Конспект урока окружающего мира по теме "Мы - жители Земли" (2 класс)
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Астафьева Ирина Николаевна

I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.

2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере  уда­ления от Солнца.

3.Показать учащимся место Земли во   Вселенной и место Человека среди живущих существ на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    МЫ- ЖИТЕЛИ  ЗЕМЛИ.

Цели: I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.

           2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере  удаления от Солнца.

            3.Показать учащимся место Земли во   Вселенной и место Человека среди живущих существ на Земле.

Оборудование: 1. Планеты Солнечной системы, Солнце.

                          2.Презентация « Солнышкина семья»

                            3. Ноутбук, экран , мультимедийный проектор.

                        4.Конверт с адресом.

                         5.Панно  "Мы- жители Земли".

                       6.Таблички с названиями планет.

                       7.Картинки для панно "Мы- жители Земли".

                       8. Глобус.                          

                       9. Четыре  листа бумаги с нарисованными    орбитами планет, четыре коробки пластилина.

                       10. Два стенда:«Они должны жить!»,  «Они жили    на Земле..»

                       11.Красная книга РОССИИ. Растения. Животные.

 

Ход       занятия.

I. Оргмомент.

Ужасно интересно,

Всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять. 

II. Вступительное  слово учителя.  

-Сегодня на уроке по окружающему миру мы будем изучать тему: "Мы - жители Земли". /На доске./

- Как вы думаете, исходя из названия темы, о чем или о ком пойдет речь на занятии? /Предположения детей./

-Сегодня мы с вами поговорим о нашей планете Земля, о месте, которое она занимает во Вселенной, а также о том, кто населяет нашу планету.

III. Адрес.

- Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать,  в каком  городе вы живете, на какой улице, в каком доме.

 Итак, скажите - где вы живете? Назовите свой адрес.

1.Город.

2.Улица.

3.Дом.

4.Квартира

- Но однажды произошёл такой случай…

 Ведущий:     - Был, говорят,

                       Где-то случай такой:

                       Ехали люди с работы домой.

                       Только доехали,

                       Вдруг – чудеса!

                       Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются,

Смотрят кругом:

Где эта улица?

Где этот дом?

Всё перепуталось,

Всё заблудилось.

К счастью, такое

Лишь в сказке случилось.

Мы рассказали

Про это нарочно,

Чтобы проверить –

Знаешь ли точно,

Где ты живёшь

Где построен твой дом?

И хорошо ли

Ты с домом живёшь?

Ты нам ответишь:

Ученик:        - Живу я в квартире,

                       Номер её – 34

Дом на Степанова,

Рядом – кино,

Всё, что кругом,

Мне знакомо давно.

Ведущий:    - Дом на Степанова?

Этого мало.

Город (село)

Назови для начала.

Ученик:         - Город… Тула

Ведущий:     - Расскажи, что кругом:

Всё, что кругом,

Это тоже твой дом.

Ученик:        - Город стоит

На широкой реке Упе,

А за рекой

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красива наша земля!

Ведущий:     - Верно, красива.

Но где же она?

Ученик:        - В России, -

Это наша страна.

Ведущий:     - Ну, а страна где?

Сумеешь ответить?

Ученик:         - Как и все страны –

На нашей планете!

Ведущий (обращается к классу):

- Как называется наша планета?

Ответы с места:

- Земля!

Ведущий:    - Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём!

(Р.Рождественский)

- А где находится наш город? В какой стране?

- Конечно, в нашей стране, в России.

- А где находится наша страна?

.- Наша родная страна, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на планете по имени Земля.

/Учитель демонстрирует глобус/

Глобус - это крохотная модель нашего земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

  - А можете ли вы ответить: где живет Земля?

- А сейчас я предлагаю вам совершить космическое путешествие. Угадайте на чём?

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную ракету.

Физкультминутка.

Учитель:    К запуску ракеты приготовиться!

Дети:          Есть приготовиться!   (Дети встают.)

Учитель:    Пристегнуть ремни!

Дети:           Есть пристегнуть ремни!  (Имитируют движение.)

Учитель:     Соединить контакты!

Дети:           Есть соединить контакты! (Хлопок в ладоши 1 раз.)

Учитель:     Завести моторы!

Дети:           Есть завести моторы! (Вращение руками перед собой.)

Учитель:     К старту готовы?

Дети:           Готовы! (Стоят на месте.)

Учитель:     Пять, четыре, три, два, один…

Дети:           Пуск! (Поднимают руки вверх, садятся.)

- А теперь я предлагаю послушать  одну историю, которая произошла с гномом Кнопкиным.

IV. Презентация "Солнышкина семья" ( сказка)      

Действующие лица: гном Кнопкин, Комета.

Слайд 2:

 Гном Кнопкин очень интересовался астрономией  - наукой о  Солнце и звёздах. Вот поэтому он ходит в голубом костюмчике, украшенный звёздами, а в руках  у него  солнечная  палочка. Вот уже несколько  ночей  в подряд   гномик сидел на крыше  одного из высотных домов  и наблюдал в бинокль за  звёздным небом.  Вдруг он увидел  хвостатое существо  и завёл с ним   разговор.

Слайд 3:

-Кто ты? – спросил гном Кнопкин.

  •  Я – Комета! – важно сказало хвостатое существо.
  •  Откуда ты прилетела? И где твой дом?- засыпал вопросами гномик.
  •  Я  живу в самой большой стране, - ответила Комета.
  •   Многоуважаемая Комета, расскажите  мне, пожалуйста, о своей стране, - попросил гном Кнопкин.
  •  С удовольствием расскажу!  Слушай внимательно.

Слайд 4:

  • Я живу в огромной стране , которая называется ВСЕЛЕННАЯ .

У неё нет ни начала, ни конца. Мы не сможем её  ни объехать, ни облететь,-

такая она громадная. В этой стране много разных звёздных городов.

 

Слайд 5:

Но я живу в городе ГАЛАКТИКА под названием  МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

О, это чудесный город! И есть в нём удивительный район, который называется - СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА . 

Слайд 6:

Своё имя этот район получил в честь щедрого  светила СОЛНЦА, которое сияет в самом его центре.

Солнце одаривает теплом и светом всех, кто живёт в этом районе.

А теперь Я нарисую всю СОЛНЫШКИНУ СЕМЬЮ.

  • Звёзды? – неуверенно спросил гномик.
  •  Да нет же! Никаких звёзд, кроме самого Солнца, в Солнечной системе, нет. Вокруг Солнца кружатся большие и малые шары. Всего их девять, а называются они ПЛАНЕТАМИ.

Слайд 7:

Ближе всего к Солнцу, на первой Кольцевой улице, живёт планета

МЕРКУРИЙ. Планету Меркурий назвали в честь римского бога торговли. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому там нет жизни. Год равен 88 дням. Время от восхода до заката равно 6 месяцам.

Слайд 8:

На второй - ВЕНЕРА. Венера – вторая от Солнца планета. Названа в честь греческой богини любви. Она покрыта толстыми слоями облаков. Эти облака скрывают поверхность планеты, на которой царит испепеляющая жара.

Слайд 9:

На третьей - твоя ЗЕМЛЯ, твой земной шар.

Земле не досталось имя бога, поэтому её название символизирует жизнь. На Земле не так жарко, как на Меркурии или как на Венере и поэтому на Земле есть жизнь.

Слайд 10:

-Это и есть  Солнечная система?- не удержался гномик.

-Ну что ты! – воскликнула Комета.- Я же тебе сказала, что только одних планет 9. Я сейчас нарисую небольшой МАРС. Планету Марс назвали в честь  бога войны. Марс выглядит красным, поскольку его камни содержат окиси железа. На Марсе нет жизни, так как на ней очень холодно.

Слайд 11:

Затем идут планеты – гиганты . Это  ЮПИТЕР.

Следующую планету назвали в честь Юпитера - главы всех богов. Юпитер - 5–я планета по счету. Этот огромный шар состоит из жидкости и газа. Один оборот вокруг своей оси совершает за 10 часов.

Слайд 12:

  • Смотрите, смотрите!- закричал гном Кнопкин.- Там какая-то шляпа летает!
  •  Какая ещё шляпа?- спросила  Комета.- Вовсе это не шляпа, а одна из больших планет - САТУРН. Шляпой она тебе кажется потому, что имеет кольца из многих тысяч крохотных  спутничков .

Планету Сатурн назвали в честь Сатурна - отца Юпитера.  Сатурн окружён двумя широкими кольцами. Эти кольца состоят из газа, частиц льда и горных пород.

Слайд 13:

За Сатурном идёт УРАН. Планета носит своё название в честь греческого Бога Неба и отца Сатурна.

Слайд 14:

Затем - НЕПТУН. Планета названа в честь древнеримского Бога морей – Нептуна.

Поверхность планеты напоминает синее море.

Здесь дуют самые сильные ветры. Они развивают скорость 2000км/ч.

Слайд 15:

А маленький крохотный ПЛУТОН живёт на самой последней, девятой Кольцевой улице – поэтому и тепла ему достаётся меньше всех.

Планета Плутон названа в честь бога подземного мира.

Слайд 16:

С этими словами Комета нарисовала не только планеты, но и те пути, по которым эти планеты мчатся  вокруг Солнца. Такие круглые дорожки астрономы называют ОРБИТАМИ планет.

Все эти планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждая по своей дороге - орбите, много-много тысячелетий подряд,- продолжала свой рассказ Комета.- И чем дальше находится планета от Солнца, тем длиннее ее орбита. Самая короткая у Меркурия, полный круг вокруг Солнца он делает за 38 суток      ( т.е. за 38 дней и ночей), а самая длинная - у Плутона : у него на дорогу уходит 250 лет!.. Ну а твоя планета Земля пробегает свою орбиту за один год.

Слайд 17:

Юпитер - самая большая планета Солнечной системы.  Он так велик, что все планеты могли бы поместиться внутри него. Но, конечно, Юпитер меньше Солнца.

Слайд 18:

Послушайте,  многоуважаемая Комета, не скучно ли этим планетам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам? - спросил гномик.

-Планеты вовсе не одиноки, почти у каждой из них есть спутники. У твоей Земля есть только один спутник - Луна. Она все время кружится вокруг Земли, и поэтому называется ее спутником, У Плутона тоже один спутник. У Меркурия и Венеры нет ни одного, а значит и рисовать нечего. У Марса - два спутника-малыша. 

Слайд 19

А у планет-великанов - целые семейства: по 10 и более спутников. Так, что в вашем Солнечном районе довольно много жителей. Вот так... Ух, даже устала хвостом махать...

Отдохните, пожалуйста, уважаемая Комета,- попросил гном Кнопкин,- ведь вы уже все нарисовали.

-Что ты! Что ты! - торопливо заговорила Комета, - А астероиды? А кометы? Разве я могу о них забить?! Ведь я все-таки сама комета...

Слайд 20:

С этими словами Комета быстро нарисовала много крошечных  планеток между Марсом и Юпитером. их-то она и назвала АСТЕРОИДАМИ.

-Многоуважаемая Комета,- обратился к своей необычной  учительнице гном Кнопкин.- Вы так много всего нарисовали, что для комет и места не осталось...

-Не беспокойся,- торжественно успокоила его Комета. -Мы ,кометы, любим жить вдали от всех этих планет и их спутников. Мы живем очень, очень далеко от Солнца, где-то там, далеко-далеко, за Плутоном...

Слайд 21:

Сказав это, Комета долго и старательно рисовала свой дом. Конечно, на дом он был совершенно не похож, потому что Комета в конце концов красиво нарисовала большущий пояс вокруг Солнца и всех его планет. И объяснила: в этом кометном доме столько жителей, что пересчитать их никто до сих пор не может.

-Они там все, наверное, хвостами цепляются,- предположил гномик.

-Не говори ерунду, гномик! - обиделась Комета.- Мы кометы, а не обезьяны какие-то. А чтобы дома у нас всегда был порядок, мы там вообще хвосты не носим...

-Так и живете бесхвостые?- удивился гном Кнопкин, который даже не мог себе представить комету, которая куда-то дела свой хвост.

-Так и живем,- вздохнула Комета.- Живем без хвостов, пока кого-нибудь из нас не пригласит к себе Солнце. Тогда из страны вечного холода мы летим через всю Солнечную систему к светилу, которое постепенно согревает наши ледяные тела и украшает нас ненадолго прекрасными, но очень непрочными хвостами... Вот и всё, что я хотела рассказать тебе о своей стране.   

-        Уважаемая Комета, большое-большое вам спасибо за рассказ о вашем замечательном городе Галактика,- сказал  гном Кнопкин.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам вернуться на свою родную планету, на планету по имени Земля.

Учитель:     К приземлению приготовиться!

Дети:           Есть приготовиться!  (Дети встают.)

Учитель:     Приглушить моторы!

Дети:           Есть приглушить моторы!

Учитель:     Разъединить контакты!

Дети:           Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши.)

Учитель:     Отстегнуть ремни!

Дети:           Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Учитель и дети вместе:

                      Пять, четыре, три, два, один!  (Дети хлопают в ладоши.)

Учитель:      Полёт окончен!

Дети садятся.

V. Вопросы по содержанию сказки. 

                                               

- На какой планете мы живем?                          (На Земле.)

-Как называется район, в котором находится наша планета Земля?

                                                                                                (Район Солнечная система.)

-Где находится Солнечная система?           (В  галактике Млечный Путь.)

-Где находится галактика?                                          (Во Вселенной.)

Получается приблизительно такой адрес:

/На доске большой конверт с адресом./

Вселенная,

г.Галактика,

р-он Солнечная система,

3-я Кольцева ул.,

Земля.

VI. Игра "Солнечная  система".       

 Раздать детям карточки с названиями Солнца, планет Солнечной системы, их спутников и выстроить учащихся в порядке следования планет по мере удаления от Солнца.

В процессе выстраивания учитель даёт краткие пояснения:

Меркурий. Это самая близкая к Солнцу планета. Среднее расстояние Меркурия до Солнца 58 000 000 километров. На этой планете нет воздуха, нет воды, невыносимо жарко. Диаметр планеты 4 640 км - это почти ширина Атлантического океана, т.е. это только часть размера Земли. Меркурии вращается вокруг Солнца за 88 земных суток, вокруг своей оси за 58-59 суток. Спутников не имеет.

Венера. Самая яркая из всех видимых с Земли планет. Не назвали именем римской богини красоты. Планету окружают сплошным слоем облака. Венеру называют планетой бурь, т.к. на ней бушуют ветры, сверкают молнии, но дождей нет. Очень жарко ж душно на Венере. Температура на поверхности планеты достигает 460°С. В воздухе есть ядовитые газы. Дышать им нельзя. Венера почти такого же размера, что и Земля, ёе диаметр 12 160 км. Ей нужно 225 суток, чтобы сделать один оборот вокруг своей  оси. Спутников не имеет. Венера находится на расстоянии 108 000 000 км от Солнца.

Земля. Это третья по счету от Солнца планета. Люди живут только на Земле. Потому что на других планетах нет подходящих для жизни условий (нет воздуха, нет воды, либо слишком жарко, либо слишком холодно). Людям обязательно нужен хороший воздух для дыхания, нужна вода, нужны определенные климатические условия. Поэтому берегите свою замечательную планету. У Земли только один спутник - Луна. Диаметр нашей планеты 12 660 км. Земля пробегает свою орбиту за один год, а для того чтобы совершить оборот вокруг своей оси, ей нужно  немного меньше 24 часов. Земля вращается вокруг Солнца на среднем от него расстоянии в 150 000 000 км.

Марс. Марс называют красной планетой из-за цвета его пустынь. За это он получил имя древнеримского бога войны. На Марсе расположены самые высокие горы, даже выше Эвереста. Воздуха на Марсе мало, и он тоже не пригоден для дыхания. На Марсе холодно. Температура не поднимается выше -29°С, но может опускаться до - 85°С.

Марс удален от Солнца на 228 000 000 км . Диаметр планеты 6 720 км, что немного больше половины диаметра Земли. Марсу нужно 687 суток, чтобы завершить движение по орбите, а вокруг собственной оси он вращается примерно с такой же скоростью, как Земля. У Марса два спутника-малыша.

Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что все планеты могли бы поместиться внутри его. Но, конечно, Юпитер меньше Солнца.

Диаметр планеты 141 920 км, почти в 11 раз больше диаметра Земли. Ему требуется 11,9 лет, чтобы совершить один круг по орбите. Вращается очень быстро. Ему требуется меньше 10 ч, чтобы сделать один оборот вокруг своей оси. Юпитер находится в 789 000 000 км от Солнца.

Воздух Юпитера совершенно не пригоден для дыхания. Поэтому на этой планете жить нельзя. На Юпитере бывают такие сильные грозы, каких никогда нет ни на Земле, ни на Венере. А еще Юпитер называют грозным потому, что он весь как будто состоит из вихрей. На Юпитере случаются полярные сияния.

В настоящее время открыто не меньше 16 спутников, или лун, вращающихся вокруг Юпитера.

Сатурн. Вторая по величине после Юпитера планета Солнечной системы. Диаметр 120 160 км.  Это почти в 9 раз больше земного. Сатурн необычен тем, что его окружает группа плоских колет. Эти кольца состоят из миллиардов мельчайших частиц. Сатурн удален от Солнца на 1 426 000 000 км, ему требуется 29,5 земных лет для прохождения своей орбиты. Сатурн, также как и Юпитер, вращается очень быстро. Ему требуется только 10 ч 14 мин., чтобы обернуться вокруг своей оси. Удивительно, но Сатурн мог бы плавать, если бы, конечно, нашлась достаточно большая емкость с водой, чтобы поместить его туда. Вокруг Сатурна вращаются 10 спутников.

Уран. Эта планета имеет зеленый цвет. Присутствующий в его атмосфере газ метан окрашивает планету в зеленый цвет. Уран находится очень далеко от Солнца - на расстоянии в 2  870 000 000 км - и поэтому там очень холодно. Совсем недавно выяснили, что Уран имеет темные кольца вокруг экватора. Уран намного больше, чем Земля. Вращается он очень странно, т.к. практически лежит на боку. Обходит Солнце по своей орбите за 84 года, имеет 12 спутников.

Нептун. Тусклая зеленая планета, предпоследняя по счету от Солнца. Нептун находится на расстоянии в 4 493 000 000 км от Солнца. Нептун имеет диаметр 4 800 км.. Его путь вокруг Солнца занимает почти 165 лет. Вокруг своей оси он поворачивается за 18,5 ч . Имеет 2 спутника.

Плутон. Самая маленькая и легкая планета Солнечной системы. Он меньше, чем Луна. Диаметр его 2 400 км. К тому же эта планета находится так далеко от Солнца, что оно для Плутона - просто яркая звезда на небосклоне. Плутон удален от нас на 5 899 000 000 км. Плутону же требуется почти 165 земных лет, чтобы обойти вокруг Солнца один раз. У Плутона один спутник.

Планеты движутся по своим орбитам не только вокруг Солнца, но и вращаются вокруг своей оси (как волчок).

Часть урока кончается тем, что всё приходит в движение.

Вывод: строение Солнечной системы - очень сложное.

VII . Первичное закрепление.

1.Сценка «Где, твой дом, Земля?»

  • Эй, Земля, моя планета,

      Где твой край?

  • А вовсе нету.

     Вокруг своей оси вращаюсь,

     Солнцем я обогреваюсь.

     Вокруг Солнца я кружу,

       Знать не на китах лежу

                    - Кто ж они - твоя семья,

                 -Солнца дочь и сыновья?

  • То Венера и Меркурий

И еще шесть братьев хмурых.

Марс, Юпитер и Сатурн

Да Плутон, Уран, Нептун.

  • Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
  • Иль одна вокруг Солнца кружишь?

-Я в компании приличной:

Братьев семь, одна сестричка.

 Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной системой.

-И с такой семьей солидной

 Где живете вы - не видно?

-Ты на  небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом - галактика большая

Под названьем Млечный Путь.

А галактика, она-то,

Где находится и с кем?

Есть галактики другие,

Неизвестные совсем,

И живут они все вечно

Во Вселенной бесконечной.

                 Работа в группах.

2. Вылепить из пластилина  модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры. Расположи модели планет на картонке или фанере в порядке их удаления от Солнца. Подпиши названия планет. Поскольку Солнце намного больше каждой из планет, можно показать на модели лишь   его край.

VIII. Земля – наш дом. Человек – очень маленькая часть природы.

Вы и я живем на Земле. Земля - это наш дом.

--Кто живет в этот  доме?

- Назовите своих соседей го площадке? на этаже?

- По подъезду?

-Назовите своих соседей по дому?

-А соседи по планете?

Земля - наш дом. На Земле живет много людей, а кроме людей

на ней живут насекомые  и птицы, рыбы и звери. Земля - наш общий дом, общий для вас и черепахи, для березы и крокодила, для красивых цветов и для кита. Всем хватает места в нашем доме.

( В процессе своего рассказа учитель оформляет панно "Мы - жители Земли", на котором изображена планета Земля. На планету прикрепляются рисунки бабочки, птицы, рыбы, звери, цветы, человека...)

-Кто еще живет на Земле?

(Учитель раздает детям картинки с изображением различных видов животных. Ученик подходит к доске, называет это животное и прикрепляет к панно)

Итак, кого-то из жителей Земли мы знаем хорошо, кого-то не очень, но они - есть. И мы дыши   одним с ними воздухом, пьем одну воду, ходим по одной земле.

Человек - очень маленькая часть природы.

IX. Отличие человека от других живых существ на Земле.        

- Чем отличается Человек от других живых существ на Земле?

Главное    о т л и ч и е    Человека   от всех других живых

существ на Земле - он умеет думать .т.е. он обладает

разумом .

И по своей воле может что-то делать, а что-то не делать.

Человек вынужден делать многие действия, которые наносят

вред природе: для того, чтобы вырастить хлеб себе, он должен вырубить лес, вспахать поле.

Но очень часто человек наносит природе вред не потому,

что он вынужден это сделать для своего блага, а просто по незнанию или не думая.

Так , по вине человека навсегда исчезли с лица Земли многие виды растений и животных. Среди них такие, как (стенд « ОНИ ЖИЛИ НА ЗЕМЛЕ...» ):

  • странствующий голубь,
  • стеллерова корова,
  • стеллеров баклан,
  • дронт,
  • моа,
  • бескрылая гагарка,
  • квагга,
  • ………….

Эти и другие виды животных занесены в ЧЕРНУЮ КНИГУ. Черная книга - список животных и растений, навсегда исчезнувших   с лица Земли. Они когда-то существовали на нашей планете, но были истреблены человеком.

Этих животных уже нет, и здесь ничего не поделаешь.

Но на Земле в настоящее время живет несколько сот видов животных и растений, которые находятся  на грани исчезновения. Они-то и внесены в КРАСНУЮ KHИГУ. Эта книга называется так потому, что красный цвет -сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующий голубь.

Этих животных, если не будут приняты срочные меры, ближайшие поколения людей смогут увидеть лишь на фотографиях или в кино.

Редкие виды животных и растений представлены на стенде «ОНИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ!»:

  • белый медведь,
  • морж,
  • снежный барс,
  • фламинго,
  • кулан,
  • беркут,
  • джейран,
  • стерх,
  • черный аист,
  • выхухоль,
  • бабочка аполлон,
  • "жук-олень,
  • ……….

Некоторые животные уже спасены! Это бобр, соболь, зубр. Значит, люди могут спасти и других редких животных, если не пожалеют сил.

Про всех на свете.

Все-все -

Все  на  свете,

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны -

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишим покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все -

Все на свете,

На свете нужны.

И это все дети запомнить должны.

(Б.Заходер)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

                                                                                                                                (Я.Аким)

Работа в группах.

- А сейчас я предлагаю разгадать космический кроссворд.

КОСМИЧЕСКИЙ  КРОССВОРД

1

3

5

4

6

7

2

М

 

Вопросы к кроссворду:

1.Небесное тело, которое само светится.

2.Звезда, вокруг которой вращается Земля.

3.Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.

4.Планета Солнечной системы, следующая после Земли.

5.Самая удалённая от Солнца планета.

6.Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.

7.Пространство, окружающее Землю, звёзды и планеты.

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Астроном.)

- Кто такой астроном?

Ответы к  КОСМИЧЕСКОМУ  КРОССВОРДУ:

1.Звезда  

2.Солнце

3.Планета

4.Марс.

5.Плутон

6.Луна

7.Космос.

X. Рефлексия деятельности.

- Назовите планеты, которые входят в Солнечную «семью».

- Чем Земля отличается от других планет?

- Назовите «адрес» Земли во Вселенной.

- Оцените свою работу  на уроке с помощью смайликов.

XI. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одной планете.

Литература:

  • Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М.,Дет.лит.,1988,
  • Левитан Е.П. Сказочные приключения маленькой) астронома. М., Дет.лит.,1990.
  • Левитан Б.И. Малышам о звездах и планетах. М,, Педагогика, 1986,
  • Ликум А. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. М., 1994.
  • Плешаков А.А. Природоведение - 4. М.,Просвещение,1992.
  • журнал "Начальная школа" № 6, 1993, с.53-55, ст. Поговорим о звездах.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема

Мы – жители Земли.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Цели педагогической деятельности

Создать условия для формирования представлений о небесных телах , звёздах и планетах; Земле как планете  Солнечной системы;    строение Солнечной системы. Способствовать формированию представлений о месте Земли во Вселенной и месте Человека среди живущих существ на Земле.         

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся понимать, что Земля отличается от других планет, Луна является спутником Земли; получат возможность узнать о месте Земли во Вселенной и месте Человека среди живущих существ.

Метапредметные: регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища;

познавательные: осуществляют смысловое чтение; используют знако-символические средства для решения учебных задач; имеют представление о Солнечной системе.

коммуникативные:  проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют и принимают позицию партнера во взаимодействии.

Личностные: самоопределение-осознают ответственность человека за общее благополучие ;

смыслообразование-понимают чувства других людей и сопереживают.

Методы и формы обучения.

Частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы.

Презентация «Солнышкина семья», глобус, предметные картинки, стенды «Они жили на Земле…», «Они должны жить!»

Организационная структура  урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

взаимодействия

УУД

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Организация

начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

             Ужасно интересно,

Всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлеж- ностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный словесный. Слово учителя

Фронтальное наблюдение учителя.

II.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются  самостоятельно их сформулировать.

Фронтальная работа.

Личностные:

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно

идентифицируют себя с позицией  школьника.

Регулятивные: самостоятельно

формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Устные

ответы

III. . Актуализация знаний

Беседа с элементами инсценировки.

Организует беседу по вопросам:

-Где вы живёте? Назовите свой адрес.

-А где находится наш город? В какой стране?

-А где находится наша страна?

-А где живёт Земля?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы.

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на. основе обобщения знаний.

Коммуникативное: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

Устные ответы

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Физкультминутка.

(Приложение)

2.Презентация

« Солнышкина семья»

3.Адрес  планеты

Земля.

4.Строение Солнечной системы. Игра «Солнечная система»

Проводит физкультминутку.

Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию , делает уточнение по теме урока.

Проводит беседу .

-На какой планете мы живём?

-Как называется район, в котором находится наша планета Земля?

-Где находится  Солнечная  система?

-Где находится Галактика ?

Учитель организует игру, раздаёт детям шапочки с названиями планет, Солнца; выстраивает учащихся  в порядке следования планет по мере удаления от Солнца.

Выполняют физические упражнения.

Знакомятся со слайдами презентации, обсуждают информацию, задают уточняющие вопросы. Выступления учащихся ( дают краткую информацию о каждой планете).

Отвечает на вопросы учителя , делает собственные выводы.

Дети включаются в игру. Планеты движутся по своим орбитам не только вокруг Солнца, но и вращаются и вокруг своей оси.

Часть урока кончается тем, что всё приходит в движение.

Делают вывод: строение Солнечной системы очень сложное.

Фронтальная работа.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Групповая работа

Личностные: определяют целостный, социально Ориентированный взгляд на мир , его органичном единстве и разнообразии; самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей, правила поведения.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости  исправляют ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень  успешности  выполнения своей работы   и работы всех, исходя из имеющихся  критериев.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной  задачи источники информации; перерабатывают полученную  информацию: сравнивают и [группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в устной и письменной  речи с учётом своих учебных  и жизненных речевых ситуаций ; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других , готовы изменить свою точку зрения.


Контроль

выполнения упражнений.

Устные ответы.

Устные ответы.

Игровая деятельность.

V.

Первичное осмысление и закрепление

1.Сценка «Где твой дом, Земля?»

2.Создание модели Солнечной системы ( лепка из пластилина).

3.Земля- наш дом. Человек – очень маленькая часть природы.

4.Отличие Человека от других живых существ на Земле.

5. Кроссворд.

Учитель организует сценку.

Поясняет задание , выполняемое учащимися.

Проводит беседу по вопросам:

-Вы и я живём на Земле. Земля- это наш дом. Кто живёт в этом доме?

-Назовите своих соседей по площадке?

На этаже?

-По подъезду?

-Назовите своих соседей по дому?

-А соседей по планете?

Оформляет панно «Мы- жители Земли».

-Кто еще живёт на Земле?

Учитель раздаёт детям картинки  с изображением различных видов животных.

Организует беседу. Слово учителя.

-Чем отличается  Человек от других живых существ на Земле?

Делает сообщение о Чёрной и Красной  книгах Земли.

Поясняет задание ,которое выполняют учащиеся.

Дети принимают участие в сценке.

Дети лепят из пластилина модели планет, показывая при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры; подписывают названия планет.

Отвечают на вопросы.

Оформляют панно «Мы- жители Земли».

Делают вывод: человек -очень маленькая часть природы.

Делают вывод: главное отличие Человека от всех других живых существ на Земле- он умеет думать, т.е. обладает разумом.

Читают стихотворения

Б.Заходера « Про всех на свете», Я.Аким «Есть одна планета – сад…»

Разгадывают кроссворд.

Индивидуальная работа.

Групповая  работа.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Фронтальная работа. Словесный.

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из  рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в строении Солнечной системы ( создают модель Солнечной системы).

Устные ответы.

Лепка из пластилина.

Устные ответы.

Устные ответы.

Задание на листочках.

VI.Итоги урока . Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

 Проводит беседу по вопросам:

-Назовите планеты, которые входят в Солнечную « семью».

-Чем Земля отличается от других планет?

-Назовите «адрес» Земли во Вселенной.

1.Отвечают на вопросы.

2.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Личностные: понимают значения  знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют  результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание.

Конкретизирует задания

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс

Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...