В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы (из опыта работы)
статья

Навицкая Оксана Анатольевна

Статья о том, как правильно построить работу над проектом  с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_nad_proektami_v_nachalnoy_shkole.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы

(из опыта работы)

О.А. Навицкая, учитель начальных классов

 Иркутский район, п. Молодежный, МОУ«СОШ поселка Молодежный»

Актуальность. Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторыми знаниями и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.  Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Цель моей статьи:  рассказать об особенностях работы с индивидуальными проектами учащихся, на основе своего опыта. Основываясь принципам, которые описаны выше, веду проектную работу  с детьми на протяжении пяти лет. За это время были реализованы следующие проекты: исследовательские - по окружающему миру «Неблагоприятная экология поселка Молодёжный как результат деятельности человека», «Исследование снежного покрова в окрестностях поселка Молодежный», «Вулканы: вред или польза», «Польза эфирных масел растений для здоровья человека», творческий проект «Можно ли нарисовать пейзаж, используя всего три основных цвета» и др.

         Дети, защищающие эти проекты, становились призёрами муниципальных и региональных Научно – практических конференций.

         Проектная деятельность осуществляется в рамках внеурочного занятия «Я – исследователь», которое проводится раз в неделю. А также провожу индивидуальную работу с детьми. Сразу хочу отметить, что работа с проектами проводится  на добровольной основе. Сначала провожу в начале учебного года опрос среди детей, родителей, рассказывая об особенностях проектной работы, выявляя тем самым заинтересовавшихся. Затем вместе с ребенком подбираем тему проекта, учитывая интересы, или отталкиваемся от проблемы, существующей, например, в окружающей среде. Например, Анфиса занимается в художественной школе, для себя она решила поставить эксперимент, сможет ли она нарисовать пейзаж тремя основными цветами? Соответственно, вопрос этого эксперимента переходит в тему, цели, задачи.  Или, Даниила давно интересовала проблема загрязненности окружающей среды поселка, в котором он живёт. Проблема обозначилась сама собой, от неё мы и оттолкнулись, поставили цель, задачи, которые нужны будут для достижения цели. Все начинается с выявления проблемы или интересов, с помощью моей беседы с ребенком, либо с родителями.  

Разрабатывая  проект с ребенком младшего школьного возраста, считаю, что это большая кропотливая работа, состоящая из определенных этапов. На исследование, подготовку к защите, создание продукта - нужно время. Не все дети выдерживают прохождение этих этапов,  по причине занятости, страха выступать на публике. Да, психологический аспект имеет свое место. Как правило, остаются те дети, кто умеет грамотно изложить свои мысли вслух и  не боится отвечать на заданные ему вопросы в процессе работы. Я называю их будущими ораторами. Поэтому важной задачей учителя начальных классов является -  развитие речи учащихся на уроках литературного чтения, русского языка, обогащение словарного запаса, обучение умению говорить.  

Немаловажную роль в создании проекта играют самые главные помощники – это, родители. В особенности, в  создании продукта или организационные моменты  (помочь поставить опыт, записать на видео и т. д.)

Подводя итог, хочу сказать, что при индивидуальной работе с детьми над проектом, прежде всего я учитываю их интерес к определенной теме, а также желание  исследовать, осознание ими, что проект это большая работа, начиная от получения ими различных сведений по теме  до защиты.

Список литературы:

«Организация проектной деятельности младших школьников». Практическое пособие для учителей начальных классов. Автор: М.В.Дубова. Москва, Баласс, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Что приобрести к новому учебному году. Рекомендации для родителей учеников начальной школы (из опыта работы).

Много забот ложиться на плечи мам, пап, бабушек и дедушек перед школой. Для того чтобы все успеть и  расходы были значительно меньше,  начинайте покупки заранее. Так как в авгус...

Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...

Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы

Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)

Подробное содержание действий обоих субъектов  образовательного процесса при работе над проектом....

Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).

Развитие  исследовательского  поведения  учащихся  начальной  школы  на  уроках русского  языка....