календарно-тематическое планирование по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 2 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 2 класс) по теме

Горбачева Ольга Васильевна

рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_._2.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

Количество часов в неделю:  2 ч
       
Годовое количество:        68 ч

Реквизиты программы:

      1.Федеральный     компонент         Государственного     образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по литературному чтению.

  1. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
  2. Программы Образовательная система «Школа 2100»
  3. Региональный компонент стандарта общего образования.
  4. Школьный компонент стандарта общего образования.

УМК учащихся:

  1.  А.А.Вахрушев. О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир».в 2ч. Москва. Баласс. 2010г.
  2. А.А.Вахрушев. О.В.Бурский С.А.Раутиан. Рабочая тетрадь к Учебнику «Окружающий мир». Москва. Баласс. 2010г.

      3)А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». Москва. Баласс. 2010г.

УМК учителя:

  1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир» в 2ч. Москва. Баласс. 2010г.
  2. А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова. О.В.Чиханова. Окружающий мир. Наша планета Земля. Методические рекомендации для учителя. Москва. Баласс. 2010г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»; Программы курса «Окружающий мир» для 2 класса авторов А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана «Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы», Москва, Баласс, 2010г;

Согласно действующему Базисному учебному плану на 2011-2012 учебный год.

Цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми,
    обществом и природой;
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовить нравственных и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основ практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
    природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • развитие и воспитание личности.

Задачи:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе:
  • развитие умения учиться — способности к самореализации с целью решения учебных задач;
  • создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Содержательные линии предмета

«Окружающий мир» Человек и природа.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и т.д.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество - то, из чего состоят природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на карте и глобусе. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи. На Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины. Горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие )океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух - смесь азов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояние воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережноеотношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы. Звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика, на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Человек и общество.

Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. 11равила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, з лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села, наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда. День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; Государственная граница России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник

Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

К числу важнейших общеучебных умений, навыков и способов деятельности по «Окружающему миру» относятся:

- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения;

- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- работа с учебными и научно-популярными текстами.

Образовательные технологии

 1 . Технология проблемно-диалогического обучения.

  1. Формирование типа правильной читательской деятельности.
  2. Проектная технология.
  3. Технологии оценивания образовательных достижений учащихся»

Классификация методов обучения

Методы

Проблемные

Тради-ционные

«классические»

«сокращённые»

постановки проблемы

сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим пиёмом

сообще-ние темы

поиска решения

сообщение гипотез проверки учителем

выдвижение и проверка гипотез учениками

побуждаю-щий к проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообще-ние знаний


Содержание программы

Наша планета Земля 2 класс

68 часов

Введение (4ч)

Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости. их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и Солнце ( 16 ч)

Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход солнца, запад -направление на закат солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная и космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. Солнечное затмение, Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом з разные сезоны гола. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезона года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град.

Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта(8ч)

План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материки - большой участок суши, окружённый водой. Евразия. Африка. Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.

Формы земной поверхности (7 ч)

Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье,(дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро -        Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.

Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности, Болота. Горы -        поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения -результат
смещения пластов Земли.

Полуострова — участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря -большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков. Вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (весной) Земля - наш общий дом (11 ч)

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики

дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в земном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны лсаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь .жаркого пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозелёных лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи ( плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов -политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света(10ч)

Европа. Страны и города Европы ( Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония. Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народа Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий юпшат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек, и жуков, самого твёрдого и самого лёгкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия -родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые нхзкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чес в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова, и моря России. Природные богатства нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля. (Зч)

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата. создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение изученного материала - 4ч.

Часы по усмотрению учителя -5 ч.

№ П/п

Дата про-веения урока

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабора-торные (практи-ческие) работы

Фор-мы конт-роля

Приме-чание

I Наша планета

68 ч.

Введение

4 ч.

1.1

Вводный урок. Как мы будем учиться. Правила работы с учебником.

1.2

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа.

1.3.

Вещество. Твёрдые тела, жидкости, газы. Их свойства.

1.4.

Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед. Проверочная работа №1 «Свойства веществ» Т

П/р.

II Земля и Солнце

16 ч.

2.1.

Природные часы, календарь, компас. Солнце и полярная звезда.

2.2.

Основные стороны горизонта. Практическая работа № 1. Т «Ориентация по компасу»

П/р.

2.3.

Земля имеет форму шара. Линия горизонта.

2.4.

Глобус – модель земли. Практическая работа № 2 «Движение глобуса и Земли» Т.

П/р.

2.5.

Медианы и параллели. Проверочная работа № 2 «Определение сторон света по солнцу и компасу»

П/р.

2.6.

Контрольная работа № 1 «Окружающие предметы и их взаимосвязи».

К/р.

2.7.

Планета Земля в космосе. Планеты солнечной системы. Солнце – звезда. Луна – спутник Земли.

2.8.

Земное притяжение. Влияние на нашу жизнь. Невесомость.

2.9.

Смена дня и ночи. Практическая работа № 3 с глобусом «Вокруг земной оси» Т


П/р.

2.10.

Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3 «Влияние притяжения Земли» Т.

П/р

2.11.

Смена времен года. Причина смены времен года.

2.12.

Смена времен года. Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

2.13.

Где на Земле теплее?

2.14.

Погода и климат. Атмосфера. Облачность. Осадки. Демонстрированный эксперимент «Как рождаются ветер» Т

Опыт

2.15.

Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа № 4 « Как работает термометр» Т.

П/р.

2.16.

Контрольная работа № 2 «Расположение и движение Солнца и Земли».

К.р.

III Глобус и карта

8 ч.

3.1.

План и географическая карта. Масштаб.

3.2.

Условные знаки на карте. Практическая работа № 5 «Составление плана класса»

П/р.

3.3.

Глобус и карта полушарий.

3.4.

Повторение и проверочная работа № 4 « Читать и показывать части света на глобусе и карте»

П/р.

3.5.

Условные обозначения на карте воды и суши. Высота и глубина  морей.

3.6.

Подготовка к проекту «Моя страна». Изготовление из пластилина макета местности.

3.7.

Материки и океаны.

3.8.

Повторение по теме: «Глобус и карта». Проверочная работа №5 «Находить материки и океаны».

П/р.

IV Формы земной поверхности

8 ч.

4.1.

Реки и их особенности: исток, устье, русло, берега. Круговорот воды в природе. Озёра. Крупные озёра. Практическая работа № 6 «Свойства воды» Т

П/р.

4.2.

Практическая работа № 7 по проекту «Моя страна». Размещение на макете рек и озер.

П/р.

4.3.

Равнины и горы. Горные породы. Природа равнин и гор.

4.4.

Образование гор. Превращение гор в равнины. Вулканы и извержения. Землетрясения.

4.5.

Проверочная работа № 6 «Реки и озера, равнины и горы»

П/р.

4.6.

Острова, полуострова. Как образуются острова? Важнейшие моря мира и их расположение на карте. Обитатели морей.

4.7.

Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 «Формы земной поверхности»

К.р.

4.8.

Защита проекта «Моя страна»

V Земля – наш общий дом.

11 ч.

5.1.

Экологические системы. Пищевые связи.

5.2.

Круговорот веществ. Проверочная работа № 7. Экологические системы. Т.

П/р

5.3.

Природная зональность

5.4.

Природные зоны холодного пояса. Тундра. Суровый климат. Животный и растительный мир. Красная книга.

5.5.

Леса умеренного пояса. Смена сезонов. Животный и растительный мир. Леса на земном шаре. Практическая работа № 8 «Жизнь дерева»

П/р

5.6.

Засушливые зоны умеренного пояса. Степь. Пустыня. Климат. Животный и растительный мир. Опыт «Причины разрушения почвы»

Опыт

5.7.

Хрупкая природа степей и пустынь. Тропические леса.

5.8.

Горные экосистемы. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. Проверочная работа № 9 «Природные зоны и их особенность»

П/р

5.9.

Люди, города и страны. Человеческие расы. Потребности человека. Занятость населения.

5.10.

Города и страны. Карта стран и городов.

5.11.

Контрольная работа №4. Земля – наш общий дом.

К/р

VI Части света

11 ч

6.1.

Путешествие тучки по Европе.

6.2.

Страны Европы. Начало работа над выставкой «Всемирная выставка». Т.

6.3.

Азия. Природные условия. Страны и народы.

6.4.

Африка. Природные условия. Климат. Народы. Растительный и животный мир.

6.5.

Америка. Умеренный и жаркий климат. Северная и Южная Америка. Растительный и животный мир.

6.6.

Проверочная работа № 10 Страны: Азия, Африка и Америка

П/р

6.7.

Австралия. Климат. Природные зоны. Животный и растительный мир.

6.8.

Антарктида. Холодный климат. Ледники. Освоение южного полюса. Круговорот воды.

6.9.

Россия – наша родина. Природа всей страны. Природные богатства.

6.10.

Люди. Древние мастера. Природа и достопримечательности России.

6.11.

Контрольная работа № 5. Части света.

К/р

VII Наша маленькая планета Земля.

7.1.

Человек и экосистемы.

7.2.

Охрана и бережное отношение к природе.

7.3.

Резервный урок. Экскурсия в природу. Правила поведения.

экскур-сия

VIII Повторение изученного материала

4 ч

8.1.

Земля и Солнце. Смена дня и ночи. Смена времен года.

8.2.

Резервный урок. Экскурсия. Формы земной поверхности.

экскур-сия

8.3.

Части света. Путешествие по глобусу и карте.

П/р

8.4.

Резервный урок. Экскурсия в парк. Знакомство с природой своей природной зоны

экскур-сия

IX Часы по выбору

3 ч

9.1.

Резервный урок. Интеллектуальная игра «Путь человечества»

9.2.

Резервный урок. Защита проектов «Всемирная выставка»

9.3.

Резервный урок. Задание на лето. Т.

Резервные часы:

6 ч

Всего:

68 ч

15 ч

13 ч


Таблица требований к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум) 2 класс

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

- уметь объяснять мир

- уметь определять своё отношение к миру

- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ

- объяснять влияние притяжения Земли

- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли

-наблюдать за погодой и описывать её

- уметь определять стороны света по солнцу и по космосу

- читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны

- называть основные природные зоны и их особенности

- оценивать правильность поведения к миру людей в природе

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 2-го класса учащиеся должны

Знать:

– элементарные сведения о трех состояниях вещества;

– что Земля имеет форму шара;

– что горизонт – воображаемая линия;

– основные стороны света;

– элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);

– закон всемирного тяготения;

– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;

– как себя вести при грозе;

– основные этапы круговорота воды в природе;

– элементарные сведения о погоде;

– что глобус – модель Земли;

– условные обозначения глобуса и карты;

– части света, материки и океаны;

– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;

– основные природные зоны;

– географические закономерности размещения хозяйства людей;

– политическую карту, крупнейшие страны и города;

– части света и их основные особенности;

– о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

Учащиеся должны

Уметь:

– использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

– различать утро, день, вечер и ночь;

– различать времена года по основным признакам;

– уметь пользоваться календарем и часами;

– показывать линию горизонта;

– определять стороны горизонта при помощи компаса;

– описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

– определять температуру с помощью термометра;

– владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

– показывать на карте части света, материки и океаны;

– уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

– показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

– распознавать ландшафты основных природных зон;

– перечислять порядок их расположения на планете;

– находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;

– находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;

– беречь богатства природы в повседневной жизни;

– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.


Список литературы

Основная литература:

1.  А. А. Вахрушев, Д. Д Данилов, А.С.Раутиан, С. Б. Тырин, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова Учебная программа: Окружающий мир.

2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М.; Просвещение, 2008.

3. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский,   А. С. Раутиан   Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник-тетрадь для 2 класса. — М.: Баласс,2011.

4. А. А. Вахрушев, О.В. Бурский Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли». 2 класс. - М: Баласс, 2011

5. А.А.Вахрушев, С. М. Алхутов, А. С. Раутиан Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обитатели Земли». 2 класс- М.: Баласс, 2011

6.  Д. Д. Данилов, С.Тырин Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2010

Дополнительная литература:

1. Окружающий мир. 2 класс поурочные планы по учебнику «Обитатели Земли» А. А. Вахрушева, О.В. Бурского, А. С. Раутиана. / Лвт.-сост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...

Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.

Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...