На севере Европы
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Нестеренко Ольга Викторовна

разработка урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира: « На севере Европы».              

Программа «Школа России»

Цель: познакомить учеников с северными европейскими государствами.

Задачи:

Образовательная:

Научить находить на карте северные европейские государства.

Познакомить с государственными символами и достопримечательностями Скандинавских стран.

Воспитательная:

Воспитывать умение работать в группе.

Развивающая:

Развивать познавательный интерес учащихся.

Продолжительность: 45 мин.

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового.

Средства обучения:

Презентация.

Карточки для работы в парах.

Информация о стране ( для работы в группах )

Карточки с названиями гостиниц.

Учебник “Мир вокруг нас”. 3 класс. А.А.Плешаков.

Методическое пособие. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 3 класс. Книга для учителя. М.: “ВАКО” 2007

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Определение темы и задач урока.

Продолжаем нашу тему,
Изучая карту-схему,
Где какая в ней страна,
Чем богата и сильна.
Омывается ль морями,
Есть ли страны в океане.
Всё узнаем, всё изучим,
И названья стран заучим.

Как вы поняли из вступления, мы продолжаем путешествие по карте к странам Северной Европы. Что же нас ждёт? Какие достопримечательности в городах, что за люди здесь проживают? Для этого вам понадобится ваше умение рассуждать и отстаивать свою позицию, внимание и сосредоточенность.

Проверка домашнего задания. (3 мин)

Но прежде чем двигаться дальше, давайте вспомним, с какими странами мы уже знакомились на прошлых уроках  .Вы должны сопоставить страну и достопримечательность, назвать столицу.

Предложены карточки на доске:

Казахстан        Беловежская Пуща

Япония        каток Медео

Белоруссия        Украина

черноземье        кимоно

Какие ещё страны граничат с Россией по суше? Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны?

(Ответы детей)

Молодцы! А на сегодняшнем уроке уроке мы познакомимся со странами, расположенными на севере Европы, научимся находить их на карте, узнаем об особенностях этих стран.

3. Актуализация знаний ( 2 мин. )

На севере Европы есть большой полуостров, который своими очертаниями напоминает тигра.(слайд  2 ) Два вытянутых полуострова выступают навстречу друг другу. Это Скандинавский полуостров.  На нём расположены две страны – Норвегия и Швеция. По соседству, на некотором расстоянии находятся Финляндия и Дания.  Далеко к западу, в Атлантическом океане, лежит суровый остров Исландия. Все эти страны обычно называют Скандинавскими. Жители этих стран бережно относятся к природе. Здесь приняты строгие законы, запрещающие загрязнение воздуха  и воды.

Сегодня мы узнаем об этих странах побольше.

4.Ознакомление с новым материалом. (10 мин.)

Работа с учебником. В учебнике с.111-118. 

С помощью учебника нужно сделать задание, которое поможет нам познакомиться с государственным устройством стран и сравнить их символы. Работа выполняется в парах. Один ученик заполняет таблицу, которая лежит на парте, а второй рисует флаг одной из предложенных стран.

Правильность выполнения задания проверяется с помощью презентации (слайды  3 - 7)

Дополнительные вопросы:

- что общего вы увидели в флагах стран?

-чем похожи гербы?

-задание на внимание: флагов каких Скандинавских стран нет на фотографии? (слайд  8 )

Работа с презентацией. ( 5 мин.)

А теперь мы узнаем побольше о достопримечательностях стран Скандинавии. Я вам расскажу о Норвегии и Исландии.

Презентация. Демонстрация с пояснениями учителя.(слайды 9 - 18)

Норвегия

Столица Норвегии – город Осло. Один из самых посещаемых музеев Осло называется «Кон-Тики». Он принадлежит Туру Хейердалу. В музее находится папирусная ладья

«Ра-2», на которой смелый норвежец совершил свои знаменитые плавания.

Фьорды - самая знаменитая природная гордость Норвегии. В течение тысячелетий ледники, сползая с гор, прорезали в скалах глубокие ущелья, которые заполнила морская вода.

Норвегия считается родиной лыж и коньков. В Осло есть музей лыж.

Норвежская поговорка гласит: «Норвежец рождается с лыжами на ногах!»

Исландия. 

Исландия страна вулканов. Здесь их очень много — около 200. Из них 30 активно извергаются последние 1000 лет.

Некоторые части Исландии очень  похожи на лунную поверхность. Ледяная равнина Ватнайёкюдль  по размерам больше всех ледников Европы вместе взятых.

Особенно знаменита Исландия своими гейзерами. Гейзеры – это источники, выбрасывающие вверх струи горячей воды и пара.

Фонтаны кипятка из самого большого гейзера достигает 50 метров высоты.

Горячими водами исландцы обогревают дома, теплицы.

Физкультминутка. (2 мин)

Работа в группах.( 10 мин.)

А теперь я предлагаю вам поработать в группах ( 3 группы по количеству рядов в классе ).

Одна группа превращается в датчан, вторая – в шведов, третья будет представлять жителей Финляндии.

Каждая группа должна:

- выбрать название гостиницы ( из предложенных учителем) и обосновать свой выбор;

- в рассказ о достопримечательностях страны вставить пропущенные слова( пользуясь учебником и логикой);

- выбрать оратора, который будет рассказывать о стране в сопровождении презентации, подготовленной учителем в соответствие с рассказом.

5.Отчёт групп происходит под демонстрацию презентации ( слайды 19 - 38 ) (5 – 7 мин.)

6.Закрепление ( 3 мин.)

 Предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок. Я буду показывать вам фотографии. Вам нужно соотнести фотографию со страной и объяснить выбор. ( слайды 39 – 43 )

8. Рефлексия. ( 3 мин.)

 - Как бы вы продолжили фразу:

«Сегодня я узнал….»

«Для меня было открытием то, что…»

 - В какой из скандинавских стран  вам захотелось побывать?

9.  Итог урока.

Северная Европа – это небольшая, но своеобразная часть нашей планеты. Конечно, урока недостаточно, чтобы познакомиться с её достопримечательностями. Домашнее задание сегодня будет:

- обязательное (в рабочей тетради на стр. 55 – 58 №№ 1 -6) ,

- дополнительное по желанию ( в рабочей тетради на стр. 58 – 59 №№ 7 -10)

- развивающее: ответы на вопросы:

               - что такое Калевала?

               - какие духи охраняют герб Исландии?

Приложение 1

Карточки для учащихся ( работа в парах )

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Флаг Финляндии

Карточки для учащихся ( работа в парах )

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

 

Флаг Исландии

Карточки для учащихся ( работа в парах )

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Флаг Швеции

Карточки для учащихся ( работа в парах )

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Флаг Дании

Карточки для учащихся ( работа в парах )

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Флаг Норвегии

Приложение 2

Информация о стране  ( работа в группах )

                                         

                                             Финляндия

Финляндия – одна из северных стран мира. Эта страна граничит с Россией, Норвегией и Швецией.

Столица Финляндии – город …………... – портовый город.

Одни из самых известных достопримечательностей этого красивого города – это здания на Сенатской площади: Кафедральный собор и здание Парламента.

А в местечке под названием Лаппеенранте каждый год вырастают замки из …………. ! После  строительства поверхность фигур покрывают клеевой пленкой, которая защищает их от дождя и ветра.

Много в Финляндии и парков развлечений. Один из них – Музей Мумми - троллей. Это целый парк, посвящённый героям сказок Туве Янссон.

 На театральной площади в долине муми-троллей Вы обнаружите театр «Эмма», где ставятся представления и сценки, а в в голубом доме муми-троллей встретите всю семью и их друзей.

Если посетить северную часть страны, ее еще называют Лапландия, то можно заглянуть в гости к самому настоящему …………………. Лапландия – самое сказочное место в Финляндии Это край снегов, морозов и северных оленей.

Городок Рованиеми – столица Лапландии. А встречают прилетающих туда туристов два грозных шестиметровых снеговика.

Финляндию часто называют страной ……….., которых там более ста тысяч! Самое крупное – озеро Сайма.

А еще Финляндию считают родиной болотного футбола.

                                     

                                                Швеция

Основные достопримечательности Швеции, конечно же, можно увидеть в ……………….. – одной из красивейших столиц Северной Европы. Его  называют “Венецией Севера”, так как полтора десятка крупных и мелких островов, соединенных мостами, расположены в черте города. Стокгольм – это резиденция короля и крупный торговый порт на Балтике.

В Стокгольме находится более 70 музеев. Столицу Шведского королевства, пожалуй, можно назвать даже одним из самых “музейных” городов в мире. И среди всего этого разнообразия выделяется Музей сказок шведской писательницы Астрид Линдгрен. Самый знаменитый герой музея -………………

Один из самых известных и популярных музеев Стокгольма – музей Васа.  Главным экспонатом музея и его гордостью является галеон “Васа”.

Это военное судно 17 века  является единственным в мире кораблём такого возраста, дошедшим до нас в первозданном виде. Он затонул в 1628 году в своем первом же плавании на глазах у тысячи зрителей, почти сразу же, как отплыл от берега. В 1961 году корабль был поднят со дна стокгольмской гавани; на его борту было найдено более 4000 …………., инструменты, одежда моряков  и других предметов, представляющих интерес для археологов. Наиболее ценной находкой считаются 700 почти полностью сохранившихся декоративных ………………. После восстановления скульптуры были возвращены на борт корабля. 

Немало красивейших уголков найдут любители природы в национальных парках и заповедниках. В Швеции действует уникальная система “общего права” – любой турист беспрепятственно может заходить в чужие владения.

Также, эта система позволяет свободно расположиться на частной территории, гулять, кататься на велосипеде, лыжах и лошадях, купаться и сплавляться по рекам, собирать ягоды, грибы и т.д. Лишь одно строго запрещено – наносить ущерб природе.

                                     

                                                      Дания

Столица Дании – ……………………….. Это крупнейший порт Скандинавии. Здесь находятся корабли, отправляющие в другие страны масло, бекон, сыр, рыбные и фруктовые консервы – всё, чем богата Дания.

Статуя, которую желает увидеть каждый, кто приезжает в Копенгаген - …………………….. Она  представляет собой бронзовую скульптуру, выполненную в человеческий рост. Ее автор – Эдвард Эриксен. Это памятник самому знаменитому сказочнику мира- Гансу Христиану Андерсену

Дания предоставляет массу возможностей для отдыха с детьми. Здесь находятся крупные развлекательные парки, самый знаменитый из которых – конечно Леголэнд. Поездка в Леголэнд - любимое развлечение маленьких гостей Дании. Это целый сказочный мир, построенный из кирпичиков ………………. .

Именно в Копенгагене находится парк Тиволи – крупнейший в Европе и старейший в мире парк развлечений. Когда Уолт Дисней посетил Тиволи , он решил сделать нечто подобное. В результате он создал знаменитый ……………….

Копенгаген окружен водой. После реконструкции водных каналов вода в гавани Копенгагена настолько чистая, что в ней можно купаться. В самом центре города вы найдете морской бассейн, рассчитанный на 600 человек, а также пляж .

Приложение 3

Выбери название гостиницы, соответствующее стране:

« Скалистые берега»

«Голубые озёра»

«Домик на крыше»

«Горячий  источник»

« Утёнок и Лебедь»

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

Урок « На севере Европы» изучается в разделе « Путешествия по городам и странам». На этих уроках – путешествиях дети заочно побывают в разных странах, узнают много нового о европейских государствах, соседях России; их традициях, обычаях и достопримечательностях. На уроках такого типа новые знания накапливаются от урока к уроку. У учащихся появляется много возможностей поработать с дополнительной литературой, подготовить свои сообщения на заданную тему, поделиться собственными впечатлениями от путешествий. Такие уроки любимы детьми, они дают возможность проявить себя в разных учебных и игровых ситуациях, дают детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. 

Творческое применение ИКТ на таком уроке приводит к активизации учебной деятельности. Вносятся изменения в организацию традиционного урока. На разных этапах урока используются следующие активные методы и приемы обучения с использованием ИКТ: разнообразные групповые и индивидуальные творческие задания, домашние задания творческого характера, выступление с опорой на презентацию; компетентностно-ориентированные задания (т.е. задания на дополнение или подтверждение информации, представленной учителем)

Наряду с традиционными уроками, широко используются нестандартные формы уроков с применением ИКТ. Это медиауроки, игровые и сюжетные уроки, урок-виртуальное путешествие, интегрированные уроки с математикой, музыкой, изобразительным искусством, формирующие общеучебные умения и навыки, рисующие целостную картину мира - основу формирования ключевых компетентностей.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом  образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. На данном уроке также формируются универсальные учебные действия всех четырёх блоков.

В ходе изучения достопримечательностей стран учащиеся осознают их ценность для мирового сообщества, необходимость бережного отношения к красотам природы и шедеврам искусства, учатся ценить прекрасное. Такой урок позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира. Так формируются личностные УУД.

Регулятивные действия позволяют правильно поставить цели в ходе групповой работы, оценить правильность выполнения заданий, откорректировать свои действия.

На данном уроке учащимся пришлось отбирать и структурировать информацию, заниматься поиском необходимых сведений в дополнительной литературе и в тексте учебника. Это способствует формированию познавательных действий.

Коммуникативные действия  на данном уроке позволили обеспечить согласованность  в группе. Ученикам необходимо было уметь выслушать мнения друг друга, выбрать правильное решение ситуации, уметь доказывать свою точку зрения, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Таким образом, курс «Окружающий мир», как и каждый учебный предмет, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся,  раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий,

Список используемой литературы

  1. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
  2. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  3. Примерные программы начального общего образования [Текст]: Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. / ред. совет: Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2008. – 317 с. - ISBN 9785090190565.
  4. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
  5. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект по теме" Путешествие на север Европы".

Конспект урока - проекта по окружающему миру для 3 классаАвтор учебника А.А.Плешаков (3 кл., 2 часть) Тема урока:    Путешествие на север Европы (скандинавские страны).Цель проекта...

Урок окружающего мира "На севере Европы"

Урок окружающего мира по программе "Школа России"...

Тест по окружающему миру по темам "Что такое Бенилюкс?" и "На севере Европы"

Тест по окружающему миру по УМК "Школа России" (3 класс) даёт возможность проверить знания и умения учащихся по темам "Что такое Бенилюкс?" и "На севере Европы"....

Презентация. На севере Европы.

Презентация к уроку ознакомления с окружающим миром по учебнику А.А.Плешакова 3 класс. Вкратце знакомит с основными достопримечательностями стран Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия....

Урок окружающего мира тема: На Севере Европы

Можно использовать  как конспект урока....