Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

 

Цели урока:

– ввести понятие “природное сообщество”;

 – познакомить с растениями и животными моря;

 – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;

 – показать возможность негативного воздействия на природные сообщества человека;

 – познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств;

 – развивать творческие способности, наблюдательность, навыки самостоятельной работы, работы в парах;

 – воспитание бережного отношения к окружающей среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okeany_zemli._zhizn_v_more.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир        4 класс

Тема: Океаны Земли. Жизнь в море

Цели урока:

– ввести понятие “природное сообщество”;

 – познакомить с растениями и животными моря;

 – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;

 – показать возможность негативного воздействия на природные сообщества человека;

 – познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств;

 – развивать творческие способности, наблюдательность, навыки самостоятельной работы, работы в парах;

 – воспитание бережного отношения к окружающей среде

Оборудование: физическая карта России, глобус, таблица “Жизнь в море”, учебник “Окружающий мир”, тетрадь с печатной основой №2, презентация “Океаны Земли. Жизнь в море”

Ход урока

1. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво,

 Тихо сели, спинки прямо.

 Все с улыбочкой вздохнём

 И урок мы наш начнём.

2. Актуализация знаний. (подготовка к ВПР)

Объясните смысл фразы: “ не для школы, а для жизни мы учимся»

– Перечислите природные зоны по мере их удаления с севера на юг.

(Арктика, тундра, зона лесов, степь, пустыня)

– В какой из природных зон мы проживаем? (степь)

– Я буду называть животное или растение, а вы назовите природную зону, в которой оно обитает (белый медведь, бурый медведь, верблюд, морошка, скорпион, полынь, дрофа, саксаул, лемминг, лось).

– А где ещё можно наблюдать те же изменения растительности, что и при движении с севера на юг по природным зонам? (спускаясь с горы)

3. Работа в парах.

– Чего не хватает в “чужих” зонах перечисленным ниже растениям и животным?

Пальме и верблюду в тайге?

 Ели и медведю в пустыне?

 Пшенице и дрофе в тундре?

 Клюкве и гагаре в степи?

4. Постановка учебной задачи.

     - Мы с вами сейчас доказали, что верблюд не может без солнца и тепла, белый медведь без снега и льда, гагара без скалистых гор, а клюква любит влагу. Иначе говоря, каждый из них приспособился к определённым климатическим условиям и может существовать в том природном единстве, которое сложилось в определённых условиях окружающей среды, значит в своём сообществе. Что такое природное сообщество? В них образуются особые связи между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. А какая среда обитания нужна таким животным как синий кит, краб, морж? (морская вода) Продолжите этот ряд (медуза, осьминог, акула, дельфин и т.д.) (слайд 1)

Вот об этих животных и их среде обитания мы с вами сегодня и будем говорить на уроке.

      - Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи на урок.

    -Сегодня у нас впереди исследования океанов и морей. В результате наших исследований мы должны понять, как взаимосвязаны растения и животные моря и какое значение для их существования имеет деятельность человека.

5. Постановка проблемы.

-Думаю, что многие из вас слышали о великом норвежском исследователе, учёном Туре Хейердале(слайд 1,2). Он посвятил свою жизнь изучению мира и известен своими морскими путешествиями. Прочитайте фразу этого известного человека. Как вы думаете, почему Тур Хейердал сказал, что “Наша планета скорее Океания, чем Земля”?

6. “Открытие” учащимися новых знаний.

а) Загадка:

Кругом вода,

А с питьём беда (море или океан)

Вода – первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек. Нет ни одной отрасли промышленности, в которой не применялась бы вода. Это древнейший источник энергии. Самый известный растворитель. Его на Земле 1 миллиард 338 миллионов куб.

– А сколько на Земле океанов? (4) (слайды 4-7) (слайд 3).

б) Стихотворение “Океаны Земли” (показать на глобусе)

Спят четыре океана

 Синеглазых великана.

 Солона у них водица,

 Не удастся ей напиться.

 Тихий океан к востоку,

 Самый сильный и большой.

 Атлантический на Запад

 С голубой бежит волной.

 Океан Индийский к Югу

 Занимает синий угол.

 А для Северных сторон

 Ледовитый шлёт поклон.

/М.Погарский/

Тихий океан – самый большой, самый глубокий (Марианская впадина)/

Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам.

Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.

в) Значение океанов.

      Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить человечество в будущем всем необходимым для жизни.

– Как вы думаете, при каких условиях это возможно? (при бережном отношении к морским ресурсам)

г) Работа с картой полушарий (слайд 8).

– А может ли вода каким-то образом попасть из одного океана в другой?

Ещё раз внимательно посмотрите на карту полушарий, и вы поймёте, что может.

“Все природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой и представляют единое целое. Между океанами нет границ!” (В.И.Вернадский)

д) Знакомство с морями.

Наш следующий этап урока – знакомство с морями.

Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы.

– Когда произносится слово “море”, что вы себе представляете?

– Кто из вас был на море? (слайды 9-12)

Есть у моря свои законы,

 Есть у моря свои повадки.

Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.

– Какие моря с цветными названиями вы знаете? (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное)

Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило, возможно, от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.

Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.

Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.

Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами (слайд 13) На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.

Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.

А вот вода в Саргассовом море имеет яркий зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его за землю.

е) Физкультминутка “Морская зарядка”

ё) Жизнь в море.

Водоёмы использует человек для своих хозяйственных нужд, водные дороги связывают один материк с другим. Но море – это, прежде всего, среда обитания растений и животных, это их дом. Этот огромный мир со своими обитателями живёт по особым законам. Все растения и животные, которые обитают и взаимодействуют в море, составляют его природное сообщество. Не сразу человек научился использовать дары моря, боялся водной стихии.

(Загадка из тетради отгадка в чёрном ящике – мел);

ж) Для большинства миллионов удивительных существ море – родной дом. Давайте познакомимся с его обитателями.

Начнём с самого верхнего слоя воды (слайд 14).

Планктон – это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в верхних, более тёплых слоях морей и океанов. Планктон кормит весь животный мир морей и океанов – от мелких рыбёшек до голубого кита. И не случайно: в планктоне есть всё необходимое для роста живых существ – и белки, и жиры, и витамины.

з) Водоросли (слайд 15,16)

Водоросли – пища и настоящий дом для мелких морских жителей. Из водорослей человек добывает йод, красящие и желеобразующие вещества. Морские бухты часто зарастают водорослью ламинарией (морской капустой), которая является диетическим продуктом (показать)

и) Животный мир моря (слайды 17-28), рассказы детей

синий кит (работа с учебником стр.134)

 дельфин

 осьминог (загадка: “Что за чудо здесь плывёт – голова и восемь ног?”)

 акула

 морская звезда

 медуза

 морской конёк

 краб

й) Рассматривать отдельно животный и растительный мир моря или океана, как и другого природного сообщества невозможно, т.к. они взаимодействуют друг с другом. Человек должен знать это, чтобы не разрушить гармонию, созданную самой природой.

к) Работа в тетради с печатной основой стр.

водоросли планктон синий кит

 водоросли рачки рыбы моржи

 водоросли планктон морские губки

 водоросли рыбы чайки

л) Экологические проблемы (слайды 29-33)

Освоение Мирового океана только начинается, но много бед несут ему люди.

Огромный ущерб морям и океанам несёт разлив нефти, который происходит в результате аварий нефтяных танкеров, аварий на нефтяных скважинах. В первую очередь страдают птицы. Их перья склеивает нефть, и они уже не могут взлететь и погибают. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Гибнут растения и животные.

Очень вредит мировому океану бытовой мусор. Ещё в 1969 году Тур Хейердал писал после своего путешествия по Атлантическому океану: “Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину”. Со временем этого путешествия прошло более 40 лет, и загрязнение океана значительно усилилось (сказка о золотой рыбке).

м) Что же делать?

Водоросли, креветки, крабы, мидии, устрицы, обитающие в морях – мощнейшие очистительные сооружения в мире. Нужно лишь создать условия для их обитания.

н) Рефлексия

Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Давайте попробуем обобщить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке и написать синквейн на тему “Океан”1. Океан         1. Океан

2. Великий, бесконечный         2.Безбрежный, огромный

3. Волнует, пугает, шумит         3.Бушует, ревёт, удивляет

4. Наши океаны – загадочный мир.         4. Пугающая сила для человека.

5. Тайна.         5. Стихия.

Д/з. стр. 122-134, чит., переск.; тетрадь стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе

В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....

Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Конспект урока окружающего мира на тему "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" ПНШ

Данный конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Урок окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни" в 3 классе

Тип урока: закрепление изученного материала. Задачи:1. Показать ценность здоровья.2. Формировать представление о здоровом образе жизни и стремление ему соответствовать.3. Способствовать формированию у...