Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Несмашная Наталья Ивановна

Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_srednie_veka_4_klass.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

I  Оргмомент.

Сегодня мы, ребята, продолжим изучать страницы всемирной истории.  Урок наш мы проведём в форме конференции, на которой вспомним, что мы знаем о Древней Греции и  Древнем Риме  и рассмотрим  с новую тему: Средние века: время рыцарей и замков.( Слайд 1)

Девиз,  под которым пройдёт конференция:

История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

(Цицерон)

 (Слайд 2)

На партах флажки красного и синего цвета для характеристики  урока:

красный – было интересно, синий – было неинтересно.

План нашей конференции: ( Слайд 3)

1. Пирамиды и фараоны Древнего Египта

2. Мифы Древней Греции

3. Период Средневековья

4. Религии, сохранившиеся до наших дней

5. Рыцари и замки Средневековья

II Актуализация знаний

1 Несколько учащихся выполняют задание тестового характера

(Приложение 1)

2 Заслушивается выступление «Пирамиды и фараоны» по теме прошлого урока

(Приложение 2)

( Слайды презентации 4, 5, 6)

3 Обсуждение сообщения

Что было знакомым в сообщении?

Что нового узнали из сообщения?

Понравилось ли выступление?

4 Заслушивается выступление «Мифы Древней Греции» по теме прошлого урока

(Приложение 3)

(Слайды презентации 7, 8, 9, 10.)

5 Обмен мнениями по данному сообщению.

- Что было особенно интересным в выступлении?

- Что особенно запомнилось из выступления?

III Работа над новой темой

1 Сообщение учителя

Сегодня ребята рассказали о некоторых событиях  истории Древнего мира, которая закончилась в конце 5 века. И с этого времени начинается история средних веков или по другому средневековье. Это время продолжалось с конца 5 века и до конца 15 в. Средние века - это-  12 столетий.

Многое изменилось в средние века в жизни людей. Они стали обрабатывать больше земли, собирать большие урожаи.

 Стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.  (Слайд 11)

У людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. (Слайд 12)

За это время появились величественные города, были проложены дороги. В средние века образовались многие государства такие, как Англия, Франция, Италия, Россия. Торговые пути соединяли эти города и страны в единое целое.

Многие из городов,  появившихся в средневековье,  существуют и по сей день, такие как Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва. ( Слайд 13).

В некоторых городах можно даже прогуляться по улицам, построенным ещё в Средние века.  

С развитием общества изменились и верования людей. Появляются новые боги. В то время религия играла большую роль в жизни каждого человека. Всё шире стали распространятся три основные религии.

В Европе распространяется христианство. Христиане верят в Иисуса Христа. В больших и маленьких городах искусными мастерами были построены великолепные и богатые по своему архитектурному оформлению церкви, христианские храмы. (Слайды 14.15.16. 17)

На Ближнем Востоке широко исповедуется ислам. Верующих называют мусульманами. Мусульмане называют бога  аллахом и строят свои здания для молитв, которые называются мечетями. Мечети украшаются высокими башнями и куполообразными крышами. (Слайд 18,19,20,21)

В Индии, Китае, Японии многие люди поклоняются богу Будде, отсюда название веры  - буддизм. Буддисты  строят оригинальные неповторимые буддийские храмы, в которых совершают свои моления. (Слайд 22, 23, 24)

Ребята все эти религии существуют и сегодня.

 А вы и ваши родители верите в бога?

А как вы называете бога?

Значит, какую религию вы исповедуете?

2 Работа в рабочей тетради 

 На странице 8 задание 3: Рассмотреть фотографии и подписать изображения христианского, буддийского и мусульманского храмов.

3 Вступление учителя к теме «Рыцари и замки»

В средние века зачастую царили жесткие нравы. Только сильные  люди могли противостоять грубой силе, невежеству,  и взять под защиту слабого.  В роли сильных и благородных защитников часто выступали рыцари, которые жили в замках. Кто же такие рыцари?

4 Работа со словарями.

 Найти и зачитать значение слов «Рыцарь» и «замок»

Рыцарь – в средневековой Европе феодал, тяжеловооружённый воин.

А также самоотверженный благородный человек.

Замок – дворец и крепость феодала.

5 Сообщение учащегося  «Рыцари Средневековья».

(Слайды 25, 26, 27)

6 Беседа

1) Понравился ли вам рассказ о рыцарях?

2) Как вы думаете, почему рыцарь должен быть достаточно силён?

7 Сообщение учащегося «Замок рыцаря».

(Слайды  28, 29)

8 Ответы на вопросы по сообщению

 - Для чего строили замки?

 - Где строили замки?

 - Удобное ли это было жилище?

 - Чем занимались обитатели замков?

В средние века, ребята, люди начинают печатать книги.

  1. Работа по учебнику
  1. На странице 20 прочитать статью «Изобретение книгопечатания»  
  2. Ответы на вопросы по статье:

 Кто первым начал печатать книги?

Как печатались книги?

IV  Итог урока.

Ну что ж, друзья, вот и подошла к концу наша конференция, наше путешествие в далёкое от нас время. Я предлагаю вам дома прочитать параграф учебника о Средних веках, подготовить пересказ , а желающие могут составить рассказ на тему: «Если бы я был рыцарем»

Спасибо большое ребятам, приготовившим выступления, они получают все пятёрки. Кто выполнял тест, получат оценки после проверки.

Ну а сейчас предлагаю вам оценить урок, поднимите флажки: красный, если урок был интересным, синий – неинтересным.

Спасибо всем за работу. Урок закончен. Слайд 30

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: «Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устн...


 

Комментарии

Несмашная Наталья Ивановна

к уроку прилагаются доклады детей и презентация. Смотрите другие материалы.