Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "Вдох и выдох.Береги свои легкие"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Чарквиани Юлия Тамазиевна

Конспект урока по окружающему миру для 4го класса. Тема "Вдох и выдох". В конспекте содержатся скриншоты из презентации. Также к конспекту приложены файлы с карточкой урока, презентация к уроку и отдельный файл с целями урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока831.29 КБ
Файл Карта урока13.13 КБ
Файл Цели урока15.74 КБ
Файл Презентация к уроку2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие»

Цель:    

-расширить знания детей о дыхательной системе человека.

-дать общие представления о легких, как органе, который позволяет человеку не только дышать , но и ..говорить.

-сформировать представление  о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

-познакомить детей с правилами, помогающими сохранить своё здоровье.

-развивать речь учащихся , любознательность, внимание, наблюдательность ,память.

-продолжать воспитание    бережного отношения к своему здоровью, прививать интерес к предмету.

Задачи: доказать ,что курение вредно для каждой части организма человека, научить рассказывать о работе голосовых связок, выполнять режим дня, отказываться от вредных привычек.

Оборудование: 

  • учебник «Окружающий мир»,
  • рабочая тетрадь,
  • таблица «Органы дыхания»
  • компьютер
  • телевизор
  • презентация
  • карточки
  • шарики
  • песочные часы

1.Оргмомент.

Энергетический круг. Упражнение из Древнего Китая:

И.п. – взявшись за руки, глаза закрыты.

1-2 - вдох на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье, хорошее настроение).

3-4 - выдох (всё плохое, гнев, злость, зависть)

2. Включение детей в деятельность.

  • Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)

  • Сколько времени человек может находится без пищи? (до одного месяца)Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)  
  • Практическая работа
  • Проверим. Закрыли рот, зажать нос и перестать дышать. Засечь время по песочным часам.
  • Что почувствовали?

Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин. 
- Почему?(тренированный человек)
- Что дают тренировки?

3.Совместное открытие знаний.

-Что вы знаете о дыхательной системе?


-Что бы вам хотелось узнать?

-Какой состав имеет воздух ?(кислород, углекислый газ, азот.)

-Какой газ необходим для  дыхания? (живительный газ – кислород)

Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки получают из органических веществ энергию. Без энергии клетки погибают. В отличие от питательных веществ кислород нельзя запасти впрок.

Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно.

Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания.

Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют его от углекислого газа, который выделяется при получении энергии. Это вторая функция органов дыхания. Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим.

Теперь разберёмся, как мы дышим. 

-Мы говорили, что когда легкие наполняются воздухом, они увеличиваются в объеме. Положите руку на грудь. Сделайте вдох. Что мы ощущаем? Постараемся разобраться как происходит вдох  и выдох.

1. Воздух через ноздри попадает в НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

2. Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в ГОРТАНЬ – дыхательное горло.

3. Из гортани воздух попадает в ТРАХЕЮ. Это небольшая трубка из хрящевых полуколец. Её задняя стенка мягкая и не мешает прохождению пищи по пищеводу.

4. Трахея разветвляется на две трубки – БРОНХИ.

5. Они ведут в ЛЁГКИЕ – парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки. Затем меньшие трубочки разветвляются – на очень мелкие. Очень мелкие трубочки заканчиваются множеством маленьких лёгочных пузырьков. Лёгочные пузырьки оплетены кровеносными сосудами. Здесь и происходит обмен газов.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка – диафрагма – опускается. В результате

объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При выдохе – объём грудной клетки уменьшается – и выталкивает воздух из лёгких.

 К этому моменту, твои клетки уже использовали кислород, и кровь переносит углекислый газ, который должен покинуть организм. Кровь снова проходит по лёгочным капиллярам, и углекислый газ попадает из неё в альвеолы.

Когда ты выдыхаешь, воздух движется в обратном направлении: из альвеол – в бронхиолы, из бронхиол – в бронхи, затем идёт по трахее и, наконец, выходит наружу через нос или рот.

Воздух, который ты выдыхаешь, во время его прохождения по организму нагревается.  Приложи руку к носу (или ко рту) во время выдоха, и ты это почувствуешь

 4. Практическое исследование дыхания. 

1.Посчитай, сколько вдохов ты сделаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов после этого. Сравни результаты и сделай вывод.

Условия

Частота дыхания. (Число вдохов в минуту)

Сижу спокойно

 

После физ. нагрузки

 

Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить работающие мышцы.

№2. Измерение жизненной ёмкости лёгких . А сейчас возьмите воздушные шарики ,посмотрим как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох ,а затем выдох ,надуем  шарик .Вот сколько воздуха в ваших легких . Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.

Наше дыхание измеряется специальным прибором ,который называется спирометр.

 «Спиро» - это «дую», «дышу» от латинского, «метрон» - это «измеряю» или «мера» от греческого.

-Очень важно уметь правильно дышать. Как вы считаете, кому это умение особенно необходимо?

Самое большое значение дыханию отводят йоги. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики.

Я предлагаю вам выполнить упражнения, которые использовали в Древнем Китае.

5.Физминутка.

1 упр.

Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом.

Выполняя упр. следует настраивать себя так:

  • вдыхаем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение)
  • выдыхаем все плохое (злость, зависть, гнев)

2упр.

  • на счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме),
  • на счет 5 - задержать дыхание,
  • на счет 5-10 - плавно выдохнуть через рот.

Это упр. Помогает, когда ты чем-то расстроен, нам тревожно.

Вы не очень удивитесь, если узнаете, что лёгкие нужны тебе не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы говорить?

        Над трахеей находится гортань.

На стенках гортани расположены голосовые связки. Когда ты выдыхаешь воздух из лёгких, он проходит через трахею и гортань и доходит до голосовых связок. Проходя через связки, воздух заставляет их вибрировать. Так возникает звук.

        Твои лёгкие – это удивительный орган: они позволяют тебе дышать, разговаривать, петь, смеяться и многое другое. Ты должен беречь их!

Какие науки о человеке вы знаете? (анатомия, физиология, гигиена).

А ещё есть такая наука, которая называется валеология. Валеология – это наука о здоровье.

Физминутка:

Один, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим...                                                                                      

Заболевания дыхательных путей обычно связаны с переохлаждением организма. Какие правила следует соблюдать, чтобы избежать заболеваний?

 -Лучший способ сохранить свои лёгкие чистыми и здоровыми – это не курить.

Курение вредно для каждой части твоего организма, но для лёгких оно особенно губительно.(

6.Профилактика курения. Сказка воздушного пузырька.

В один чудесный день воздушный пузырёк приземлился в очень странном городе. Его встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, с неприятным запахом изо рта. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца. Они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через 2 минуты пребывания воздушный пузырёк стал задыхаться, у него появился кашель, насморк и слёзы. Он быстро улетел из города с твёрдым намерением вернуться и помочь бедным жителям.

- В какой необычный городок попал наш герой?

- Какая проблема у жителей городка?

- Как помочь им предложите пути решения проблемы?

- Что ещё может быть опасно для органов дыхания? (Ядовитые газы, микробы) 

 (Ученик рассказывает о вреде курения)

Что же происходит при курении? Сигаретный дым, попадая в трахею, повреждая реснички. И они не могут больше защищать лёгкие от пыли и грязи. Альвеолы тоже говорят: «Ох!» Вредные вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, повреждают тонкие стенки альвеол. Здоровые клетки гибнут, и вместо них могут появиться раковые. Вылечить их часто очень трудно, а иногда и невозможно.

        (Второй ученик сообщает о пользе занятии спортом)

Есть ещё один путь проявить свою заботу о лёгких. Это занятие спортом. Спорт развивает все части твоего организма.  Но особенно он полезен для сердца и лёгких. Когда ты бежишь, плывёшь или едешь на велосипеде, лёгкие получают больше воздуха и к их клеткам поступает дополнительное количество кислорода. Твои лёгкие становятся сильнее, и им легче выполнять свою работу. Сохрани свои лёгкие здоровыми, и они отблагодарят тебя    

7. Проверка усвоенного.

1. Составить правила здоровых лёгких (провести тест).

2. Дать советы на картинках.

8.Рефлексия

Игра на флейте.

9. Домашнее задание

  • Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека.
  • Подготовить сообщение на тему: "Сохрани свои легкие здоровыми!".
  • Подготовить совместное выступление о заболеваниях дыхательных путей.


Предварительный просмотр:

Карточка урока.

                             Учитель начальных классов                                Чарквиани Ю.Т.

                             Стаж работы                                                                        17 лет

                             Место работы                                                         ГБОУ СОШ 218 Фрунзенского р-на

                             Предмет                                                                   Окружающий мир

                             Тема урока                                                              «Человеческий организм.

                                                                                                           Всё о вдохе и выдохе. Береги свои лёгкие»

                              Класс                                                                         4

                              Базовый учебник                                                    Федотова О.Н. , Трафимова Г.В. ,

                                                                                                                        «Окружающий мир» 4 класс

                                                                                                                              (АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК)    

                              Цель урока                                                       Сформулировать у школьников

                                                                                                      первоначальные представления об органах

                                                                                            дыхания и их роли в работе дыхательной системы

                              Задачи урока                                                    - Развивающая (развитие умения

                                                                                                               анализировать, обобщать,

                                                                                                         делать выводы; развитие речи учащихся,

                                                                                                            обогащение словарного запаса)

                                                                                                          - Воспитательная: формирование навыков

                                                                                                                    здорового образа жизни

                                                                                                          - Образовательная: познакомить с ролью

                                                                                                             и значением дыхательной системы в

                                                                                                                                        жизни человека.

                              Тип урока                                                       Практические занятия (комбинированный)

                            Метод обучения                                           Иллюстративно – словесный (практический;

                                                                                                                    демонстрация презентации)

                              Форма работы                                               - Работа в парах

                                                                                                         - Самостоятельная и фронтальная работы

                                                                                 



Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ УРОКА, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Тема: «Всё о вдохе и выдохе. Береги свои лёгкие».

Цели:

  • введение нового материала на основе личного опыта и свободного выбора; обучающихся, используя здоровьесберегающие технологии;
  • расширение знаний о дыхательной системе человека;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью;
  • способствование развитию речи учащихся, любознательности, внимания, наблюдательности;

Планируемые результаты:

учащиеся узнают:

  • что такое дыхание, и как оно происходит;
  • как правильно беречь свои лёгкие;
  • как беречь голосовые связки;
  • как курение влияет на организм;

   и научатся:

  • заботиться о своем здоровье;
  • оценивать свои достижения на уроке;

Время

Этап урока

Здоровьесберегающие элементы

Примечания

1 мин

Организационный момент

Создание правильного настроя на учебную деятельность

5 мин

Актуализация знаний

Смена видов деятельности: слушание, рассматривание нагл. Пособий, ответы на вопросы

2 мин

Самоопределение к деятельности. Физ. минутка

Стимуляция внутренней мотивации

35 мин

Работа по теме урока. Релаксация. Физ. минутка

Чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудивизуальный через ТСО, практический, релаксация, самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка

1 мин

Домашнее задание

Свободный выбор

1 мин

Рефлексия.

Сюрприз: игра на флейте.

Личностная оценка достижений, похвала, положительная мотивация.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к уроку, воздушные шарики, карточки с заданиями, флейта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира по теме: «Всё о вдохе и выдохе. Береги свои лёгкие» Составила: Учитель ГБОУ СОШ № 218 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Чарквиани Ю.Т.

Слайд 2

Цели и задачи урока: Цель: - расширить знания детей о дыхательной системе человека. -дать общие представления о легких, как органе, который позволяет человеку не только дышать , но и ..говорить. -развивать речь учащихся ,любознательность, внимание, наблюдательность ,память. -продолжать воспитание бережного отношения к своему здоровью, прививать интерес к предмету . -сформировать представление о здоровье как одной из главных человеческих ценностей. -познакомить дете й с правилами, помогающими сохранять своё здоровье. Задачи : доказать , что курение вредно для каждой части организма человека, научить рассказывать о работе голосовых связок, выполнять режим дня. отказываться от вредных привычек .

Слайд 3

ПИЩА

Слайд 4

СОН

Слайд 5

ВОДА

Слайд 6

ВОЗДУХ

Слайд 7

Органы дыхания

Слайд 8

Состав воздуха углекислый газ кислород азот

Слайд 10

Путь кислорода к лёгким: Носовая полость Гортань Трахея Бронхи Легкие Легочные пузырьки.

Слайд 12

Вдох Во время вдоха межреберные мышцы поднимают ребра. Мышечная перегородка- диафрагма- опускается. В результате объем грудной клетки увеличивается, легкие расширяются и втягивают воздух, насыщенный кислородом.

Слайд 13

Выдох При выдохе мышцы расслабляются, и объем грудной клетки уменьшается. Воздух, содержащий много углекислого газа, выходит наружу.

Слайд 14

Спирометр медицинский прибор для измерений объема воздуха, поступающего из легких человека при наибольшем выдохе после наибольшего вдоха.

Слайд 15

Гортань

Слайд 16

Образование звука Воздух Голосовая щель Колебания голосовых связок Звук

Слайд 17

2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. Гигиена дыхания: 1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. 3 . Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею . 4 . При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Слайд 18

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат. Гигиена голосового аппарата:

Слайд 19

Что опасно для органов дыхания? Кто сигару поджигает - Жизнь на годы сокращает Окружающим, себе , Может быть, тебе и мне.

Слайд 20

1 сигарета отнимает 15 минут жизни человека!

Слайд 21

Мы выбираем!

Слайд 22

с иди дома

Слайд 23

С нимай

Слайд 24

Не стой

Слайд 25

Одевайся

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....

Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья". ...

Урок окружающего мира 4 класс УМК " Начальная школа XXI века"

Класс: 4Предмет: окружающий мир, УМК «Начальная школа XXI»Тема: Россия и её соседи.Цель: изучение стран-соседей России....