Природа родного края
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Колабухова Ирина Анатольевна

 

ХОД  УРОКА

1.                      Организационный момент

               

   Тополя  рядами  серебристыми,
   Как  на  страже,  стали  у  дорог,
   И  листвой – кудрявой,  шелковистою –
   Озорной  играет  ветерок.
   Расплескало  солнце  брызги-волосы,
   Отражаясь  в  ласковой  волне.
   И  поют  девчата  на  два  голоса
   О  кубанской  милой  стороне.
                                                         ( Фрида Полак)

 

-  Сегодня на уроке мы совершим  заочное путешествие по просторам родного края: поднимемся в горы, пробежимся по лугам, прогуляемся вдоль берега Черного моря, вдохнем ароматы цветущих садов.

       2.   Изучение нового материала. ( Работа по карте - схеме растительности.)

- Рассмотрим карту. В каких природных зонах расположен Краснодарский край. Разными цветами на карте нанесены  природные зоны: леса, степи, горы. Каждая из этих зон  отличается рельефом, климатом, почвой, растительным и животным миром. Большая часть территории края, расположенную к северу от реки Кубань, её правобережье, занимает  Азово-Кубанская равнина. В южной части расположены предгорье и горы Главного Кавказского хребта, а также Черноморское побережье.
Рассмотрим, какие растения произрастают в этих природных зонах. Отправимся в путешествие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Природа родного края».

Форма урока: заочное путешествие.

Цель урока: сформировать представления учащихся о растительном мире разных природных зон Кубани; установить причины разнообразия растительности нашего края;  развивать познавательный интерес к изучению природы; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: карта – схема растительности Краснодарского края, таблицы «Природные зоны степи, леса, гор», предметные картинки « Растения», гербарии « Растения Черноморского побережья Кавказа».

 

ХОД  УРОКА

  1.  Организационный момент

               

   Тополя  рядами  серебристыми,
   Как  на  страже,  стали  у  дорог,
   И  листвой – кудрявой,  шелковистою –
   Озорной  играет  ветерок.
   Расплескало  солнце  брызги-волосы,
   Отражаясь  в  ласковой  волне.
   И  поют  девчата  на  два  голоса
   О  кубанской  милой  стороне.
                                                        ( Фрида Полак)

-  Сегодня на уроке мы совершим  заочное путешествие по просторам родного края: поднимемся в горы, пробежимся по лугам, прогуляемся вдоль берега Черного моря, вдохнем ароматы цветущих садов.

       2.   Изучение нового материала. ( Работа по карте - схеме растительности.)

- Рассмотрим карту. В каких природных зонах расположен Краснодарский край. Разными цветами на карте нанесены  природные зоны: леса, степи, горы. Каждая из этих зон  отличается рельефом, климатом, почвой, растительным и животным миром. Большая часть территории края, расположенную к северу от реки Кубань, её правобережье, занимает  Азово-Кубанская равнина. В южной части расположены предгорье и горы Главного Кавказского хребта, а также Черноморское побережье.
Рассмотрим, какие растения произрастают в этих природных зонах. Отправимся в путешествие.

СТЕПИ

В недалеком прошлом Азово – Кубанская равнина представляла собой  разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобрела то ярко-зеленую, то бело-желто-голубую окраску, т.к. разные растения цвели не в одно и то же время.

Современная степь вся распахана и засеяна посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы  и др. культурных растений. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур. Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горький, подорожник, лопух, лебеду, осот, зверобой ромашку, щавель конский, алтей лекарственный и другие травы.

         Продолжаем путешествовать.

ЛУГ

В долинах и низовьях степных рек встречаются и луговые почвы. Луг – безлесное  пространство, покрытое травянистым покровом, развивающимся  в условиях достаточного или избыточного увлажнения почвы. На них произрастают ценные кормовые травы: луговой мятлик, тимофеевка, клевер, мышиный горошек, чина. В большом количестве встречается разнотравье:  смолка, колокольчики, лютики,  нивянки, тысячелистник. Встречаются лекарственные растения:  пижма, тмин, хвощ и даже ядовитые растения: лютик едкий, калужница, молочай.

Плавневые луговые почвы приобрели большое значение, когда на Кубани стали широко возделывать рис.

-  Продолжаем  наше путешествие.

ЛЕСОСТЕПЬ,   ЛЕС

По мере  повышения рельефа степь переходит в лесостепь, которая протянулась  неширокой полосой в левобережье Кубани.

Лесостепь   - переходная полоса между лесом и степью. В ней встречаются как лесные, так и степные участки. Примерно половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клена, орешника, кизила.  Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами  необычайной ценности. В крае сосредоточенно  дубовые, буковые и каштановые насаждения  России.

        На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся  уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, терн.  Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до её низовьев.

Обилие лесных плодов и сочных трав создает благоприятные условия для обитания животных и птиц. Птицы приносят  большую пользу: уничтожают вредных насекомых, спасая сотни деревьев. Совы уничтожают мышей, которые питаются зерном, спасая для людей тонны хлеба.

ГОРЫ


- Чтобы продолжить наше путешествие, надо  занять места в самолете, так как на пути – горы.
К югу от реки Кубани Закубанская низменность постепенно сменяется  холмистой поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит  в горную часть  главного Кавказского хребта,  которая занимает одну треть площади края.

При подъеме в горы с южной стороны мы попадаем в колхидские леса, основу которых составляют широколиственные породы: рододендрон, падуб, лавр. Выше  1200 м  начинаются хвойные леса, состоящие из кавказской пихты, ели, сосны. На высоте 1800-2000 м  над уровнем моря начинается изобилие  субальпийской растительности: высокий и густой  травянистый покров  и обилие цветущих трав. Это богатые пастбища  для крупного рогатого скота и отар овец. Выше 2800 м  простираются низкотравные альпийские луга с большим количеством колокольчиков, незабудок, одуванчиков.

Но как разительна перемена! В субальпийской зоне было пышное великолепие  трав, а в альпийской – те же растения, но только они 4-15  см высоты, стелющейся формы. Здесь природа сурова. А выше 3000 м – вечные снега и ледники да неприступные скалы почти  лишенные всякой растительности.


Следующая остановка Черноморское побережье Кавказа.

ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ

Черноморское побережье      Краснодарского края  - это узкая полоса земли между морем и горами. Ширина её – от одного до нескольких км.      Побережье пересекается то острогами хребтов, то многочисленными узкими  щелями и долинами  горных рек.

- Путешествие продолжается   по железной дороге, которая проходит вдоль побережья. Смотрим в окно.

-  Склоны гор покрыты грабом и дубом, держидеревом;  встречается кизил и боярышник;  дикие плодовые деревья: алыча, яблоня, груша,  грецкий орех;  хвойные деревья: сосна, пихта, ели; цепляется за  обрывистые склоны желтый дрок, густо покрытые островки мать- и- мачехи.
-   Наш поезд прибывает в город Сочи.
- В районе Большого Сочи растительность иная. Круглый год тут зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии. Это происходит оттого, что  Главный Кавказский хребет защищает  от холодных северных ветров, а море нагретое  солнечными лучами за лето, зимой обогревает побережье.   Парки, скверы, улицы города украшают экзотические растения: пальмы, юкка, магнолии, лироодендроны, кедры, секвойя, кипарисы, саговник, эвкалипты, бамбук, катальпа, акация серебристая, мимоза, олеандр, глициния.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

-Понравилось ли путешествие?
-Что особенно запомнилось?
-В каких природных зонах расположен Краснодарский Край?
- Какой растительностью отличаются эти зоны? Чем обосновано это отличие?

  1. ОБОБЩЕНИЕ

Во время нашего путешествия мы убедились в огромном богатстве и разнообразии растительного мира Краснодарского края. А кому принадлежат эти богатства?
- Как вы думаете, человек – часть природы или « царь природы»?
Надеюсь, что наше путешествие открыло для вас много интересного, полезного и станет для вас основой для дальнейшего изучения родного края.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщение о растении, сделать его рисунок, фотоснимок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....

Природа родного края

Эту презентацию урока можно использовать в любом УМК. На уроке рассматривается значение леса, экологические проблемы....

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....