Урок в 1 классе по Окружающему миру "Ты и твоя семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Газизова Светлана Эдуардовна

Тема: Ты и твоя семья.

Вид урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить  элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

- помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;

- совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;

Воспитательные:

- содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;

- формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.

Оборудование:

- карточки для работы;

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_i_tvoya_semya_konspekt_uroka.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс по курсу «Окружающий мир»

.. 

Тема: Ты и твоя семья.

Вид урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить  элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

- помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;

- совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;

Воспитательные:

- содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;

- формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.

Оборудование:

- карточки для работы;

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение                    к деятельности


                        (3 мин)







Определение темы урока




Прикрепляем табличку «СЕМЬЯ»





Подготовка к уроку: учебник, тетрадь, карандаш

(слайд № 2)

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных  семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!


-Что означают эти удивительные семь Я?

- О чём мы будем говорить на уроке?                             (клик)


- Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье.  

- Тема нашего урока: «Ты и твоя семья»                         (клик)   

- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная

    работа;

 - мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,

 - выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

-Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые

- Вы их узнали? Кто они?. (слайд № 3)

- А это их семья.                                                               (клик)                                                           


- Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно

  помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.


- А теперь улыбнитесь








Семья

- будем говорить о семье








Это Лена и Миша


Пожимают руки друг другу.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения            в деятельности                      




                                (5 мин)













Физминутка             (3 мин)

(пальчиковая гимнастика)






Прикрепляем табличку «мама, папа, дети, бабушки и дедушки»


                                  (5 мин)



(работа в тетради с. 29 № 4












Прикрепляем табличку  «Близкие родственники»

- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?

- Сейчас вы перечислили членов семьи.

- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы

   внимательны

- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.


(слайд 4)  Очень люблю, когда все собираются.
                 Белою скатертью стол накрывается.
                 Бабушка с мамой, папа и я,
                 Мы называемся вместе – семья.

- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?

                                                                                      (4 клика)

- О ком не упомянули в этом стихотворении?

 

- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?

- Чем различаются семьи?

- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.


- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи

(стоя)     Этот пальчик – дедушка,

               Этот пальчик – бабушка,

               Этот пальчик – папа,

               Этот пальчик – мама,

               Этот пальчик – Я.

               Вот и вся моя семья.

Итог: - Так, кто же является членами семьи?

- Итак, семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.


2 Родственные связи

- А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кому кто?»

и на примере семьи Лены определить родственные связи

                                                                                   (слайд 5  )

- Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4

- Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и впишите его в пустой прямоугольник.

- Если кто-то затрудняется в написании имени,  можно поставить только первую его букву.

 Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем

              доводится.

Итак, члены семьи – это не только близкие люди, а

          родственники.

Итог:  Давайте уточним значение слова «семья»?  И у нас

            появляется следующая табличка.

Варианты ответов










Хором произносят СЕМЬЯ!



О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др.

Нет

составом

называют










Это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки










Дети читают, называют имена, подписывают портреты







Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки.

Первичное закрепление



                                  (5 мин)






Просмотр фрагмента







Работа у доски. Прикрепляют таблички «нежность, забота, любовь, ласка»

- Семьи есть не только у людей, но и у животных.

                                                                             (слайды 6 -7)

- Кто изображён на этих фотографиях?

- Можно ли назвать их семьёй?


- Кто изображён на этих фотографиях.              (слайды 8-9)


- Что связывает членов семьи?

- Есть что-то общее, что их объединяет.

- Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из жизни животных (пингвинов),  после чего ответим на вопрос:

- Что ещё объединяет  семьи и людей, и семьи животных?


Итог: Что же может объединять членов семьи?

-  Выберите соответствующие таблички.

- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь

послушны родителям.

- Как вы можете выразить свою любовь к родителям?


Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?

- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.



Животные

Да, потому что изображены мамы и малыши.




Нежность, любовь, ласка.


Дети просматривают фрагмент фильма о пингвинах,  потом делают вывод:

Забота о детях, ласка, любовь.


забота друг о друге,

дети выбирают соответствующие таблички из:

злость,  нежность, ненависть, любовь,   ласка,

забота.  (убирают оставшиеся, объясняя почему)

Варианты ответов.

Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.

Физминутка

                                 (3 мин)

- А ещё от своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

   «Уголки».

Встаньте: - в правый угол ---  - кто похож на маму?
                   - в левый угол  ----  кто похож на папу?

                    - ко мне          ----  кто похож сам на себя?


                  в правый угол --- у кого есть сестрёнки?

                   в левый угол ---  у  кого есть братишки?

                   к двери ------ у кого есть и братишки и сестрёнки

                   к окну ---- у кого пока никого нет?

       Все ко мне  ----- кто любит свою семью, дорожит ею!


Дополнительные вопросы(если есть время)

      - кто похож на маму?
   - кто похож на папу?
   - кто скучает по родителям, уезжая из дома?
   - в чьей семье занимаются спортом?
   - у кого нет секретов от родителей?
    - кто помогает родителям по дому?


   - кто любит свою семью, дорожит ею!

                                      5 мин




Работа с учебником с. 66













Работа в тетради с.29 № 3.




















Прикрепляют табличку «помогают друг другу»





Прослушивание рассказа о семье                            (2 мин.)

- Да,  вы счастливые дети.


 - Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, чем-то очень и очень важное…

- Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши.                                          (слайд 10)

- Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66

-Это один из выходных  дней.

- Чем заняты взрослые и дети?

- Кто готовит завтрак?

- Чем занимаются остальные члены семьи?


- Как проходил семейный вечер?


- После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино.

- Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой.


- Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.

                                                                             (слайд 11)

- Как вы думаете, почему им удалось быстро справится с этой работой?

- Можно эту семью назвать счастливой? Почему?


- Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?

- Кто нам поможет прочитать?


- Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.

- Значит, рассуждали мы с вами верно.

- Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

- И у нас с вами появляется последняя табличка «помогают друг другу»

Итог: - Что бы вы ещё добавили в это правило?


- А, сейчас я хочу предложить вам проверить себя, насколько хорошо вы поняли, что такое семья и как устроена жизнь в счастливой семье. Проверим?


- Можно назвать эту семью счастливой? Почему?









-Выполняют домашнюю работу

- Мама

-Лена помогает маме, а Миша помогает папе.


- все вместе отправились гулять в парк







Распределяют домашнюю работу



-Потому что они помогали  друг другу.


Да, потому что все члены семьи  помогают друг другу.



Дети читают,






Все должны друг другу помогать




Забота, любовь, нежность, ласка.


Дети слушают запись девочки о своей семье.



Мама, папа, бабушка, девочка + кот Бобка

Варианты ответов

Итог работы.













- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека – о семье.

- Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:

- что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?

- что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?

- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.

- И заслужили награду.

- Нащупайте её под крышкой парты.

- Вам присваивается звание «Знаток семьи».

-Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение.

Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению

 - было легко и интересно  работать,


        - испытывал затруднения,


      - было очень сложно



-это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.


- забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь.

(варианты ответов)






Рефлексия с помощью цветных стикеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 3 классе по окружающему мирут "Невидимая сеть и невидимая пирамида"

ТЕМА:  Невидимая сеть и невидимая пирамида. ЦЕЛИ: Познакомить с «невидимой пищевой сетью»,  с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида». Развивать мышление, вниман...

Бинарный урок 3 класс информатика +окружающий мир "Наши помошники-органы чувств"

Познакомить детей со способами получения информации человеком....

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения.

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения....

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

Презентация к уроку 1 класса по окружающему миру по теме: "Кто такие рыбы?"

На уроке ученики познакомились внешним строением и отличительными признаками рыб....

Презентация к уроку окружающего мира "Тыи твоя семья" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе...

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»

Методическая разработка урока окружающиего мира  в 1  классе по теме «Ты и твоя семья».  УМК «Перспектива» под редакцией  А.А.Плешакова.   Ра...