конспект урока окружающего мира. Тема: «Образование и культура Московского государства» 4 класс с самоанализом урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Анисимова Татьяна Петровна

Предмет: окружающий мир

Тема: «Образование и культура Московского государства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Предмет: окружающий мир

Тема: «Образование и культура Московского государства»

Тип урока: ОНЗ

Цель: сформировать представление о людях, которые внесли вклад в развитие образования России, о том как развивается образование, как распространяются знания и культура среди населения.

Задачи:

Образовательная: познакомить с особенностями образования в эпоху Петра I, с первыми университетами в России, с выдающимися людьми.

Воспитательная:  воспитывать любознательность; уважительно относится к людям труда, к своей стране, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

Развивающая: развитие познавательного интереса к урокам окружающего мира; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи, развивать умение работать с разными источниками информации.

Планируемые результаты урока:

Предметные: получат представления о том, как менялось образование; узнают, какие события и открытия произошли; научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Метапредметные

УУД

Познавательные: – выполнение интеллектуальных действий: высказывание предположений; анализ, установление причинно- следственных связей; сравнение.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно; умение  принимать и сохранять учебные задачи в течение всего урока.

Коммуникативные:  умение работать индивидуально и в малых группах, слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Личностные: самостоятельная мотивация собственной деятельности, определение  цели работы (задания) и выделение её этапов, уважительное отношение к людям труда, к своей стране, умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Средства обучения: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир» 4 кл. II ч. – М. «Просвещение» 2021 г.; мультимедийная презентация, учебный фильм, презентация, дополнительный материал.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Петровна. Я проведу урок ОМ. Пусть этот урок принесет нам радость общения и новые открытия.

-  Что вы видите у каждого на столах?

-Для чего люди используют билеты?

- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, в путешествие во времени!

-Итак, друзья, мы отправляемся в прошлое, а какая наука занимается изучением прошлого?

 На        уроке                окружающего        мира        мы продолжаем работу по разделу страницы истории России.

Воспринимают и выражают свое отношение к словам учителя.

Выражают своё мнение: для посещения выставки, кино, чтобы путешествовать и т.д.

Рассуждают: история

2. Актуализация знаний (3 мин)

- Переверните свои билеты, выполните задание. (Соединить термин с определением)

Летопись

монахи, создатели старославянской азбуки

Кирилл и Мефодий

первопечатник, напечатал первый русский букварь

Иван Фёдоров

рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето (год)

Выполняют задание, зачитывают.

3. Целеполагание

- Сделайте предположение, какая тема урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в Россию XVIII века и узнаем, как развивается образование, как распространяются знания и культура среди населения, т.е. поговорим о просвещении XVIII века

- Давайте подумаем, какие задачи перед нами стоят.

Предполагают: Образование, культура России и т.д.

Предполагают: Как развивалось образование?

Кто внес свой вклад в просвещена народа? 

        4. Изучение нового материала

– Перед вами портреты великих людей. Кому из них посвящены строки стихотворения?

(На слайде: М.В. Ломоносов, Петр I, Екатерина II, Елизавета.)

Разносторонний человек

Умел он строить, плавать, править.

Останется в истории навек,

Сумел Россию он прославить.

- А что вы знаете и помните об этом человеке?

(фронтальный вопрос)

-А как вы думаете, почему разговор о просвещении XVIII века мы начали именно с Петра I?

- давайте послушаем, что же сделал для просвещения народа Петр I, познакомимся с его реформами в области образования.

(Видео сообщение)

- А как вы думаете, почему особое внимание Петр I уделял подготовке моряков и морских инженеров? (слайд).

- Начатое Петром I просвещение России продолжили императрицы: Елизавета (младшая дочь Петра I) и Екатерина II (Великая) - (слайд)

- Да, образованных людей в России становилось всё больше и больше. Это были те, кто окончил начальную школу и научился читать, писать и считать, а также те, кто получил высшее образование, то есть закончили Университет или Академию.

 - А как вы думаете, что такое университет?

 - В словаре С.И. Ожегова сказано, что университет - это высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение, где изучают математические науки и науки, изучающие общество, культуру и историю народа, т.е. гуманитарные.

- А сейчас вы услышите историю об удивительном человеке, который в 1755 году основал первый университет, чье имя он сейчас носит. А помогут нам в этом наши артисты. (Инсценировка)

- Какая жизнь ждала Ломоносова в Москве и какой вклад он внес в просвещение народа вы узнаете, прочитав с.69 учебника.(работа с текстом учебника)

- давайте сделаем вывод, что сделал Ломоносов для просвещения народа?

(Обобщение по слайду)

- Ломоносов создатель множества мозаик.(слайд) Это техника создания изображений из кусочков материалов, разных по форме, текстуре, цвету.

Физминутка

Мы в мозаику поиграем

В цвет движенья повторяем

Желтый – встали и умылись,

Красный – тихо покружились,

Синий – быстро полетели,

А зелёный – тихо сели.

Вывод: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с достижениями России в области образования, узнали имена людей, которые сыграли большую роль в распространении знаний и культуры среди населения.

Предполагают: Перт 1

Предполагают: создал флот, укрепил рубежи  и т.д.

Предполагают: Перт 1 внес огромный вклад в просвещение народа. Он правил Россией в начале XVIII века.

Предполагают: Чтобы сотрудничать с другими странами, хотел укрепить армию России.

Зачитывают сообщение:

Так же как и Петр I, Елизавета Петровна и Екатерина Великая ценили людей умных, смекалистых, стремящихся к знаниям, что позволило людям простого происхождения – детям крестьян, солдат, бедных дьячков стать образованными. Конечно, это удавалось далеко не всем. Только самые талантливые и настойчивые добивались возможности учиться и становились знаменитыми учеными, инженерами, морскими офицерами, учителями.

Екатерина II задумала ввести в стране общее образование.

Именно тогда появились впервые в России хорошо вам известные классные доски, на которых учителя делали записи для класса.

Тогда же было установлено правило: если ученик хочет спросить или ответить, он должен поднять руку. В начальных школах изучались такие предметы: чтение, письмо, математика, история, география, физика, рисование и др.

Высказывают предположение

Два ученика участвуют в инсценировке о жизни М.В.Ломоносова

Ведущий (учитель)

В начале восемнадцатого века
В деревне близ уезда Холмогоры
Произошло рожденье человека
В Архангельской губернии у моря.

Михайло Ломоносов его звали
Здоровым, крепким мальчиком он был
Его отец – Василий Дорофеевич
Был рыбаком, корабль «Чайка» смастерил.

Вскоре стал плавать он не один
По Северной Двине и Белому морю
С сыном своим прошел все он пути
И ледовитого океана просторы.

Ломоносов:

Люблю я свой край, здесь мило все мне
Просторы, река, крик птиц в вышине.
Люблю я рыбачить, люблю морской шторм
Эх, красота! Мне дорог мой дом!

Ведущий: (учитель)

Но была у Михайло еще одна страсть,
Отцу он боялся ее рассказать.
Им одолела учения власть,
Что может отец на это сказать?

Отец:

Поди-ка сюда, мой милый сынок.
Подрос ты, жениться тебе уж пора.
Хозяйством своим управлять ты бы смог,
Жену я тебе уже подобрал.

Ломоносов:

Исполнилось мне девятнадцать уж лет
Хочу я учиться, науки познать,
Жениться не буду – вот мой ответ!
В Москву я поеду все изучать.

Читают текст учебника с. 69 (со 2 абзаца)

Высказывают

Выполняют физминутку

4. Закрепление изученного материала.

-А сейчас, пользуясь знаниями, полученными на уроке, и правильно разгадав кроссворд, в выделенных клетках мы прочитаем название одной из профессий, в которой очень нуждалась Россия в XVIII веке.

(работа с интерактивной доской)

  1. Высшее учебное заведение, открытое в Москве в 1755 году.
  2. Название предмета, изучаемого в начальной школе XVIII века. И изучается начальной школе нашего времени.
  3. Чей портрет вы видите на слайде? Назовите имя человека, сыгравшего большую роль в просвещении XVIII века.
  4. Назовите имя человека, который издал Указ об открытии во всех губерниях начальных школ.
  5. Кто задумал ввести в России общее образование?
  6. Назовите самого известного и талантливого ученого в России начала XVIII века.
  7. Что предложил Ломоносов в награду ученикам за успехи в учении?

Кроссворд:

https://urok.1sept.ru/articles/527709/01.jpg

-В какой же профессии нуждалась Россия в XVIII века?

Вывод: Учительский труд всегда уважали и считали очень важным. В старину говорили так: «Родители дают жизнь, а учителя достойную жизнь».

(Слова открываются на доске)

И это потому, что учитель вводит школьников в мир знаний, учит их читать, писать, помогает понять окружающий мир.

Написать сочинение «Если бы я был учителем» это и есть ваше домашнее задание.

Работают с интерактивной доской:

Пишут ответы на вопросы и проверяют по картинкам ответы.

Отвечают: учитель

5. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Все вы сегодня хорошо работали. Я вами очень довольна. Молодцы!

А самые активные ребята сегодня награждаются медалями за успехи в учении.

Кто медальку получил,
Тот пятёрку заслужил.
 (слайд)

Получают медальки за активную работу на уроке.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие задачи мы ставили вначале урока?

- Мы ответили на эти вопросы?

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Отвечают : узнать как развивалось образование?

Кто внес свой вклад в просвещена народа?

Да.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Образование и культура в Московском государстве»

Характеристика цели и задач урока.

Для проведения урока были поставлены цель и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: сформировать представление о людях, которые внесли вклад в развитие образования России, о том как развивалось образование и культура среди населения. В соответствии с данной целью урока были определены задачи урока:

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с особенностями образования в эпоху Петра I, с выдающимися людьми того времени.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям труда, к своей стране, к прошлому своей страны, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

Развивающая: создать условие для развития познавательного интереса к урокам окружающего мира; развивать умение работать с разными источниками информации, развивать умение следовать словесным инструкциям.

Планируемые результаты урока:

Предметные: получат представления о том, как менялось образование; узнают, какие события и открытия произошли; научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Метапредметные УУД

Познавательные: – выполнение интеллектуальных действий: высказывание предположений; анализ, установление причинно- следственных связей; сравнение.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно; умение  принимать и сохранять учебные задачи в течение всего урока.

Коммуникативные:  умение слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Личностные: самостоятельная мотивация собственной деятельности, определение  цели работы (задания), уважительное отношение к людям труда, к своей стране, умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Характеристика структуры и содержания урока.

Реализовать цель и задачи урока позволило использование на уроке разнообразных форм и методов работы.

Театрализация в рамках учебного процесса в начальной школе прежде всего воздействие на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. (по мнению методиста А.Т. Шумилина)

А также на уроке были использованы игровая, здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативная технология, в частности мультимедийная презентация.

Достижению цели и задач урока способствовали и средства обучения: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир» 4 кл. II ч. – М. «Просвещение» 2021 г.; мультимедийная презентация, учебный фильм, портреты исторических деятелей, карточки- билеты с заданием, листы с дополнительной информацией по теме, театральные костюмы, медали.

Содержание, оборудование, организация активной мыслительно - познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, использование индивидуальных и фронтальных форм организации учебной деятельности обучаемых, применение словесных, наглядных, исследовательских методов всё это способствовало достижению целей и задач урока, стимулировало познавательную активность и образное мышление учащихся, а также позволило создать на уроке комфортную среду для формирования коммуникативных умений учащихся, позитивного диалога «учитель-ученик-учитель».

Анализ структуры и содержания урока.

Этапы урока четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока в технологии проблемного обучения. Чётко прослеживалась структура всего урока, присутствовала научная организация учебного процесса.

На организационном этапе детям был задан эмоциональный настрой на предстоящий урок.

На этапе актуализации знаний повторили изученный ранее материал истории. Систематизировали свои знания.

На этапе целеполагания была создана проблемная ситуация. Входе наводящих вопросов учителя дети назвали тему урока и определили цель урока.

На этапе первичного закрепления материала была организована работа с интерактивным кроссвордом.

Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся наклеили билетика на лестницу успеха.

Вывод.

На уроке я, как учитель выступала в роли помощника деятельности учащихся. Использовала демократический стиль общения, создавала психологический комфортную атмосферу, ситуацию успеха для каждого ученика.

Все этапы урока были логически связаны между собой, способствовали достижению поставленных целей и формированию УУД.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать  выводы. Я считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающему миру в 3 классе «Б» Учитель: Родкина М.Н. Тема урока: Я и мое имя.

Конспект урокаокружающему миру в 3 классе «Б»Учитель: Родкина М.Н.Тема урока: Я и мое имя....

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...

Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс

Конспект урока по оружающему миру в 3 классе, на тему "Золотое кольцо России",...

Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...

Конспект урока окружающего мира "Культура 19 века" (Планета знаний, 4 класс)

урок окружающего мира для обучающихся 4 класса по программе "Планета знаний" Тема: Культура 19века....