Конспект урока окружающему миру в 3 классе «Б» Учитель: Родкина М.Н. Тема урока: Я и мое имя.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока

окружающему миру в 3 классе «Б»

Учитель: Родкина М.Н.

Тема урока: Я и мое имя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №8 г.Химки

Конспект открытого урока

окружающему миру в 3 классе «Б»

Учитель: Родкина М.Н.

Тема урока: Я и мое имя.

Цели урока: познакомить детей с историей возникновения имен, имен-прозвищ, объяснить их происхождение, показать влияние различных национальных культур, веяний отдельных эпох, смены языковых ориентаций на использование отдельных личных имен.

Оборудование:

1) Учебник Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Введение в историю».

2) Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Тетрадь для творческих заданий».

3) Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» - 3 кл.

       Упр. 32, 33.

4)    Фотография нашего классного коллектива.

5)    Карточки с заданиями.

Организация: Дети сидят за двухместными столами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

  Начинается урок.

  Чтоб историю узнать,

  Книги надо нам читать.

  Разберемся с именами

  Что родители нам дали.

II.Проверка домашнего задания.

- Что такое родословная?

-  Расскажите о своей родословной.

-  Работа с карточками.

    Соедините стрелками:

Прадед                                         Иванов Николай Петрович

Дед                                               Иванов Андрей Семенович

Отец                                             Иванов Семен Николаевич

Сын                                              Иванов Петр Иванович

- Есть поговорка: «Иван, не помнящий своего родства». Каков смысл этой поговорки?  Как к таким людям относятся окружающие?

III. Введение в тему. 

Разговаривая о родословной мы заметили, что в некоторых семьях имена иногда повторяются.  У Насти была бабушка, которую звали Настей, у Димы был дедушка, которого звали Дмитрием. Такие совпадения совсем не случайны. Знаете ли вы, почему вас назвали именно так, а не иначе?

Стихотворение – З. Александровой “Восемь Тань”.  

- История любого народа, семьи, человека начинается с его имени.

Посмотрите на фотографию нашего класса, как трудно было бы рассказать о любом ученике, если бы у него не было  имени. Что же такое имя? – Какова тема нашего урока?

Давайте запишем в тетради:

        Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении. («Толковый словарь русского языка Ожегова»).

        - Прочтите текст учебника на стр. 15.

        - Имена людей – это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между разными народами.

        Многие имена встречаются в разных языках и не имеют четко выраженной национальной окрашенности, другие встречаются только в данном языке и по ним можно четко определить к какой стране принадлежит человек. Имена собственные – великие путешественники, это часто связано  с массовыми переездами людей или с совместным проживанием разных народов.

        Христианское имя Мария было широко распространено на Ближнем Востоке, у палестинцев, у древних евреев, но вслед за испанскими и португальскими конкистадорами (завоевателями) имя Мария пришло сначала в Европу, а затем распространилось и по всему свету, сейчас оно – одно из самых часто употребляемых имен.

        Похожая история случилась и с древнееврейским именем Иван.  –  Прочтите учебник на стр. 16.

        А вот и другие примеры:

        Михаил - Михась, Михай, Мишель, Михаэль.

        Сергей – Серж, Серго.

        Валентин – Валентино.

        Николай – Николо.

        Работа в тетр. стр.12 – вам поможет -  р.яз. стр.24.

        Физкультминутка.

        - Имена у древних людей появились не сразу. Прошло очень много лет, чтобы научиться словом выделять человека от  ему подобных. Выделялся же человек прежде всего своими внешними (видимыми) признаками. Поэтому первые имена на Руси были очень похожи на прозвища. Давались эти имена родителями, соседями, друзьями.

        Прозвища были очень разнообразными.  Их давали и по внешним признакам человека, и по характеру; например:

        а) по цвету волос  -  Чернавка, Светлана, Белой;

        б) по росту  –  Мал, Долгой;

        в) по телосложению  –  Толстой, Лобан;

        г) имена могли определять характер человека – Молчан,    

        Несмеяна, Плакса, Балагур, Весельчак, Строгун;

        д) связывали имена с названиями животных или растений –    

        Волк, Заяц, Кот, Ветка, Трава;

        е) давали имена по очереди рождения ребенка в семье –

        Первой, Третьяк, Осьмой, Дюжинка.

        Чтение – стр.17 – учебник.

         - Работа в тетради –

         Запишите, используя текст учебника по 3 древнерусских имени.

         а) имена –номерки;

         б) имена, подчеркивающие внешний вид (Снегурка,    

         Светлана, Чернава);

         в) имена, связанные с явлениями природы или временем    

         года (Зим, Зима, Вешняк, Мороз, Метелица, Засух).

         (Проверка).

 

         - Наряду с указанными именами часто людей называли по роду их занятий.

         Догадайтесь, кому давали такие прозвища – Рыболов, Соловей, Грамотей, Дьяк.

         - Чтение учебника на стр.18

         - Ответы на вопросы.

         - В древние времена имена считались обязательной частью человека. Имена скрывали от  врагов. Считали, что одного знания имени достаточно, чтобы навредить человеку.

         Послушайте, как об этом пишет Лев Успенский в книге «Ты и твое имя».

(Зачитать отрывок. Методичка – стр. 26).

Самыми обычными именами, которые давали, чтобы оградить ребенка от  злых духов – Некрас, Немил, Дурак, Ненаш. Эти имена не значили, что человек имеет эти качества, они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

          Вот такие интересные и не совсем для нас обычные имена были у древних русичей. В основном мы сегодня говорили об именах и прозвищах простых людей. Но даже среди русских дворян XYI века встречаются такие имена – Чудин, Козарин, Русин, Чересмин, Кобыла, Жеребец, Кошка, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Трава, Осока, Редька, Чобот, Ветошка, Капуста, Бархат, Аксамит, Измарагд, Лопата, Нехороший, Злоба, Нелюб и многие другие.

          Происхождение какого имени вы могли бы объяснить?

          - После принятия Христианства на Руси имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах-святцах. Имена могли попасть туда от самых разных народов.

          - Прочтите текст в учебнике на стр. 19.

          - Знаете ли вы, что означает ваше имя?

          Зачитать детям, что означают их имена.

         

          Домашнее задание:

          - чтение учебника –стр. 15-21;

          - нарисовать цветок  со своим именем.

 

           Итог урока: Зачем человеку имя?

Дополнительные задания  -  резерв.

  1. Кто больше напишет имен на букву «А», «М».

        Андрей                Марк

        Артур                    Максим

        Антон                    Михаил

        Алексей                  Мария

        Александр                    Марина

        Анна

        Алевтина

    2) Найдите 10 имен – рассыпавшихся на слоги.

  1. Чтение из тетради для творческих заданий – стр. 14      

     «Дмитрий Донской».

3 класс «Б»              Классный руководитель Родкина М.Н.

 

п/п

Фамилия, имя

Что означают имена

1.

Агапова Кристина

- Христина – спасенная.

2.

Адамян Валера

- здоровый, сильный.

3.

Апатонова Ольга

- сканд. святая, священная.

4.

Арсеньева Анастасия

- воскресение, возвращение к жизни.

5.

Балашов Артур

- большой медведь.

6.

Бочарова Александра

- защитница людей.

                                 

7.

Голиченкова Дарья

- победительница, от перс. Дария.

8.

Жоган Анатолий

9.

Зыков Олег

- сканд. священный.

10.

Казарян Роберт

11.

Коршунов Федор

- Божий дар.

12.

Кубарь Дмитрий

- принадлежащий богине Деметре.

13.

Кунилов Владимир

14.

Лопатина Ксения

- чужестранка, гостья.

15.

Маркова Анна

- евр. благодать.

16.

Манашев Тимур

17.

Михеев Кирилл

- господин, владыка солнца.

18.

Машинистова Светлана

- светлая.

19.

Новиков Илья

- сила Божья.

20.

Поспелова Александра

- защитница людей.

21.

Савина Юлия

- кудрявая, пушистая, рожден. в июле.

22.

Сапрыкин Дмитрий

- принадлежащий Деметре, богине земли.

23.

Соловьева Ольга

- святая, священная.

24.

Черевков Сергей

- высокий, высокочтимый.

25.

Чепикова Ксения

- чужестранка, гостья.

26.

Ермакова Виктория

- победа.

                                                       З. Александрова

Восемь Тань

В первом классе восемь Тань

Это прямо наказание!

Ведь у них куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня,встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Эта - маленького роста,

Та - высокая в очках.

Таня - темные реснички,

Таня - русые косички,

Челка черная у той,

У другой – как у лисички,

Хвостик – ярко-золотой.

Есть румяная Танюшка.

Как снегирь в лесу зимой,

И ,как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

Приложение (ребусы-имена).

        Лиза

Миша        Наташа        Наум

МОУ средняя общеобразовательная школа №8 г.Химки

   Борюсик

    Боречка

     Борис

  Борисушка

   Боренька

       Боря

 МА           И            ША          ЛЯ             У           НА

             Г              ГО              К             ЛЬ

 ГА               Д                 СИ          СА                 А

            М                 О              ЛЕ            РО

 РЕ              А                   РИ          РЬ                     Й

                                     

             И  З  Й

В А

        а

         З И

       И Д А

           М

           У

          А

   толий

                    сия

    А  

            ста    

       ЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России: Фактологический диктант» 3-й урок (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результаты:Предметные:- знать: что такое золотое к...