Конспект урока окружающего мира на тему "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сульдина Вера Петровна

Данный конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_29.01.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа.

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:  О.Н.Федотова,Г. Ф.Трафимова С.А.Трафимов  Окружающий мир- учебник для 1 класса начальной школы. Окружающий мир-тетрадь для самостоятельной работы Стандарты второго поколения.

Тема урока: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом, правилами безопасного поведения у водоёмов; способствовать развитию речевых умений, внимания, мышления, формированию навыка чтения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные  : научатся выделять существенные признаки рыб, приводить примеры обитателей водоёмов (рыб) своего края;

Получат возможность научиться называть и характеризовать условия жизни рыб в воде подо льдом.

Метапредметные:  Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий ,ориентируясь на показ движений учителя ,а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса -одноклассников, учителя, партнёра по общению.

Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения. овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование урока:  учебник, ТПО, хрестоматия.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Я  очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение. Таинственное, потому что мы обязательно разгадаем неизвестное. А радостное, потому что мне нравится работать с вами, восхищаться вашими открытиями и неординарными идеями.

ІІ. Актуализация знаний.

 ( кроссворд по пройденной теме «Как помочь птицам зимой») Слайд 1

1. Эта птица прилетает к нам только на зимовку, любит лакомиться рябиной.

2. Семечками этого овоща тоже можно подкармливать птиц.

3. Эта птица находятся с нами круглый год.

4. Мы можем помочь птица зимой, если сделаем для них этот предмет.

                                       

                         1 

                       

                   

            4

- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом? Расскажите все, что знаете о рыбах.

- Давайте вместе подпишем основные части в строении рыб. Слайд 2

Как происходит дыхание рыб? (видео) Чем покрыто тело рыб?

- Поселите животных в их места обитания. Слайд 3.Выключить проектор!!!!

 Как вы думаете, что происходит сейчас с рекой, прудом, озером?

- А что происходит с их обитателями?

Постановка учебной проблемы.

- При ответе на последний вопрос мнения разделились.

- Значит, мы с вами не всё знаем о зимовке рыб.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Проверьте свои предположения, открыв стр. 40.

III Постановка цели и задач урока.

 - Тема нашего урока написана красным цветом наверху страницы, кто уже прочел и может сообщить товарищам?

- Наши предположения подтвердились?

-Какова цель нашего урока?

ІV.  Первичное усвоение новых знаний.

Работа с разворотом учебника. Внимание обращается на толстый слой льда, сковавшего водоем.

- В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре «небо» обитателей водоема застыло и затвердело.

- Ребята, как рождается лед в водоеме — сверху или в глубине?

- Оказывается, рождение ледяных кристаллов идет по всей глубине: сначала в воде образуются очень мелкие кристаллики, затем они становятся больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна.

 Учитель проводит опыт: в стакан с водой опускаются кусочки льда. Лед легче воды, он всплывает на поверхность. Тем более, легче кусочков льда мелкие кристаллики льда, образующиеся в толще воды.

 - Рассмотрите обитателей водоема. Назовите всех, кого увидели.  

Найдите на рисунке только рыб, отметьте их. ЭФУ. С наступлением зимы, некоторые животные впадают в спячку, у других отрастает густой мех, некоторые птицы улетают в теплые края. А что происходит с рыбами?

Проверим свои предположения, посмотрим видео. ЭФУ.

- Как двигаются рыбы подо льдом? С чем можно сравнить их образ жизни в зимнее время?

Физкультминутка.

Вышли вместе мы к реке

Кто здесь плещется в воде?

Это рыбки – окуньки,

Это – раки-ползуны.

Это щуки – острозубки,

Вдруг укусят он нас?

Мы вернемся лучше в класс!

Раз присели, тихо сели.

V. Первичная проверка понимания

 - Многие рыбы впадают в спячку, покрываются толстым слоем густой слизи — «шубой», которая защищает их от холодной воды.  К таким рыбам относятся карп, окунь, карась и др.. На дне рек и озер, спрятавшись в мягкий ил, сонные рыбы лениво шевелятся и разевают рты. А вот налим и щука, наоборот, зимой не спят. Налим интересен тем, что чем холоднее вода, тем он бодрее и активнее. Он заядлый хищник как и щука ЭФУ задание.

- Кого еще, кроме рыб вы увидели на дне водоема?

Улитка-катушка при температуре ниже -3 опускается на дно, впадает в спячку, прячась в водорослях.

Раки зарываются в ил, в самые недоступные места, и находятся практически без движения, найти их практически невозможно. Именно поэтому, в народе есть поговорка о недоступном месте – там, где «раки зимуют».

- Что нового вы  узнали? Какие животные зимуют подо льдом в наших водоемах Слайд 4? (Некоторые школьники могли слышать об этом от старших (рыболовов-любителей) и потому поделятся знаниями с одноклассниками. Возможно, некоторым учащимся известны интересные сведения о зимовке рыб в водоемах).

 Работа в группах.

 - Найдите на странице Машу и Мишу. О чем они мечтают?  Как разговаривать под водой, даже в мечтах? Теперь вам предстоит сочинить пантомиму, т.е. историю, которую вы можете рассказать только при помощи жестов, на тему «Что увидели дети под водой?» Опорой вашей работы должен стать рисунок учебника. Постарайтесь показать различных животных, живущих в реке, не используя при этом голос, привлекая других участников при помощи прикосновений.

Затем пантомимы разыгрываются каждой группой по очереди. Важно не забывать поощрять выступление каждой группы громкими аплодисментами.

 - Кроме животных, что еще можно увидеть на дне водоема?  Как зимуют растения? (хр. Статья как зимуют растения подо льдом»)

VI. Первичное закрепление.

ТПО, задание. Проверка – ЭФУ. 

VII. Рефлексия. 

- Какова была цель урока? Достигли ли мы поставленной цели?

 - Есть ли жизнь в воде подо льдом?

 - Оценим свою работу на уроке.  И заселим наш аквариум обитателями. Если вы работали активно, урок прошел интересно -  красная звезда , если вы работали на среднем уровне-желтая рыбка кира-скраб, если вы сегодня на уроке работали слабо – голубой краб.

Запас.

В заключение советуем поговорить о правилах безопасного поведения у водоемов зимой. Со льдом шутки плохи. Самый опасный лед — первый и последний. Особенно плох лед в прибрежных зарослях тростника и рогоза. Он весь пронизан стеблями растений, весь в дырочках. Чтобы избежать беды, лучше не ходить по льду, особенно одному и в незнакомых местах. Но дети должны знать и поделиться этими знаниями со взрослыми.

Если все-таки кто-то провалится зимой под лед и окажется в воде, то приближаться к нему для оказания помощи можно только ползком, распластав руки и ноги. Ни тому, кто спасает, ни тому, кто спасен, нельзя вставать на ноги и на колени, пока они не будут на берегу. Там, где лед более крепкий, можно перевернуться на бок и не спеша перекатываться с боку на бок в сторону берега. А выбравшись на берег, надо бегом добираться до теплого помещения. Посоветуйте детям рассказать эти правила взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

·        Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом,     правилами безопасного поведения  у водоёмов;·...

Презентация к уроку по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

Презентация к уроку  по теме" Есть ли жизнь в воде подо льдом."                                    ...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода, её свойства и назначение"

Работа на уроке проводится в мини-группах по исследованию свойств воды....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Какой бывает вода?"

Конспект разработан к уроку окружающего мира  в 1 классе по программе "Школа 21 века". На уроке дети знакомятся с некоторыми свойствами воды и тремя её состояниями....

Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных",3 класс, УМК "Гармония"

Конспект  урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных".Тип урока: урок открытия новых знаний. В ходе данного урока учащиеся обобщат знание классификации животных, уточнят...

Конспект урока окружающего мира «Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о достопримечательностях и жизни людей на разных континентах.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое континент, какие контин...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "Вода, ее значение и свойства"

Тема: «Использование культуроориентированной образовательной модели обучения в урочной и внеурочной деятельности».Современное сознание понимает образование как процесс приобщения человека ...