"Сезонные изменения в лесу. Осень"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Данилюк Елена Степановна

Цель урока: создание комплекса содержательных методических и организационных условий для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателей осенью .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_3_klass_urok_okr_mira.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока окружающего мира «Сезонные изменения в лесу. Осень», 3 класс

Цели:

создание комплекса содержательных методических и организационных условий для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателей осенью .

УУД:  

 

У обучающиеся будут созданы предпосылки к  формированию:– интереса к познанию окружающего мира;– пониманию причин успеха в учебе;– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;– предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – пониманию нравственного содержания поступков окружающих людей; – этических чувств(стыда, вины, совести)на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – пониманию чувств одноклассников и учителей;

Обучающиеся получат представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о  

Будут учиться составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки. Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.

Обучающийся получит возможность научиться: – принимать и сохранять учебную задачу;– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;– контролировать и оценивать свои действия

при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей, схемой),словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими;

Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текс

тов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение,   классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

Обучающийся получит возможность научиться:– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;– формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему ре

шению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных  коммуникативных задач.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентации, фото, таблицы, учебник, детская энциклопедия, книги, иллюстрации

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

обучающихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Оборудование

Проверка домашнего задания

 

Смотрят презентацию

«Осенний лес»

Накануне я попросила ребят, которые ездили с родителями в лес принести фотографии об их путешествии. Маша и Катя собрали ваши осенние фото в общий альбом. Посмотрите, что получилось.

-Какие ощущения вызвала у вас эта подборка фотографий?

Просмотр презентации с музыкой

Интерактивная доска

Изучение нового материала

 

Листья пожелтели,  листопад, стало холоднее и т.п.

- Причина сезонных изменений в осеннем лесу.

 -Многие из вас были на каникулах в летнем лесу. Какие изменения произошли в лесу?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответы на вопросы. Рассуждения

Фото летнего и осеннего леса

Слайд

Принимают решение, в каком исследовании будут участвовать

Класс делится на команды по интересам: метеорологи, экологи, зоологи, ботаники. Учитель берет на себя роль лирика. Цитирует стихотворение И.Бунина

 Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Команды рассаживаются в соответствии с табличками

Карточки-названия команд

Обсуждают тему

Раздает задания для исследований командам

Задание метеорологам. Разбейтесь на пары. Задания для пары:

1. Рассмотрите листки отрывного календаря, найдите продолжительность светового дня:4июня,4июля,4августа,4сентября. Как изменяется световой день ?Сравните. Заполните таблицу  Сделайте вывод.

2. Пользуясь календарем наблюдения за погодой, проанализируйте данные о среднемесячных температурах: июня, июля, августа, сентября. Сравните. Сделайте вывод. Начертите график. Сделайте вывод.

3. Пользуясь календарем наблюдения за погодой за 2 класс ,проанализируйте данные о  виде и количестве выпавших осадков. Сделайте вывод.

Задание фенологам:Рассмотрите фотографии одной и той же лесной поляны в  начале сентября, октября, ноября. Заполните таблицу «Изменение кроны деревьев осенью» сделайте вывод.

Наименование древесного растения        

месяц

Верхняя        

Нижняя        

Наружная

Внутренняя

Задание ботаникам.

Используя материал учебника, научные статьи представленных книг, выясните

1.  Почему листья пожелтели? Почему зеленый лист нелегко оторвать, а желтый сам слетает?2. У каких деревьев и устарников листья остаются зелеными до заморозков?  

 Задание для зоологов:

С помощью книг , предложенных вам ,

1. Назовите перелетных птиц лесостепной зоны  Саратовской области. Найдите их на слайдах , покажите ребятам.

2.Подумайте и решите, можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики? Почему?

3. Какие изменения происходят в жизни животных.  

Отрывной календарь,

Статья учебника

Календарь наблюдений,

Фото, лупа

Учебник

Энциклопедия природы

Фото

Иллюстрации

Слайды

Энциклопедии

Выступают представители команд с выводами .

Вывод  метеорологов. Графики, таблицы:   осенью изменяется продолжительность светового дня, изменяются среднесуточные температуры воздуха и  среднемесячное количество осадков.

Вывод с фенологами.    Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

-Связь неживой и живой природы.

Вывод с командой ботаников.  Ребята убеждаются о в связи неживой и живой природы.

Вывод с зоологами. Ребята убеждаются о в связи неживой и живой природы.

- В народе говорили : Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.Октябрь – месяц близкой пороши.Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

После команды фенологов.- Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

- Что подтверждают эти приметы?

После ботаников игра «По грибы»  За 1 минуту каждая команда называет съедобные грибы( 1 гриб -1 балл), если называет ядовитый -1 балл.

Викторина от учителя (1 ответ – 1 балл команде)

1.  У  какого  зверя осенью  в  листопад  еще  родятся  детеныши?   (У зайца)

                2.  Листья  каких  деревьев осенью  краснеют?       (Рябины, осины, клена)

                3.  Какой  лесной житель сушит себе на деревьях  грибы?        (Белка)

Класс оформляет выводы в таблицу

Тетрадь с домашним заданием

Фишки

ФОТО

презентация

Таблица на доске, команды вносят в нее свои выводы, прикрепляют графики, иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные изменения в природе. Осень.

Проектная деятельность."Сезонные изменения в природе. Осень."2 класс...

"Сезонные изменения в природе. Осень"

Интегрированный  урок окружающего мира,  изобразительного искусства и литературного чтения....

Интегрированный урок Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.Осень. Сезонные изменения.

Урок разработан для учащихся 2 класса СКШ VIII вида. На уроке объединены темы урока ознакомления с окружающим и математики....

Урок окружающего мира в 3 «а» классе по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна»

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна ». Урок комбинированный. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, являетс...

Осенние изменения. Листопад. Презентация по теме "Сезонные изменения"

Презентация к уроку  (окружающий мир). Листопад. Осень в моем городе....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....