Кружок "Экология и краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Акимова Светлана Юрьевна

 

Кружок «Экология и краеведение» для младших школьников  разработана как дополнение к курсу окружающего мира  в начальной школе. Он позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

 

Кружок предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ekologiya_i_kraevedenie.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

города Пугачёва Саратовской области имени П.А.Столыпина»

                                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                                               Директор МОУ «СОШ №14»

                                                                                                                                              ____________/И.В.Саленко/

                                                                                                   ФИО

                                                                                                                                        Приказ №___ от  «___»__________2011г.

Рабочая  программа

по туристско- краеведческой, эколого- биологической направленности

( внеучебная  деятельность)

«ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ»

для обучающихся   3 «В»  класса

                                                                                                  Руководитель

                                                                                                  учитель  начальных  классов  

 первой  квалификационной категории

                                                  Акимова С. Ю.

2012 - 2013 учебный  года

г.Пугачёв  

Пояснительная записка.

Кружок предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

Кружок «Экология и краеведение» для младших школьников  разработана как дополнение к курсу окружающего мира  в начальной школе.

Он призван решать следующие задачи:

  1. расширение энциклопедических представлений младших школьников;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

В программе выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.

Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.        

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Выясняем, что такое «экология и краеведение»

3 ч.

1.

Экология – это наука о связях в природе.

1

2.

Краеведение – изучение отдельных местностей.

1

3.

Простейшие элементы ориентирования.

1

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

4 ч.

4.

Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.

1

5.

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

1

6.

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

1

7.

Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

1

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение

4 ч.

8.

Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления.

1

9.

Природа родного края (выставка рисунков).

1

10.

Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.

1

11.

Составление «Красной книги» Саратовской области.

1

Изучаем способы охраны природы

2

12.

Мысленное путешествие по заповедникам Саратовской области.

1

13.

Творческая игра «Живи, ёлочка».

1

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

6 ч.

14.

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

1

15.

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

1

16.

Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.

1

17.

Местные полезные ископаемые.

1

18.

Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.

1

19.

Экологическая сказка.

1

Изучаем экологические связи в живой природе

4 ч.

20.

Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса».

1

21.

Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса».

1

22.

Понятие «прямые связи».

1

23.

Понятие «косвенные связи».

1

Знакомимся с охраняемыми растениями

4 ч.

24.

Охраняемые растения Саратовской области.

1

25.

Лекарственные растения в Саратовской области.

1

26.

Ядовитые растения края.

1

27.

Причины сокращения численности и меры их охраны.

1

Мастерим домики для птиц

2 ч.

28.

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

1

29.

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

1

Учимся передавать свои знания другим ребятам

2 ч.

30.

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

1

31.

Проведение КВН.

1

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

2 ч.

32.

Пути попадания вредных веществ в организм человека.

1

33.

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

1

Подводим итоги нашей работы за год

1 ч.

34.

Экологическое мероприятие «Берегите Землю! Берегите! Ведь нас много, а она одна!»

1

        

Содержание тем курса.

Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
  • Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.

  • Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (составление «Красной книги» Татарстана)

Изучаем способы охраны природы – 2 часа.

  • Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  • Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
  • Местные полезные ископаемые.
  • Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
  • Экологическая сказка.

Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.

  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.

  • Охраняемые растения Татарстана.
  • Лекарственные растения Татарстана.
  • Ядовитые растения края.
  • Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц – 2 часа.

  • Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.

  • Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
  • Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.

  • Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.

  • Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.

Требования к результатам усвоения курса:

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:                                  

 знать:

  1. Простейшие элементы ориентирования на местности.
  2. Связь между человеком и природой.
  3. Природу родного края.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

уметь:

  1. Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
  2. Различать изученные группы растений и животных.
  3. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  4. Выполнять правила поведения в природе.
  5. Изготовлять домики для птиц.
  6. Изготавливать экологические памятки.

Список литературы и ИКТ.

  1. Учебное пособие. Экология: учебное пособие/ А.В. Тотай [и др.]; под общ.ред.  А. В. Тотая. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
  2. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя).
  3. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
  4. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!).
  5. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995.
  6. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
  7. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.
  8. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.:  ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .
  10. Электронное пособие « Детская энциклопедия  Кирилла и Мефодия 2008г.»
  11. sinncom.ru › content/ekos/index.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...