Программа курса "Я познаю мир"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Гиенко Ольга Александровна

Программа дополнительного образования для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_ya_poznayu_mir.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»

Программа курса

«Я познаю мир»

Школа развития «Филиппок»

      2012 - 2013 учебный год

                                           Составители программы:

                                                   учителя  Гиенко О.А.

                                                                   Амосова Т.А.

Петрозаводск 2013 г.

Пояснительная записка

Окружающий мир – источник чувств. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и прежде всего на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, ребёнок приобретает не только богатый чувственный опыт, но и  развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать результаты наблюдений и делать выводы. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, опытам.  

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребёнок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением.

 

Цель:             развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного  возраста путём обогащения опыта  познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. Расширение кругозора дошкольников.

Развивающие:

  1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
  2. Развитие психических познавательных процессов.

Воспитательные:  

  1. Воспитание творческой, самостоятельной личности.
  2. Воспитание у детей интереса к процессу познания, формирование культуры умственного труда.
  3. Формирование навыков правильного поведения в природной и социальной среде

Содержание программы

Программа «Я познаю мир» состоит из трёх разделов:

  1. Мир природы.
  2. Что я знаю о себе.
  3. Явления общественной жизни.

  1. Раздел «Мир природы» (15 часов)

 Цель раздела – расширение кругозора дошкольников о живой и неживой природе, формирование умений выделять свойства и признаки окружающих природных предметов и явлений, обобщать, формировать обобщённые представления, устанавливать связи и зависимости между природоведческими фактами и событиями.

К концу курса дошкольник должен :

знать, что:

  • понятие «природа» включает в себя живую (растения, животные, в том числе и люди) и неживую природу (воздух, вода, почва, минералы, солнечная энергия);
  • живая и неживая природа тесно взаимодействуют друг с другом; изменения, происходящие в неживой природе, влекут изменения в живой; от количества тепла, света, влаги зависит жизнь растений и животных;
  • живой организм связан со средой обитания (водной, воздушной, наземной); его строение, питание, размножение, образ жизни зависят от того, где он существует, и обеспечивают возможность жизни в этой среде;
  • живая природа многообразна;
  • существуют различные виды растений (деревья, кустарники, травы, цветы);
  • есть факторы, влияющие на растения (свет, тепло, воздух, влага, почва);
  • животный мир многообразен (птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, млекопитающие);
  • в сезонной жизни растений и животных происходят изменения;
  • человек – часть живой природы;
  • влияние людей на природу может быть как положительным, так и отрицательным;
  • от правильного отношения каждого ребёнка к природе будет в будущем зависеть его жизнь.

Уметь:

  • ухаживать за комнатными цветами;
  • ухаживать за домашними животными и птицами.

  1. Раздел «Что я знаю о себе?» (4 часа)

 Цель раздела – формировать у дошкольника представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

К концу курса дошкольник должен:

Знать:

  • названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, лёгкие, желудок);
  • правила охраны органов чувств и ухода за ними (глаза, уши, нос, кожа);
  • фамилию, имя, отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
  • родственные связи и свою социальную роль в них, называть их;

Уметь:

  • владеть навыками самообслуживания;
  • управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.)
  • анализировать свои поступки и поступки других людей;
  • оказывать помощь другому человеку;
  • договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.

3. Раздел «Явления общественной жизни» (5 часов)

 Цель раздела: знакомство с жизнью и трудом людей; углубление и уточнение представлений о Родине – России; расширение представлений о родном крае; познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.

К концу курса дошкольник должен:

Знать:

  • что такое работа, зачем люди работают;
  • почему появляются разные профессии;
  • правила поведения на улице, дома, в школе и уметь выполнять их;
  • основные службы помощи;
  • элементарные правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • символику России (флаг и герб)
  • название столицы (главного города) России и Карелии.

Уметь:

  • выполнять трудовые поручения дома и в школе;
  • рассказать о некоторых профессиях взрослых людей;
  • выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • соблюдать правила безопасности в доме;
  • обратиться при необходимости по телефону в основные службы помощи;
  • рассказать о столице России – Москве, узнавать её на картинах;
  • рассказать об основных достопримечательностях родного  края.

Планируемые результаты освоения программы курса

 «Я познаю мир»

Личностным результатом изучения курса «Я познаю мир является сформированность у детей:

  • ориентации на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимания:

- значения изучения курса «Я познаю мир»;

- необходимости бережного отношения к природе;

- необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

- своей причастности к жизни страны;

- красоты окружающего мира.

Предметным результатом изучения курса «Я познаю мир» является сформированность у дошкольников перечисленных ниже умений:

  • характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • узнавать герб, флаг и гимн России, называть её столицу;
  • различать виды эмоционального состояния человека;
  • соблюдать правила:

- поведения в природе, узнавать и называть некоторые виды охраняемых растений и животных;

- личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

- безопасного поведения дома, в школе, на улице и в общественных местах;

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • различать и называть:

          - свойства воды, снега и льда;

          - части растений;

          - основные части тела человека;

          - деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

          - виды транспорта (наземный, водный, воздушный);

  • приводить примеры:

- культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

- представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);

- видов труда людей;

  • называть:

- свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

- характерные признаки времён года;

- некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

  • рассказывать:

- об условиях, необходимых для жизни животных и растений;

- о способах движения и питания животных;

- о значении домашних животных в жизни человека;

- о профессиях родителей;

- об основных достопримечательностях родного края.

Тематическое планирование

24 часа

Мир природы – 15 часов

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности детей

Что нас окружает?

Предметы природы и предметы, созданные человеком.

2

Наблюдение за разнообразием

цвета окружающего мира.

Игра «Путешествие по радуге».

Опыт: «Радуга на твоём столе».

Тест «Природа-не природа».

Живая и неживая природа. Многообразие живой

и неживой природы.

1

Рассматривание иллюстраций.

Работа со слайдами презентации.

Тест «Живая и неживая природа».

Сезонные изменения в природе. Осень.

2

Виртуальная экскурсия в осенний лес. Наблюдения за изменениями в жизни растений и животных.

Самостоятельная творческая работа «Раскрась букет осенних листьев»

(индивидуально и в группах).

Какие бывают растения?

1

Рассматривание слайдов презентации: выявление отличий между лиственными и хвойными деревьями, между деревьями и кустарниками.

Работа с иллюстративным материалом: установление логических связей.

Дидактические игры: «Этажи леса»,

«Я знаю пять названий…»,

 «Не пропусти…».

Секреты в лукошке.

Грибы.

1

Работа со слайдами презентации.

Творческая работа: составление словесного  портрета «особо опасных преступников» (ядовитые грибы)

Дидактическая игра «Лукошко».

Составление правил грибника.

Витаминная семья.

Овощи и фрукты.

1

Дидактическая игра

 «Разложи овощи в коробку, а фрукты –

в корзинку».

Самостоятельная работа «Что где растёт»

В гости к зимушке-зиме.

Кто как зимует.

2

Практическое наблюдение: отличия ели и сосны.

Дидактическая игра «Помоги птицам и зверям найти свой дом и пищу».

Устное творческое задание

«Вопросы мудрому филину».

Творческая работа «Кафешка «Снегирёк»

(обычные предметы в необычном использовании)

Зелёная красавица.

1

Презентация «С кем дружит ель?»

Творческая работа «Моя ёлочка».

Вода – источник жизни.

1

Опыты по определению свойств воды.

Снег и лёд.

1

Опыты по определению свойств снега и льда.

Исследовательская работа:

Почему снег белый?

Почему снег скрипит?

Какие бывают животные?

2

Наблюдение за разными группами животных. Выделение некоторых групп животных путём  выявления признаков, характеризующих каждую группу.

Задание – тест «Дикие и домашние животные».

Что я знаю о себе – 4 часа

Я и моя семья.

1

Рисунок «Моя семья».

Составление рассказа о семье.

Кто опрятен, тот и приятен.

1

Чтение отрывков из книги Г.Остера

«Вредные советы». Работа в группе: создание коллективного портрета героя стихотворения.

Создание виртуального музея гигиены.

Чтобы глазки видели, чтобы ушки слышали,

чтобы зубки не грустили.

1

Практическое знакомство с правилами личной гигиены.

Лакомств 100, а здоровье одно.

1

Игра-задание «Через разные предметы

попади скорей в ракету».

Творческая работа: составление советов Пончику и Худышке.

Явления общественной жизни – 5 часов.

Профессии людей.

1

Дидактические игры «Кто кем работает?» (компьютерная презентация),

«Угадай профессию».

В стране дорожных знаков.

1

Дидактическая игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Наша Родина – Россия.

Флаг, гимн, герб России.

Москва – столица России.

1

Компьютерная презентация.

Знакомство с государственной символикой  Российской  Федерации.

Мой родной край.

1

Виртуальная экскурсия «Я живу в Карелии»

Составление в паре рассказа о месте своего проживания.

Моделирование ситуаций, при которых нужно сообщать свой домашний адрес.

Безопасность в доме.

Основные службы помощи.

1

Моделирование ситуаций, при которых нужно обратиться в пожарную охрану, полицию, скорую помощь.

Участие в ситуативных играх на тему «Безопасное поведение».


Литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. Для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Муштакова Л.В. Образовательная программа для групп кратковременного пребывания детей 5 – 6 лет «Будущий первоклассник».
  3. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Попова Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М: LINKA – PRESS, 1998.
  5. Востряков И.В. Быть здоровым – здорово! – Петрозаводск: ООО «Издательство «Острова», 2006.
  6. Агафонов В.В. Загадки/ Художн. А.А. Гурьев. – Дрофа – Плюс, 2005.
  7. Где растёт? Что едят? Энциклопедия для детей. – М.: Махаон, - 2006.
  8. По страницам Красной книги. Животные: Энцикл. справ./БелСЭ; Редкол.: И.П.Шамякин и др. – Мн.: БелСЭ, 1987.
  9. По страницам Красной книги. Растения: Энцикл. справ./БелСЭ; Редкол.: И.П.Шамякин и др. – Мн.: БелСЭ, 1987.
  10. Бабакова Т.А., Момотова А.П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. – Петрозаводск: Карелия, 1998.
  11. Курапова И.И. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1-2-го классов/ под науч. ред. А.А.Вахрушева. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011.
  12. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. –

       Самара: Издательский дом  «Фёдоров»: Издательство «Учебная    

       литература», 2010. – 32 с. ил. – (Серия «Я – исследователь»).

     

УМК:

  1. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаём мир.

Серия «Умные  книжки» - ООО «Издательская группа Аттикус», 2007. Machaon.

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Оглянись вокруг: Альбом – задачник по ознакомлению с окружающим миром для   1 кл. четырёхлетней начальной школы. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998.
  2. Знакомство с окружающим миром: Тетрадь для рисования. Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Знакомство с окружающим миром. Природа. Часть 2.» - ООО «Коми республиканская типография», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов

Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....

Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»

Программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"

Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса...

Программа курса "Познай себя"

Программа развития жизненно важных навыков у учащихся начальной школы...

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» для 2 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир»для 2 класса...