Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программ по окружающему миру составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова "Окружающий мир". Преподавание ведется по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_poyasnitelnaya_zapiska.docx72.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 общеобразовательного класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», (М.: Просвещение,2011 г.), в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования, с учетом рекомендаций ГОУ ДПО «БелРИПКППС», изложенных в инструктивно- методическом письме «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году»

Преподавание ведется по УМК «Школа России»(руководитель проекта А.А. Плешаков).

Общая характеристика учебного предмета

Цель  курса:  формирование в сознании учащихся единого,  ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;  становление на  этой  основе  у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Задачи  курса:  

осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;

развивать  интереса к их познанию;

обогащать нравственный опыт учащихся;

воспитывать у них любовь к своему городу, к своей Родине.

формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков, А А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий и путешествий.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают  урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

C целью выявления степени усвоения программного материала планируется проведение 4 контрольных работ.

                                    Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70часов в год ( 2ч в неделю, 35 учебных недель)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее

делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

           Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Содержание тем учебного курса

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Резерв учебного времени (2ч)

                                  Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Часы учеб-ного вре-

мени

Наименование раздела и тем

Плано-

вые сроки прохож-дения

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1

1

Родная страна.

- различать государственные символы России;

- анализировать информацию учебника;

-различать национальные языки и государственный язык России;

- извлекать из различных источников сведения о символах России.

- сравнивать город и село;

-рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-собирать информацию о выдающихся земляках;

-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

-оценивать свои достижения.

-различать объекты природы и  предметы рукотворного мира;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать свои достижения и достижения учащихся.

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

-работать в паре.

-работать в паре: различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений;

-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

-работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

находить на рисунке знакомые созвездия;

-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; осуществлять самопроверку.

- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

-различать горные породы и минералы;

-работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах;

-формулировать выводы.

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

-находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

-устанавливать по схеме различия м/у группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

-определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

- устанавливать взаимосвязи в природе;

-моделировать изучаемые взаимосвязи;

-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

-оценивать свои достижения.

2

2

Город и село.

Проект «Родное село»

3

3

Природа и рукотворный мир.

4

4

Контрольная работа №1 по теме « «Где мы живём?»

Раздел «Природа» (20 ч)

5

1

Неживая и живая природа

6

2

Явления природы

Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

7

3

Что такое погода

8

4

В гости к осени (экскурсия)

9

5

В гости к осени (урок)

10

6

Звёздное небо

11

7

Заглянем в кладовые земли

Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами»

12

8

Про воздух и про воду

13

9

Про воздух и про воду

Практическая работа №3 «Свойства воды».

14

10

Какие бывают растения

15

11

Какие бывают животные

16

12

Невидимые нити

17

13

Дикорастущие и культурные растения

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

-осуществлять контроль и коррекцию;

-классифицировать культурные растения по определённым признакам;

-находить информацию о растениях;

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне».

- сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

-определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;

-оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

-рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

- определять породы кошек и собак;

-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;

-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

- выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;

-предлагать и обсуждать меры по их охране;

-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

-предлагать аналогичные правила;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-извлекать информацию из различных источников;

-составлять собственную Красную книгу;

-презентовать Красную книгу.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

- классифицировать предметы по характеру материала;

-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;

-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий

- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

-рассказывать о строительных объектах в своём селе;

-предлагать вопросы к тексту.

- классифицировать средства транспорта;

-узнавать транспорт служб экстренного вызова;

-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

- различать учреждения культуры и образования;

-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по подготовке проекта;

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

- называть и показывать внешние части тела человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека;

-моделировать внутреннее строение тела человека.

- рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

18

14

Дикие и домашние животные

19

15

Комнатные растения

Практическая работа №4 «Приемы ухода за комнатными растениями»

20

16

Животные живого уголка

21

17

Про кошек и собак

22

18

Красная книга

23

19

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

24

20

Контрольная работа №2 по теме «Природа»

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

1

Что такое экономика

26

2

Из чего что сделано

27

3

Как построить дом

28

4

Какой бывает транспорт

29

5

Культура и образование

30

6

Все профессии важны. Проект «Профессии»

31

7

В гости к зиме (экскурсия)

32

8

В гости к зиме (урок)

33

9

Обобщение знаний по разделу «Жизнь города и села»

34

10

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

1

Строение тела человека

36

2

Если хочешь быть здоров

37

3

Берегись автомобиля!

- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-различать дорожные знаки и ;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

-сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.

-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивать с нравственных позиций формы поведения;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

-формулировать правила этикета в гостях.

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составлять презентацию своего исследования;

-презентовать свои проекты.

- находить Москву на карте России;

-знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

- находить Санкт-Петербург на карте России;

-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

38

4

Школа пешехода

Практическая работа №5«Отработка правил перехода улицы»

39

5

Домашние опасности

40

6

Пожар

41

7

На воде и в лесу

42

8

Опасные незнакомцы

43

9

Обобщение знаний по разделу «Здоровье и безопасность»

Раздел «Общение» ( 7 ч)

44

1

Наша дружная семья

45

2

Проект «Родословная»

46

3

В школе

47

4

Правила вежливости

48

5

Ты и твои друзья

49

6

Мы – зрители и пассажиры

50

7

Контрольная работа №3 по теме «Здоровье и безопасность.

Общение»

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

1

Посмотри вокруг

52

2

Ориентирование на местности

53

3

Ориентирование на местности

Практическая работа № 6«Компас. Определение сторон горизонта по компасу»

54

4

Формы земной поверхности

55

5

Водные богатства

56

6

В гости к весне (экскурсия)

57

7

В гости к весне

58

8

Россия на карте

59

9

Проект «Города России»

60

10

Путешествие по Москве

61

11

Московский Кремль

62

12

Город на Неве

63

13

Путешествие по планете

64

14

Путешествие по материкам

65

15

Страны мира.

Практическая работа №7«Основные приемы чтения карты».

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечательностей

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

-выступать с подготовленными сообщениями,

 -иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

66

16

Страны мира. Проект «Страны мира»

67

17

Контрольная работа №4 по теме «Путешествия»

68

69

18

19

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

70

20

Впереди лето

                      Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А..Программа « Окружающий мир» – М. : Просвещение, 2011

Учебники

Плешаков А.А.. Окружающий мир. Учебник: 2класс: В 2 ч.: Ч.1. -М.: Просвещение,2012

Плешаков А.А.. Окружающий мир. Учебник: 2класс: В 2 ч.: Ч.2. -М.: Просвещение,2012

Рабочие тетради

Плешаков А.А.. Рабочая тетрадь в 2-х частях Ч. 1.- М.: Просвещение,2012

Плешаков А.А.. Рабочая тетрадь в 2-х частях Ч. 2.- М.: Просвещение,2012

Методические пособия

1. Плешаков А.А.. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. -М.: Просвещение, 2005

2. Муковникова О.Г.Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2кл.-Волгоград: Учитель,2007

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012

4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

Печатные пособия

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания

Наглядные пособия:

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Микроскоп (цифровой).

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс

Дьячкова Г.Т., Каркошкина Т.Н., Чаус Е.А. Олимпиадные задания( Электронное пособие)-Волгоград:Учитель,2010

Лободина Н.В., Плешакова Е.П. Развивающие задания и упражнения. (Электронное пособие)-Волгоград:Учитель,2010

Технические средства

1. Классная магнитная доска набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Маркерная доска.
3. Ноутбук

4.Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические парты

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Формы и средства контроля

Контрольная работа №1 по теме « «Где мы живём?»

Вариант1.

1.Как располагаются цвета на флаге? Раскрасьте флаг России нужными цветами.

2. Государственная символика страны

                                   На свете много песен разных,

                                   Но эта нам важней всего,

                                   Она, как символ государства,

                                   Известна всем до одного _________________________________

Он дополняет гимн и флаг,

 Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй _______________________

3.Что называется крупным населенным пунктом?

город

село

посёлок

4.Жители какого населенного пункта передвигаются на троллейбусах, трамваях, метро?

села

посёлка

города

5 Чего не может быть в городской квартире?

                                       балкона

                                        погреба

                                        ванной

6  Найди неверное высказывание.

                    В городах много улиц и домов.

                    В городах работают музеи, театры, много магазинов.

                    В городах много просёлочных домов.

7 Из чего в городах не строят дома?

из кирпича

из бетона

из дерева

8 Найди профессию, которой не может быть у сельского жителя.

тракторист

шахтёр

            агроном

9 Найди профессию, которой не может быть у городского жителя.

инженер

доярка

врач

                     

Контрольная работа №2 по теме «Природа»

                                                                            Вариант 1

Фамилия, имя ________________________________

1. Что составляет природу? Обведи нужную букву.

а) весь окружающий мир;

б) все, что нас окружает и не сделано руками человека;

в) растения и животные.

2. Установи соответствие.

3. К какой природе относятся перечисленные названия тел? Допиши предложение

Камень, сосулька, облако, глина, песчинка – это _________________

Береза, жук, лягушка, колокольчик, лиса – это __________________

 4. Что необходимо для всего живого на земле? Вычеркни лишнее.

Солнце,        вода,          воздух,          луна.

5. Какой объект природы лишний? Подчеркните его.

Скворец,     кузнечик,     берёза,         тюльпан,         луна,         волк.

6. Из каких минералов состоит гранит? Заполни схему.

7. Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.

  • Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник  – это __________
  • Липа, сосна, берёза, малина, тополь – это ______________
  • Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________

8.Соедини стрелками название признака и название группы животных.

9. Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?

чтобы почва была мягкой

чтобы к корням проходил воздух

чтобы земля не давила на корни

                                 Вариант 2

Фамилия, имя ________________________________

1. Что составляет природу? Обведи нужную букву.

а) весь окружающий мир;

б) все, что нас окружает и не сделано руками человека;

в) растения и животные.

2. Установи соответствие.

3. К какой природе относятся перечисленные названия тел? Напиши

Звезда, снежинка, вода, солнце, воздух – это _________________

Липа, змея, сорока, одуванчик, кузнечик  – это __________________

4.В чём отличие элементов живой природы? Вычеркни лишнее.

Дышат, размножаются, говорят, растут, питаются, умирают.

5. Какой объект природы лишний? Подчеркните его.

Ландыш, ворона, пчела, дуб, астра, дождь, жираф.

6. Из каких минералов состоит гранит? Заполни схему.

7.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.

  • Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб  – это ________________
  • Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________
  • Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______
  1. Соедини стрелками название признака и название группы животных.

  1. Почему комнатные растения весь год зелёные?

за ними хорошо ухаживают

они находятся в тёплом помещении

их привезли из стран, где нет зимы

Контрольная работа №3 по теме «Здоровье и безопасность. Общение»

Вариант 1

Фамилия, имя ________________________________

1.Установи стрелками соответствие.

   

2. С помощью какого органа дышит человек? Обведи нужную букву.

а) мозг;

б) легкие;

в) сердце;  

г) желудок.

3. Подчеркни номер телефона, по которому вызывают пожарных.

01;  02;  03;  04

4. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

стул, табурет                                            ожог

лекарства                                                  падение

чайник, сковорода                                   удар электрическим током

соковыжималка, кофемолка                   отравление

выключатель, розетка                             повреждение пальцев

5. Какие правила безопасности нужно соблюдать? Допиши предложение.

К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя _____________________________________

Из домашней аптечки нельзя _________________________

6. Подчеркни названия съедобных грибов одной чертой, двумя чертами названия несъедобных грибов.

подосиновик                             боровик

мухомор                                    бледная поганка

сыроежки                                  груздь

7. Какие слова являются вежливыми? Вычеркни лишнее.

До свидания, извините, уйдите, пожалуйста.

8. Укажи стрелками, в каких случаях используют эти слова.

«Пожалуйста!»

«Извините!»

«Добрый день!»

«До свидания!»

9. Какими словами можно заменить слово «до свидания»? Обведи нужные буквы.

а) до встречи

б) привет

в) до завтра

г) пока

10. Обращаясь к продавцу, Ира сказала: «Булку хлеба и две булочки». Какое слово забыла сказать девочка? Подчеркни.

Спасибо, пожалуйста, добрый день, извините.

Вариант 2

1 Установи стрелками соответствие.

   

2  Какой орган непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело? Обведи нужную букву.

а) легкие;

б) сердце;

в) желудок;

г) кишечник;

3. Подчеркни номер телефона, по которому вызывают скорую помощь.

01;  02;  03;  04

4. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

оголённый провод                                 отравление

окно, балкон                                           повреждение пальцев

утюг, чайник                                          падение

мясорубка                                               удар электрическим током

уксус                                                       ожог

5. Какие правила безопасности нужно соблюдать? Допиши предложение.

В электрическую мясорубку, соковыжималку, кофемолку нельзя ______________________.

Гладя из окна или с балкона нельзя _______________________.

6. Подчеркни названия съедобных грибов одной чертой, двумя чертами названия несъедобных грибов.

бледная поганка                            опята

маслёнок                                        подберёзовик

лисички                                          мухомор

7. Какие слова являются вежливыми? Вычеркни лишнее.

Спасибо, здравствуйте, хорошо, благодарю.

8. Укажи стрелками, в каких случаях используют эти слова.

«Здравствуйте!»

«Счастливого пути!»

«Простите!»

«Спасибо!»

9. Какими словами можно заменить слово «здравствуйте»? Обведи нужные буквы.

а) привет;

б) добрый день;

в) доброе утро;

г) пожалуйста.

10. Выходя из-за стола, Саша сказал: «Было очень вкусно». Какое слово забыл сказать мальчик? Подчеркни.

Извините, пожалуйста, здравствуйте, спасибо.

                                          Контрольная работа №4 по теме «Путешествия»

Вариант 1

Тема: «Путешествие по Москве. Московский Кремль.»

Каков приблизительный возраст Москвы?

более  800 лет

более  1200 лет

более  2000 лет

Кто основал Москву?

Иван Грозный

Юрий Долгорукий

Пётр Первый

Что изображено на гербе Москвы?

орёл

всадник

медведь

Какое звено пропущено в цепочке:  Кремль деревянный  –  Кремль …  -  Кремль кирпичный?

мраморный

гранитный

белокаменный

Что является самым высоким строением Кремля?

Успенский собор

Колокольня Ивана Великого

Большой Кремлёвский дворец

Сколько всего башен окружают Кремль?

13 башен

20  башен

23 башни

На какой башне находятся Куранты?

На Троицкой башне

На Боровицкой башне

На Спасской башне

Какая площадь Москвы считается самой главной?

Соборная площадь

Театральная площадь

Красная площадь

 В каком заведении культуры дети могут увидеть животных?

в цирке

в Большом театре

в Третьяковской галерее

Вариант2

Тема: «Город на Неве.»

Каков приблизительный возраст Санкт - Петербурга?

300 лет

500 лет

1000 лет

Какой правитель основал Санкт - Петербург?

Иван Грозный

Юрий Долгорукий

Пётр Первый

Из какого камня вытесан памятник Петру Первому?

из мрамора

из известняка

из гранита

Как называется колонна, которая стоит на Дворцовой площади?

     Александровская

Алексеевская

Андреевская

Какой музей находится в Зимнем дворце?

Кунсткамера

Эрмитаж

Русский Музей

Как называется остров, на котором располагается Петропавловская крепость?

Лисий

Заячий

Волчий

Какая площадь находится в Санкт – Петербурге?

Красная

Дворцовая

Манежная

На какой реке стоит Санкт – Петербург?

на Волге

на Лене

на Неве

В какое время дня в Санкт – Петербурге  раздается  выстрел сигнальной пушки?

В 9 часов утра

В 12 часов дня

В 9 часов вечера

 Какого собора нет в Санкт – Петербурге ?

Казанский  собор

Исаакиевский собор

Покровский собор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...