полученный в исследовательском проекте, охватывающем несколько предметных областей, оставит неизгладимый след не только в памяти, но и в душе ребенка, а знания, полученные в ходе реализации проекта, будут по-настоящему осмысленны и прочны.

Уже в начальной школе ученики от исследований явлений окружающего мира приходят к исследованию и познанию своего внутреннего мира и человеческих отношений. Наблюдая за изменениями, происходящими в сознании, эмоциональном настрое, в поведении детей и в их отношениях с одноклассниками в процессе поисковой деятельности, можно сделать вывод, что и воспитательную работу необходимо проводить на деятельностной основе, используя проблемно - поисковые технологии. Таким образом, технология  проектного обучения может реализовать не только обучающие, но и воспитательные цели.

Например, первоклассники, знакомясь с произведением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», узнают, что это стихотворение было написано почти сто лет назад. Возникает вопрос: изменились ли представления людей о «хорошем» и «плохом» за почти вековой промежуток времени? Мнения детей разделились. Решили провести исследование на тему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» в представлении современного человека». Поставили цель и разработали поэтапные задачи – провести опрос людей из ближайшего окружения по теме исследования, взять интервью у директора школы и учителей, работающих с классом, по исследуемой проблеме, составить шкалу ценностей в современном обществе, соотнести ее с «советами», данными детям В. Маяковским. В качестве продукта проекта решили выбрать стенгазету с подборкой русских пословиц и поговорок.

В результате проведенного исследования было выяснено:

  1.  папы и мамы считают, что хорошо помогать друг другу. С ними согласились ученики 4-х классов;
  2.  дедушки и бабушки говорят, что надо быть послушным, правильно себя вести. С ними согласились старшие братья и сестры;
  3.  учителя утверждают, что самое главное - доброе сердце;
  4.  11-классники - дружба, любовь.

Среди самых «плохих» качеств братья, сестры и 11-классники называют грубость, для дедушек и бабушек хуже всего ложь и лицемерие, папы и мама утверждают, что плохо не учиться, быть недоучкой, ничем не интересоваться, учителя считают, что очень плохо обижать друг друга, а для учеников 4 классов нет никого хуже драчунов.

В завершении работы были сделаны вывод: проблемы, поднятые в стихотворении В. Маяковского, актуальны и в наше время; в XXI веке люди чтят заветы, оставленные далекими предками: творить добро, оказывать помощь всем нуждающимся в ней, уважать старших, прислушиваться к их советам, не лгать, не воровать, не поднимать руку на другого человека. И эту мудрость сохранили до наших дней пословицы, поговорки, сказки и другие произведения устного народного творчества. Свое исследование дети, подражая        В. Маяковскому,  закончили словами:

Мы живем большой семьей

В этих школьных стенах.

Ваши добрые дела

Будут нам примером.

И должны мы все сказать –

Выпускник и кроха:

Будем делать хорошо

И не будем плохо!

В рамках работы школьной научной конференции эта работа была отмечена грамотой в номинации «Дебют».

И. Гёте считал, что главный фундамент нравственности – добрая воля [2, с. 321]. Проектное обучение позволяет поставить детей в активную позицию, исследовать социум на предмет моральной и нравственной составляющей и сделать осознанный выбор качеств личности, необходимых каждому индивиду, чтобы носить звание цивилизованного человека. Именно отход от прямолинейной дидактики и включение воспитанников в непосредственную развернутую деятельность, надеюсь, позволит создать условия для опосредованного воздействия на учащихся, приобретения ими первоначального поведенческого опыта в жизненно значимых ситуациях.

За все годы работы школьного Ученического научно-исследовательского общества учащимися начальной школы было представлено немало работ. Вот темы некоторых из них:

Название темы

Класс

Результат

«Глобальное потепление на планете Земля: миф или реальность»

1

Грамота

«Изучение влияния глобального потепления на климатические условия нашей местности»

2

Диплом 3 степени

«Пищевые добавки: польза или вред»

3

Диплом 1 степени

«Уроки истории: 65-летию Великой Победы посвящается»

4

Диплом 3 степени

«Влияние установки на результат деятельности»

4

Грамота

«Интеллектуальные способности кошек»

1

Диплом 3 степени

«Вся ли вкусная пища полезна»

2

Диплом в номинации «Практическая значимость темы исследования»

«Народный календарь и современный климат»

2

Диплом в номинации «Лучше электронное сопровождение проекта»

«История Донского края в сказках и легендах»

3

Диплом в номинации «Уровень самостоятельности и интегративный характер темы исследовательского проекта»

«Потребности человека в современном обществе»

3

Диплом в номинации «Оригинальный подход к раскрытию темы исследования»

«Имя человека: дань моде или древняя традиция»

3

Диплом в номинации «Оригинальный подход к раскрытию темы исследования»

 

Необходимо учитывать, что исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема должна быть интересна  и доступна ребенку, а решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором, а тема должна отличаться оригинальностью, быть с элементами неожиданности, необычности. Главный педагогический результат реализации исследовательских проектов, по мнению А.И. Савенкова, «бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения и навыки» [3, с. 171].Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что проектное и исследовательское обучение, основанное на процессах интеграции различных предметных областей, обеспечивает гуманистический и личностно-ориентированный подход к современному образовательному процессу, признание прав ученика на полный или частичный выбор изучаемого содержания, уровня его освоения и ответственности за сделанный выбор. Использование проблемно-исследовательской и проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности помогает становлению и развитию творческой личности, способной принимать самостоятельные решения с позиций приоритета общечеловеческих ценностей.

Литература

  1. Савенков А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  2. Гете И. Словарь афоризмов (В мире мудрых мыслей). – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
  3.  Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Темы исследовательских проектов в начальной школе

В помощь  учителю начальных классов предлагаю  ряд  тем  исследовательских  проектов. ...

Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен  на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися начальной школы на основе компетентностного подхода"

Охрана здоровья детей это приорететное направление ФГОС, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания....

Темы исследовательских проектов в начальной школе

В документе представлен список тем для работы над исследовательскими проектами в начальной школе....

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка.Данная работа будет интересна учителям начальных классов и учителям русского языка....