"Равнины и горы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Стрельникова Галина Николаевна

Урок окружающего мира 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ravniny_i_gory_rossii.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Льгова» Курской области

                                               

 Октябрь 2011 – 2012 уч. год

Учитель:  Стрельникова Г.Н.

Цели:

        Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

        Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

        Воспитание любви к Родине.

Оборудование:

        Физическая карта России; слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

        Урок проходит с использованием интерактивной доски.

Ход урока. 

 I. Организационный момент. (Вводная часть) – до 7 минут.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?            Слайд

 - Россия – это наша Родина, наша страна, в которой мы живем! Это наш дом, который невозможно не любить.

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.

2. Проверка домашнего задания.

А до этого хотелось бы узнать у кого из  класса знания на «пять».

Работа в тестах.

 - Не забудьте, что номера обозначенные красным цветом имеют больше одного ответа.

Взаимопроверка.  Нормы оценок:

«5» - работа выполнена без ошибок

«4» - один неверный ответ

«3» - от двух по половины выполненной работы.

        «2» - если неправильно сделано больше половины работы. Слайд

Итак начинаем проверку.

Молодцы! Выставили оценки. Отдали соседу по парте его работу.

Сколько детей выполнили работу на пять? Очень хорошо. Молодцы.

II. Работа над новой темой.

3. Сообщение темы и целей урока

 - Как я уже вам говорила, сегодня мы начнем путешествие по нашей Родине.

 - Мы пройдем по стране, изучая её, с востока на запад и севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят с вами познакомиться, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта.

Слайд

 - Посмотрите на физическую карту.  Давайте повторим условные обозначения. Начнём с цветов.  

  - Как вы думаете  почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша)

 Какие цвета мы видим на физической карте России?

 (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, синий в виде ниточек)

 - Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Слайд

 - Что интересного вы увидели на этой диаграмме? Какая из линий сплошная? Что она обозначает?

(Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные – пунктирные)

 - Что находится ближе всего к уровню моря?  Какую окраску они имеют на карте?

(Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленную окраску).

- Что находится выше? Какая у них окраска?

(Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая)

 - С цветовой гаммой мы разобрались. 

   - Кто догадался  о чём сегодня  пойдёт речь на уроке?  

-О возвышенностях, о низменностях, о горах.

 -  Какие горы и равнины есть в России.

 - Молодцы!

 На слайде : «Равнины и горы России»(слайд )

 - Сегодня  карта России вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

- У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

Слайд

        - Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

        

 - Вы готовы в путь?

 - Посмотрите, где   остановилось солнышко? (Слайд)

 - Что вы можете сказать, изучив карту?

Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.

 Восточно – Европейская равнина расположена между западной границей России и Уральскими горами.

  - Давайте попытаемся открыть тайну желтых пятен на Восточно-Европейской равнине.

Чтение с. 66 учебника.

 - Так в чем же тайна желтых пятен?

Это возвышенности

 - Как еще называют Восточно-европейскую равнину? (Слайд)

Эту равнину еще называют Русской равниной.

- Ребята! На Восточно-Европейской равнине расположен и наш  с вами город.

 - Это вид с Холодной горы.

        - Продолжаем наше путешествие.

 Что вам рассказывает об этой равнине карта? Слайд

      Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болота.

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.) (Слайд)

 - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

(Над Средне-Сибирским плоскогорьем)  Слайд

 - Что вы видите на карте?

(На этом участке есть все 3 цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)

  - А что значит слово « плоскогорье»? Как вы думаете?

(Плоскогорье – это плоская гора)

 - Вот более точное толкование из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова: Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

 - Что вы можете сказать о поверхности?

(Здесь много возвышенностей, холмов)

 - В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, (Слайд)

Физминутка. А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

Слайд

А сейчас держим путь на юго – запад.

        - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и больше.  

   Многие вершины и склоны гор постоянно покрыты льдом и снегом. Это «молодые горы».

   Здесь расположена самая высочайшая в России гора – Эльбрус – 5642м. (Слайд)

Продолжаем двигаться дальше за солнышком.

- Что вы видите на карте? (Слайд)

Горы, т.к. окраска коричневая и желтая

 - Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?

Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Кавказе.

 - Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то тысячу лет назад, его называли Каменный пояс Земли Русской. (Слайд)

 - Делят материк на Европу и Азию.

 - Эти горы называют  «старыми».

 - Они знамениты своими минералами.  

 - На востоке Уральских гор создан Ильменский заповедник.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.

Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян(Слайд)

- Какая здесь земная поверхность?

Это горы, потому что изображены тёмно-коричневым цветом

 - А какие горы? (Алтай и Саяны)

 - Что вы можете сказать о высоте гор? (Слайд)

Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом

Они славятся своей красотой, богатством живой природы. Не случайно Алтай включён в Список Всемирного наследия, а само слово «Алтай» означает «золотой».

 - На Алтае есть гора Белуха, её высота 4506 м. А ещё Алтай входит в список Всемирного наследия.

        - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах. (Слайд)

        - Что вы можете сказать о поверхности полуострова?  

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

На полуострове 28 вулканов. (Слайд)

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержения продолжаются по несколько месяцев. Высота вулкана 4750 метров. (Слайд)

 

Мы закончили наше путешествие.

Вывод

Россия – страна огромных равнин и величественных гор. (Слайд)

Чтобы продолжить урок  дальше,  нам необходимо провести физминутку  для глаз. Зрение является самым важным инструментом для успеха в  жизни. Работая с компьютером или интерактивной доской происходит зрительное утомление. Чтобы этого избежать надо снимать это утомление. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами. (Слайд)

V. Закрепление.

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

 - На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

   Назовите равнины России. (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина) (Слайд)

 - Покажите  их на  карте. Давайте проверим правильно ли мы показали.(Слайд)

 - Какая из двух равнин расположена ниже другой?( Западно-Сибирская равнина) (Слайд)

- Покажите на карте Среднесибирское плоскогорье. (Слайд)

-   Назовите горы России. (Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны)

 - Покажите горы,  которые в старину называли Каменным поясом Земли Русской. (Уральские горы) (Слайд)

- Покажите самые высокие горы России. (Кавказские горы) (Слайд)

Правильно закончи предложение. (Слайд)

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

Выставление оценок

        - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

        - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

Раскинулись российские просторы:

Леса, равнины, степи и поля,

Озёра, реки, города и горы, -

Всё это наша русская Земля.

И нам здесь посчастливилось родиться,

И я признаться честно не боюсь,

Что буду этим я всегда гордиться,

Моя любовь, моя Святая Русь!

- Если вам было интересно на этом уроке прикрепите на доску солнышко, если вам что-то не понравилось или вам было не комфортно на уроке прикрепите  тучку.

Благодарю всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"

Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...

презентация для 4 класса "Равнины и горы России"

Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира по теме "Равнины и горы России"....

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...