« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
статья по истории (4 класс) по теме

Цивилева Людмила Александровна
В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kraevedcheskaya_rabota.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

     

Тема: «  Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

    Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного села и страны;

В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:

    1. Развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности.

    2. Изучение истории родного села.

    3.Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы,     классифицировать, сопоставлять их.

    4. Развитие речевых и мыслительных умений.

    5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов.

    6. Формирование чувств патриотизма и уважения к народу.

  Наиболее продуктивным методом изучения истории родного края является научно-исследовательская работа, которая  подразумевает творческую работу учащегося. Научная работа - это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы в результате открытия новых фактов. Выдвижение детьми проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, обществом, информационными системами, другими людьми может способствовать открытию школьникам для себя проблемной ситуации, которая требует изучения. Выбирая объект исследования, полезно проконсультироваться с местными краеведами, с сотрудниками краеведческого музея. Процесс подготовки к работе можно  разделить на три этапа:

1. Лучше изучить объект исследования. Например, если это здание или памятник, то, вооружившись фотоаппаратом, посмотреть общий вид, отдельные детали строения, его исторические и архитектурные особенности. Фотографии обязательно подписать - они понадобятся как приложение к работе или для формирования собственного архива.

Расспросить старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего  памятника об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы - это важный источник, который следует проверять на точность и достоверность.

2. Библиографический поиск литературы по теме. Необходимо просмотреть в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, журналы и газеты, чтобы убедиться, что не «изобретаете велосипед». Если  не найдется много материалов по всем темам - это значит, что объект интереса изучен слабо и ценность исследования возрастает.

            3. Поиск можно вести в городских, районных архивах.

 Научно- исследовательская работа-это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить.  Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции.. Необходимо показать маленьким исследователям как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование - продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Научно-исследовательская деятельность

Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку"....

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку

Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г.Муниципальный, VII муниципальная конференция научно-исследовательских работ  обучающихс...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не п...

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...