Главные вкладки

    « Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
    статья по истории (4 класс) по теме

    Цивилева Людмила Александровна
    В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Kraevedcheskaya_rabota.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    Тема: «  Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

        Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного села и страны;

    В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:

        1. Развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности.

        2. Изучение истории родного села.

        3.Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы,     классифицировать, сопоставлять их.

        4. Развитие речевых и мыслительных умений.

        5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов.

        6. Формирование чувств патриотизма и уважения к народу.

      Наиболее продуктивным методом изучения истории родного края является научно-исследовательская работа, которая  подразумевает творческую работу учащегося. Научная работа - это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы в результате открытия новых фактов. Выдвижение детьми проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, обществом, информационными системами, другими людьми может способствовать открытию школьникам для себя проблемной ситуации, которая требует изучения. Выбирая объект исследования, полезно проконсультироваться с местными краеведами, с сотрудниками краеведческого музея. Процесс подготовки к работе можно  разделить на три этапа:

    1. Лучше изучить объект исследования. Например, если это здание или памятник, то, вооружившись фотоаппаратом, посмотреть общий вид, отдельные детали строения, его исторические и архитектурные особенности. Фотографии обязательно подписать - они понадобятся как приложение к работе или для формирования собственного архива.

    Расспросить старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего  памятника об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы - это важный источник, который следует проверять на точность и достоверность.

    2. Библиографический поиск литературы по теме. Необходимо просмотреть в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, журналы и газеты, чтобы убедиться, что не «изобретаете велосипед». Если  не найдется много материалов по всем темам - это значит, что объект интереса изучен слабо и ценность исследования возрастает.

                3. Поиск можно вести в городских, районных архивах.

     Научно- исследовательская работа-это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить.  Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции.. Необходимо показать маленьким исследователям как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование - продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

    В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

    Научно-исследовательская деятельность

    Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку"....

    Научно-исследовательская деятельность младших школьников

    «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...

    Научно-исследовательская деятельность обучающихся.

    Особенно актуальна проблема формирования исследовательской культуры для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе  учебная деятельность является ведущей и ...

    Формирование основ научно-исследовательской деятельности

    Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересован...

    Высокие результаты участия в научно-практических, научно-исследовательских конференциях и научных обществах обучающихся

    В этом материале размещены грамоты  высоких результатов участия в научно-практических, научно-исследовательских конференциях и научных обществах обучающихся моего класса...

    Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

    Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...