календарно-тематическое планирование по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Горбачева Ольга Васильевна

рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir3.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована


Зам. директора по УВР Лицея

______________________Т.В.Волобуева


«         »________________201    г.    

Утверждена

 
Директор  Лицея

__________________Н.А.Филатчева  
 
приказ от_
          _№ _______

Министерство образования и культуры Тульской области 

Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
 
 

Рабочая программа

по предмету  окружающий мир __в__3-б__классе

 

Учитель: Горбачева О.В.

 
 

                         Рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

                       протокол  от «_   _» _        201        года №__

201    /201    уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушев. О.В.Бурский, А.С.Раутиан, «Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы», Москва, Баласс,2010г.; программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

На изучение окружающего мира отводится:

68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Цели изучения окружающего мира в начальной школе

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми,
    обществом и природой;
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовить нравственных и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основ практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
    природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • развитие и воспитание личности.

Задачи изучения окружающего мира в начальной школе

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе:
  • развитие умения учиться — способности к самореализации с целью решения учебных задач;
  • создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Структура курса

Курс  «Окружающего мира» соответствует образовательным областям «Естествознание»  и «Обществознание» Базисного учебного плана «Окружающий мир» и направлен на формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Курс представлен следующими разделами: «Я и мир вокруг», «Наша планета Земля. Обитатели Земли» «Человек и природа», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории отечества», «Современная история».

Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале, они погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены и представлены в программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».

   К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к  природе.

Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.

Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.

Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.

Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения;

- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- работа с учебными и научно-популярными текстами;

-  работать с учебником,   энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;    

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Образовательные технологии:

  •     Технология проблемно-диалогического обучения.
  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
  • Проектная технология.
  • Технологии оценивания образовательных достижений учащихся
  •     Технология развивающего обучения;
  •      Информационно-коммуникативная технология;
  •      Здоровьесберегающая технология;
  •      Технология уровневой дифференциации при обучении и оценке знаний.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Для выявления соответствия результатов образования, целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:  

  • Контрольные работы  – «Обитатели Земли» - 2; «Моё Отечество» - 2.
  • Проверочных работ – «Обитатели Земли» - 15; «Моё Отечество» - 4.

       Содержание курса

3 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1: «Обитатели Земли»

(34 часа)

Вещество и энергия (4 ч.)

Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое. Из чего состоят молекулы. Почему лёд легче воды. Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч.)

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает «раны» биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Живые участники круговорота веществ (13 ч.)

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи. хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов — защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: лёгкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полёту. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Заповедники и национальные парки. Экскурсия в краеведческий музей на тему «Многообразие растений и животных». Экскурсия в лес, озеро, луг на тему «Многообразие видов»

Резервные часы. (2  ч.) 

«Юные химики». Бактерии и трудности наблюдения за ними. Бактерии – участники всех круговоротов. Учимся решать жизненные задачи. Защита проекта «Сохраним красоту природы»


Раздел 2: «Моё Отечество»

(34 часа)

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч)

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времён. Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы -обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия. История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века (4 ч)

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как о достижениях человечества во всех областях. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица. Защита Русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. Ледовое побоище. Александр Невский. Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. Х1У~ХУП века (5 ч)

Время создания Московского государства - время противостояния жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двугла¬вый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей -крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва. Московский Кремль - памятник времён Московского государства, сердце Москвы и всей России. Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (5 ч)

Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 г. - угроза существованию России. Боро¬динская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин -создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (4 ч)

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX в. Народ и власть. Николай П. Революция 1917 года. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель Советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (11 ч)

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция -основной закон государства. Права и обязанности граждан. Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума — собрание избранных народом представителей, которое создаёт законы. Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры — библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача — сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Резервные уроки (3 ч.) Защита проекта «Сохраним историю родного края». Работа и защита проекта «Отмечаем государственные праздники».


Календарно – тематическое планирование

Количество часов в неделю:  2 ч
       

Годовое количество:        68 ч

Плановых проверочных работ:

Контрольных работ – 4 ;

Проверочных работ – 19;

Практических работ – 4;

Проектных работ – 3;

Экскурсий - 2.

Реквизиты программы:

      1.Федеральный     компонент         Государственного     образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по окружающему миру.

  1. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
  2. Программы Образовательная система «Школа 2100»

УМК учащихся:

1.        Учебник «Окружающий мир» для 3-го класса в 2-х частях: «Обитатели Земли» и «Моё Отечество» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, СВ. Тырин), «Баласс», 2011.

2.        Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), 2 ч. «Баласс», 2011.

3.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский), «Баласс», 2011.

4.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Моё Отечество» для 3-го класса (авторы Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова), «Баласс», 2011.

УМК учителя:

1.        Учебник «Окружающий мир» для 3-го класса в 2-х частях: «Обитаели Земли» и «Моё Отечество» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, СВ. Тырин), «Баласс», 2011.

2.        Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), 2 ч. «Баласс», 2011.

3.        Окружающий мир («Обитатели Земли»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.), «Баласс», 2011.

4.        Окружающий мир («Моё Отечество»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина), «Баласс», 2011.

5.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский), «Баласс», 2011.

6.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Моё Отечество» для 3-го класса (авторы Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова), «Баласс», 2011.


№ П/п

Дата про-веения урока

Наименование разделов

и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабора-торные (практи-ческие) работы

Фор-мы конт-роля

Приме-чание

Раздел № 1 «Обитатели Земли»

34 ч

I Вещество и энергия

 4 ч

2 ч

1.1.

Тела и вещества. Тела естественные и искусственные. Превращение веществ.

1.2.

Из чего состоит вещество? Молекулы, чистые вещества и смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости, газы. Проверочная работа № 1 «Тела и вещества» (20 мин)

П/р.

№1

1.3.

Что такое энергия? Многообразие проявлений энергии: электричество, солнечный свет, падающая вода.

1.4.

Превращение энергии (из быта людей) и выделение тепла. Неистребимость энергии. Проверочная работа № 2 «Энергия» (20 мин)

П/р.

№2

II Оболочка планеты,

охваченная жизнью

6 ч

3 ч

2.1.

Где обитают живые организмы? Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

2.2.

Большой круговорот веществ. Порядок – условие жизни людей. Стабильность условий – следствие круговорота веществ.

2.3.

Живые участники круговорота веществ. Производители, потребители, разрушители.  Проверочная работа № 3 «Оболочка планеты, охваченная жизнью» (20 мин)

П/р.

№3

2.4.

Обмен веществ в организме. Горение и дыхание. Использование поглощенных веществ для жизни, роста, самоообновления, размножения.

2.5.

Как живые организмы запасают энергию Солнца? Роль солнца как источника энергии. Проверочная работа № 4 «Оболочка планеты, охваченная жизнью» (20 мин)

П/р.

№4

2.6.

Повторение по теме «Оболочка планеты» Контрольная работа № 1 по теме «Вещество и энергия. Живая оболочка планеты» (45 мин)

К/р.№1

III Экологическая система

9 ч

4 ч

3.1.

Жизнь экосистемы. Сообщество живых организмов. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.

3.2.

Почва – важнейшая часть экосистемы. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Проверочная работа № 5 «Жизнь экосистемы» (20 мин)

П/р.

№5

3.3.

Экосистема озера. Мелкие и крупные водоросли, дафнии и циклопы. Озерные и речные рыбы. Бактерии. Зарастание озера.

3.4.

Экосистема болота. Болотные растения: сфагнум. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Торф и накопление мертвой органики.

3.5.

Экосистема луга. Луговые растения и животные. Дерновина, дождевые черви, бактерии и их роль в плодородии. Проверочная работа № 6 «Природные экосистемы» (20 мин)

П/р

№6

3.6.

Лесные производители. Лесные травы, кустарники, деревья. Значение лесных животных, грибов и бактерий. Распространение семян.

3.7.

Потребители и разрушители лесной экосистемы.  Как природа залечивает раны?.  Проверочная работа № 7 «Природные экосистемы» (20 мин)

П/р

№7

3.8.

Экосистема поля. Растения, вредители и животные полей. Вспашка, удобрение полей. Средства борьбы с вредителями.

3.9.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки, рыбы, бактерии. Проверочная работа № 8 «Искуственные экосистемы» (20 мин)

П/р

№8

IV Живые участники круговорота веществ

15 ч

3 ч

8 ч

4.1.

Растения – производители. Органы цветкового растения: стебель, лист, корень. Размножение,  роль семян, плодов растений. Проверочная работа № 9 «Растения» (20 мин)

П/р.№9

4.2.

Животные маленькие и большие. Роль простейших животных на Земле и возникновение их частей. Черви. Молюски.

4.3.

Маленькие  рыцари. Членистоногие и их покров. Многообразие и развитие насекомых. Раки, пауки. Проверочная работа № 10 «Животные» (20 мин)

П/р.№ 10

4.4.

Первый шаг из моря на сушу. Позвоночные: рыбы, их многообразие. Строение земноводных.

4.5.

На суше – как дома. Виды животных: пресмыкающиеся, звери, птицы. Их забота о потомстве. Мозг и органы чувств. Проверочная работа № 11 «Животные» (20 мин)

П/р.№ 11

4.6.

Пернатые изобретатели. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Размножение птиц.

4.7.

Наши братья. Совершенные органы чувств у млекопитающих. Воспитание детей. Проверочная работа № 12 «Животные» (20 мин)

П/р.№ 12

4.8.

Осторожно, животные! Правила поведения с дикими и домашними животными. Проверочная работа № 13 «Осторожно животные» (20 мин)

П/р.№ 13

4.9.

Прирожденные разрушители. Грибы:съедобные и несъедобные, губчатые, пластинчатые; лишайники. Грибница. Дрожжи.  Проверочная работа № 14 «Придорожные разрушители»» (20 мин)

П/р.№ 14

4.10

Примеры экологических разрушений в биосфере. Жить в согласии с природой. Заповедники и национальные парки. Проверочная работа № 15 «Как нам жить в дружбе с природой.» (20 мин)

П/р.№ 15

4.11

Повторение по теме «Экологическая система» Контрольная работа № 2 по теме «Живые участники круговорота веществ».(45 мин)

К.р.

№ 2

4.12

Экскурсия в краеведческий музей на тему «Многообразие растений и животных».

Экскур-сия

4.13

Экскурсия в лес, озеро, луг на тему «Многообразие видов»»

Экскур-сия

4.14

Резервный урок «Юные химики». Бактерии и трудности наблюдения за ними. Бактерии – участники всех круговоротов.

4.15

Резервный урок. Учимся решать жизненные задачи. Защита проекта «Сохраним красоту природы

Проект

Раздел № 2 «Моё Отечество»

34 ч

I Твои родные и твоя Родина

5 ч

1 ч

1 ч

1.1.

Вводный урок. Отправляемся в путешествие по «реке времени».

1.2.

Живая связь времен. Поколения предков. Фамилия, имя, отчество – связь времен. Практическая работа на тему «Моё родословное дерево» (15 мин)

П/р.№1

1.3.

Как люди считают время? Исторический счет времени. Век(столетие), эра. «Христианская» эра. Христианство.

1.4.

С чего начинается Родина? Общество, государство, государственная власть. Законы. Моя Родина, моё Отечество – Россия.

1.5.

Память о прошлом. История моей Родины. Исторические источники. Образ многовековой истории России. Проверочная работа № 16 «Твои родные и твоя Родина» (20 мин)

П/р.№16

II Времена Древней Руси

4 ч

2.1.

Когда на Руси появилось государство? Древние жители Руси. Жизнь славянских племен.

2.2.

«Золотые ворота» в Древнюю Русь. Князь Владимир и принятие христианства. Культурное богатство Древней Руси: храмы, монастыри. Кириллица и летописи.

2.3.

За землю русскую! Набеги кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность земель. Ледовое побоище. Александр Невский.

2.4.

«Слово о погибели Русской земли» Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Исламская религия (первичные представления)

III Времена Московского государства

5 ч

2 ч

3.1.

От Древней Руси к единой России. Время создания Московского государства. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Проверочная работа № 17 «Времена Древней Руси» (20 мин)

П/р.№17

3.2.

Земля и люди Московского государства. Герб. Государь Иван III. Бояре, дворяне, крестьяне.

3.3.

Москва златоглавая. Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного.  

3.4.

«Хуже грозного царя только междуцарствие». Смутное время. Народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы.

3.5.

Повторение по теме «Времена Московского государства». Контрольная работа № 3 по теме «Времена Древней Руси» (40 мин)

К/р

№3

IV Времена Российской империи

5 ч

1 ч

4.1.

Петр Великий. Его преобразования.  Победа в войне со Швецией. Санкт-Петербург – столица. Новые символы империи.

4.2.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II.  А.В. Суворов – великий русский полководец. Крепостное право.

4.3.

Как Россия у Европы «училась». Практическая работа на тему «Изготовление макета произведений русской архитектуры и живописи» (15 мин)

П/р.№2

4.4.

«Гроза двенадцатого года». Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. М.И.Кутузов. Единство народа перед врагом.

4.5.

Император-освободитель. Правление Александра II. Отмена крепостного права. Развитие обновлённой империи.

V Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы

4 ч

1 ч

5.1.

Россия в огне. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Проверочная работа №  18 «Времена Российской империи» (20 мин)

П/р

№18

5.2.

«К светлому будущему». Символы СССР. Власть Советов и Коммунистической партии. Строительство справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

5.3.

«Вставай, страна огромная…». Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои В.О.В.

5.4.

«Через тернии к звездам». Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей и в стране.

VI Современная Россия

11 ч

4 ч

2 ч

6.1.

Я – гражданин России! Современная Россия. Государственные символы. Понятие о гражданстве и конституции. Проверочная работа № 19 «Времена Советской России и СССР» (20 мин)

П/р №19

6.2.

Власть народа. Демократия. Избирательная система. Выборы органов государственной власти.

6.3.

Кто в государстве самый главный? Государственная, законодательная и исполнительная власти. Президент. Правительство. Государственная дума.

6.4.

Народы России. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Практическая работа на тему «Правила прослушивания гимнов стран» (15 мин)

П/р №3

6.5.

Наш общий дом. РФ – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – граждане РФ.

6.6.

Как нам жить? Достояние российской культуры. Практическая работа на тему «Культурные богатства народов России» (15 мин)

П/р №4

6.7.

Повторение по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия»

6.8.

Контрольная работа № 4 по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия»(40 мин)

К/р

№4

6.9.

Резервный урок. Наши праздники. Происхождение и традиции празднования праздников современной России. Проект «Отмечаем государственные праздники»

Проект

6.10

Резервный урок. Учимся решать жизненные задачи: спасение библиотеки от закрытия и сохранение семейных ценностей и архива.

6.11

Резервный урок. Работа и защита проекта «Сохраним историю родного края»

Проект

Итого:

Резервные уроки:

68 ч

5 ч

9 ч

 23 ч

экск.- 2

прак.р.-4

проек-тов - 3

к.р.-4

пров.р-19


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 3-го класса учащиеся должны:

Раздел 1: «Обитатели Земли»

Знать:

-        что такое тело;

-        что такое вещество; свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ;

-        что такое энергия;

-        о круговороте веществ (элементарные сведения);

-        о значении кислорода для дыхания живых организмов и человека;

-        о роли Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека;

-        основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

-        об основных экосистемах (озера, болота, луга, леса, поля) и их специфике;

-        что такое почва и какова её роль в плодородии:

-        основные группы растений (хвойные, цветковые) и животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); грибы;

Учащиеся должны уметь:

-        применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

-        различать твёрдые тела, жидкости и газы;

-        приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

-        выделять звенья круговорота веществ;

-        классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

-        определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

-        уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

-        объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Раздел 2 «Моё Отечество»

Учащиеся должны иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях: родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, Коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Учащиеся должны уметь:

-        строить своё родословное древо; ориентироваться в образной исторической карте;

-        вести счёт времени по векам и эрам; определять последовательность исторических событий;

-        по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории-        

-  различать следы исторического прошлого в современной действительности.


Список литературы

Основная литература:

1.  А. А. Вахрушев, Д. Д Данилов, А.С.Раутиан, С. Б. Тырин, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова Учебная программа: Окружающий мир.

2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М.; Просвещение, 2008.

3. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский,   А. С. Раутиан   Окружающий мир.: учебник-тетрадь для 3 класса. — М.: Баласс,2011.

4. А. А. Вахрушев, О.В. Бурский Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли и Моё Отечество».  2 ч 3 класс. - М: Баласс, 2011

5. А.А.Вахрушев, С. М. Алхутов, А. С. Раутиан Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир».  2 ч 3 класс- М.: Баласс, 2011

6.  Д. Д. Данилов, С.Тырин Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2010

7. Окружающий мир. 3 класс поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, О.В. Бурского, А. С. Раутиана. 2 ч / Лвт.-сост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...

Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.

Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...