Отечественная война 1812 года.
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Шабрина Марина Николаевна

 

       Цель:
 Более подробное самостоятельное изучение войны 1812года.

      Образовательные задачи:

 Углубить знания о войне 1812 года.          

       Развивающие задачи:

 Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.         

       Воспитательные задачи:

Воспитание чувства гордости за Россию. Вызвать ощущения сопричастности к истории нашей Родины.

        Оборудование:

  Презентация, энциклопедии, доклады.

      Подготовительная работа.

  1. Обучающиеся получают отрывок из произведения.

                        Земля тряслась - как наши груди;

                        Смешались в кучу кони, люди,

                        И залпы тысячи орудий

                        Слились в протяжный вой...

      Задание к отрывку,  вспомните из какого произведения строки, какое событие описано.   

  1. На втором этапе, после узнавания произведения дети делятся на 6 групп, распределяют карточки-задания  со словами: Наполеон, Кутузов, Бородинское сражение, Наполеон в Москве, Д. В. Давыдов партизан- герой Отечественной войны, итоги войны. Изучите статьи в энциклопедиях и на страницах Интернета о данных людях, причастных к событиям 1812 года.
  2. На третьем этапе информация систематизируется, классифицируется, создаётся презентация.

        Роль учителя:

Руководство познавательно-поисковой работой  групп; подготовка ведущего для классного часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_voyna_1812.docx24.47 КБ
Файл voyna_1812.pptx810.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   М. Н. Шабрина

                                                                                   (МОБУ СОШ №6 п. Талакан)

              Тема классного часа: Отечественная война 1812 года.

       Цель:
 Более подробное самостоятельное изучение войны 1812года.

      Образовательные задачи:

 Углубить знания о войне 1812 года.          

       Развивающие задачи:

 Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.          

       Воспитательные задачи:

Воспитание чувства гордости за Россию. Вызвать ощущения сопричастности к истории нашей Родины.

        Оборудование:

  Презентация, энциклопедии, доклады.

      Подготовительная работа.

  1. Обучающиеся получают отрывок из произведения.

                        Земля тряслась - как наши груди;

                        Смешались в кучу кони, люди,

                        И залпы тысячи орудий

                        Слились в протяжный вой...

      Задание к отрывку,  вспомните из какого произведения строки, какое событие описано.    

  1. На втором этапе, после узнавания произведения дети делятся на 6 групп, распределяют карточки-задания  со словами: Наполеон, Кутузов, Бородинское сражение, Наполеон в Москве, Д. В. Давыдов партизан- герой Отечественной войны, итоги войны. Изучите статьи в энциклопедиях и на страницах Интернета о данных людях, причастных к событиям 1812 года.
  2. На третьем этапе информация систематизируется, классифицируется, создаётся презентация.

        Роль учителя:

Руководство познавательно-поисковой работой  групп; подготовка ведущего для классного часа.

                                           

                                                Ход классного часа:

Этапы

Деятельность ведущей

Деятельность обучающихся

виды       УУД

I.

Органи-

за-

цион-

ный

момент.

Ведущая: Энциклопедии на столе,

Мысли, знания в голове,

Дополняйте, размышляйте, Историческое событие освещайте

Коммуникативные:

Слушание.

II

Выс-

туп-

ле-

ния

по

теме

Оте-

чествен

ная

война

1812

года

Ведущая, о каком событии строки:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

I группа:

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...  Это строки, которые посвятил М. Ю. Лермонтов Бородинскому сражению и в целом

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ   1812 года, освободительная война России против наполеоновской агрессии.

        Подготовка с обеих сторон началась почти одновременно — примерно с 1810г.  

        И уже к первой половине 1812 французские войска концентрировались у русских границ. Лишь половину  численности армии составляли французы. Остальные немцы, итальянцы, поляки, австрийцы, швейцарцы, испанцы, португальцы, бельгийцы. Главной группировкой  250 тыс.  командовал сам Наполеон.

Познаватель-

ные:

поиск и выделение информации

Регулятивные:

целеполагание планирование

Ведущая, II группа расскажите подробнее о Наполеоне.

4 слайд

 

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Оперативный замысел Наполеона заключался в быстром маневре своих главных сил против Западной армии и использовании численного превосходства с целью поочередного разгрома в пограничных сражениях частей Барклая и Багратиона.

      Но первый, самый мощный и концентрированный, удар французского императора был нанесен напрасно. Русские, не принимая боя, стали отступать.  

Познаватель-

ные:

поиск и выделение информации

Коммуникативные:

Слушание. Говорение

Ведущая:

Слайд5

Русские войска были разделены перед войной на три армии:

1-я Западная армия (130 тыс.) под командованием генерала  М. Б. Барклая де Толли

 2-я Западная армия (45 тыс.) во главе с генералом  князем П. И. Багратионом

 3-я  армия (45 тыс.) генерала  А. П. Тормасова.

   

Коммуникативные:

Слушание. Говорение.

Коммуника-

тивные:

умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Ведущая:  У следующей группы было ключевое слово  Кутузов, расскажите подробнее.

6 слайд

В начале войны 1812 против французов Кутузов находился в Петербурге на второстепенном посту командира. Лишь когда размолвки в генеральской среде достигли критической точки, его назначили главнокомандующим всеми армиями, действовавшими против Наполеона (8 августа). Кутузов вынужден был продолжать отступательную стратегию. Но, уступая требованиям армии и общества, дал Бородинское сражение (произведен в генерал- фельдмаршалы).  

Коммуникативные:

Слушание. Говорение.

Коммуника-

тивные:

умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Ведущая:

7 слайд

Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве

22 августа русские армии подошли к селу Бородино

была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км

Сражение началось в 5 часов утра

8 слайд

Ведущая:

Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.

 

9 слайд

Сражение превратилось во фронтальное столкновение, в котором шансы у Наполеона для решительной победы над русской армией были сведены к нулю. Русские войска, воюя на своей территории, за короткий срок смогли восстановить численность своих рядов. Из всех родов войск наполеоновской армии самые ощутимые и невосполнимые потери понесла конница, для которой Бородинское поле стало огромным кладбищем, что в предопределило поражение Наполеона в войне с Россией.

Это сражение получило название «битвы генералов»: у русских было убито 6 и ранено 23 генерала, у французов — 12 убито и 38 ранено.

Наполеоновская армия потеряла примерно 35 тысяч человек личного состава.

Количество пленных с обеих сторон оказалось приблизительно одинаковым — по тысяче человек.

Инициатива весь день была в руках Наполеона, французы постоянно атаковали и к концу дня сохранили боеспособность.

Кутузову удалось, хотя и «дорогой ценой», латая дыры в обороне, перестроить боевые порядки, сохранить оборонительную линию.

Ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов.

Логические:

Анализ,

Синтез

Коммуника-

тивные:

умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Ведущая:

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана? Расскажите подробнее  5 группа.

Слайд 10

На совете в Филях 1 сентября принято решение  оставления Москвы.

 Наполеон в Москве 36 дней томился в  ожидании мирных переговоров

 войска Кутузова получили передышку, подошли подкрепления.

 Всё Подмосковье стало ареной активных действий армейских партизанских отрядов, что затруднило передвижения и фуражировку французских частей и приводило к большим потерям в их рядах.

Познаватель-

ные:

Выделение информации.

 Умение строить высказывание

Ведущая: Д. В. Давыдов партизан - герой Отечественной войны, расскажет следующая группа

Слайд11

Особую известность получил благодаря своей  организации партизанских отрядов в августе 1812, первый из которых, сформированный из гусар и казаков, возглавил сам. Летучий отряд Давыдова успешно действовал в тылу французской армии в районе Вязьмы, Гжатска, под Ляховым, Красным. Его партизаны наводили страх на французов.

Ведущая: итоги войны

Слайд12

Главным итогом Отечественной войны 1812 года стала гибель французской армии в России.

Кутузов писал в конце кампании: «Неприятель с бедными остатками бежал за границу нашу».

Свыше 550 тысяч солдат из стран Западной Европы нашли свою смерть или попали в плен в России.

Познаватель-

ные:

Выделение информации.

 Умение строить высказывание

Личностные:

 Нравственно-

Эстетическое оценивание

III итог

Ведущая: вам ребята сегодня посчастливилось узнать больше об этом великом событии. Народ помнит, хранит в памяти и преклоняется перед русским народом. Просим вас проиллюстрировать  Бородинское сражение для конкурса рисунков

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...

Слайд 2

Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи… ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года, освободительная война России против наполеоновской агрессии.

Слайд 3

Подготовка с обеих сторон началась почти одновременно — примерно с 1810г. И уже к первой половине 1812 французские войска концентрировались у русских границ. Лишь половину численности армии составляли французы, остальные (немцы, итальянцы, поляки, австрийцы, швейцарцы, испанцы, португальцы, бельгийцы…Главной группировкой (250 тыс.) командовал сам Наполеон. .

Слайд 4

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей Оперативный замысел Наполеона заключался в быстром маневре своих главных сил против Западной армии и использовании численного превосходства с целью поочередного разгрома в пограничных сражениях частей Барклая и Багратиона . Но первый, самый мощный и концентрированный, удар французского императора был нанесен напрасно. Русские, не принимая боя, стали отступать .

Слайд 5

Недаром помнит вся Россия … Русские войска были разделены перед войной на три армии: 1-я Западная армия (130 тыс.) под командованием генерала М. Б. Барклая де Толли 2-я Западная армия (45 тыс.) во главе с генералом князем П. И. Багратионом 3-я армия (45 тыс.) генерала А. П. Тормасова .

Слайд 6

В начале войны 1812 против французов Кутузов находился в Петербурге на второстепенном посту командира. Лишь когда размолвки в генеральской среде достигли критической точки, его назначили главнокомандующим всеми армиями, действовавшими против Наполеона (8 августа). Кутузов вынужден был продолжать отступательную стратегию. Но, уступая требованиям армии и общества, дал Бородинское сражение (произведен в генерал- фельдмаршалы) и на военном совете в Филях принял нелегкое решение об оставлении Москвы.

Слайд 7

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве 22 августа русские армии подошли к селу Бородино была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км Сражение началось в 5 часов утра

Слайд 8

Атака егерей и матросов при Бородино Сражение превратилось во фронтальное столкновение, в котором шансы у Наполеона для решительной победы над русской армией были сведены к нулю. Русские войска, воюя на своей территории, за короткий срок смогли восстановить численность своих рядов. Из всех родов войск наполеоновской армии самые ощутимые и невосполнимые потери понесла конница, для которой Бородинское поле стало огромным кладбищем, что в предопределило поражение Наполеона в войне с Россией.

Слайд 9

Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения Это сражение получило название «битвы генералов»: у русских было убито 6 и ранено 23 генерала, у французов — 12 убито и 38 ранено. Наполеоновская армия потеряла примерно 35 тысяч человек личного состава. Количество пленных с обеих сторон оказалось приблизительно одинаковым — по тысяче человек. Инициатива весь день была в руках Наполеона, французы постоянно атаковали и к концу дня сохранили боеспособность . Кутузову удалось, хотя и дорогой ценой, латая дыры в обороне, перестроить боевые порядки, сохранить оборонительную линию. Н и одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов.

Слайд 10

Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? На совете в Филях 1 сентября принято решение оставления Москвы. Наполеон в Москве 36 дней томился в ожидании мирных переговоров войска Кутузова получили передышку, подошли подкрепления. Всё Подмосковье стало ареной активных действий армейских партизанских отрядов, что затруднило передвижения и фуражировку французских частей и приводило к большим потерям в их рядах.

Слайд 11

Д. В. Давыдов партизан- герой Отечественной войны Особую известность получил благодаря своей организации партизанских отрядов в августе 1812, первый из которых, сформированный из гусар и казаков, возглавил сам. Летучий отряд Давыдова успешно действовал в тылу французской армии в районе Вязьмы, Гжатска , под Ляховым, Красным. Его партизаны наводили страх на французов.

Слайд 12

Отступление французов из России Главным итогом Отечественной войны 1812 года стала гибель французской армии в России. Кутузов писал в конце кампании: «Неприятель с бедными остатками бежал за границу нашу». Свыше 550 тысяч солдат из стран Западной Европы нашли свою смерть или попали в плен в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Презентация: "Отечественная война 1812 года"

Классный час о войне 1812 года....

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....