Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznayu_sebya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе авторской программы Хухлаевой  О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» - Издательство Генезис Москва, 2008. Программа реализуется в рамках общесоциального направления внеурочной деятельности.

        Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.        Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

        Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

        К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

        Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять  стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности  восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это - явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я - фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

        Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место  пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

        Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

        Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на  отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

        К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

        Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

        Цель курса:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

        Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Объём курса в 3 классе 34 ч.  (из расчета 1 ч. в неделю)

Содержание курса

№ п.п

Тема раздела (цели)

Темы занятий

1.

Я - фантазер.

Цели:

- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

- развивать креативные способности детей

Я - третьеклассник.

Кого можно назвать фантазером?

Я умею фантазировать!

Мои сны.

Я умею сочинять!

Мои мечты.

Фантазии и ложь.

2.

Я и моя школа.

Цели:

- помочь детям осознать особенности позиции ученика;

- предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

- помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

Я и моя школа.

Что такое лень?

Я и мой учитель.

Как справляться с «Немогучками».

3.

Я и мои родители.

Цели:

- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

- обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Я и мои родители.

Я умею просить прощения.

Почему родители наказывают детей?

4.

Я и мои друзья.

Цели:

- помочь детям осознать качества настоящего друга;

- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Настоящий друг.

Умею ли я дружить?

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

Трудности в отношениях с друзьями.

Ссора и драка.

Учимся видеть хорошее.

Если добрый ты…

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

5.

Что такое сотрудничество?

Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Что такое сотрудничество?

Я умею понимать другого.

Я умею договариваться с людьми.

Мы умеем действовать сообща.

Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

Что такое коллективная работа?

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

Праздник «Наш удивительный класс»

Общая характеристика предмета:

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно – мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Формы и методы проведения занятий:

  •  беседа;
  •  игра (в том числе и ролевая);
  •  работа в паре, группе;
  •  практическая работа;
  •  тренинговые упражнения;
  •  анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  •  праздники

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Результаты освоения курса:

Личностные универсальные учебные действия

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Ученик получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

  Методическое обеспечение программы:

  • Организационные условия

 – основные формы занятий: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.    

  •  Материально-технические условия

 – наличие кабинета;                      

 – наличие компьютерной техники.                                                                

  • Методические условия                                                                                                                       – литература с разработками и методическими рекомендациями по проведению занятий;                                                                                                                                   - комплекты карточек для индивидуальной, практической работы;                                       – видеоматериалы.

        Библиографический список:

1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя, Москва. Эксмо, 2009г.

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва, ВАКО, 2007г.

  1. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.

5. О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших  школьников. Москва, «Генезис», 2008.

6. Мультимедийные образовательные ресурсы.

  • http://www.viki raf. ru
  • http://www. uroki. net
  • http://www.nachalka.com
  • http://www.uchportal.ru
  • http://www.rusedu.ru
  • http://pedsovet.org
  • http://www.zavuch.info

Учебно – тематическое планирование

№ темы п/п

Дата

Тема/ раздел курса

Возможные виды деятельности

Кол-во часов

теория

практика

Я – фантазер (7 ч.)

1

Я – третьеклассник. Я – фантазер.

Рисунок «Идеальная школа»

0,5

0,5

2

Я умею фантазировать!

Просмотр мультфильма «Фантазеры»

0,5

0,5

3

Мои сны.

Рисунок «Рисунок сна»

0,5

0,5

4

Я умею сочинять!

Рисунок к стихотворению Г.Остера «Вредные советы»

0,5

0,5

5-6

Мои  мечты.

Обсуждение сказки «Сказка о голубой мечте», рисунок «Моя мечта», упражнение «Пять шагов на пути к моей мечте», обсуждение сказки «Я – птица!», разыгрывание сценки «Если человек мечтает»

1

1

7

Фантазии и ложь.

Обсуждение сказки «Лживый мальчик»

0,5

0,5

Я и моя школа  (4 ч.)

8

Я и моя школа.

Рисунок «Школа на планете «Наоборот»

0,5

0,5

9

Что такое лень?

Игра-драматизация

0,5

0,5

10

Я и мой учитель.

Обсуждение сказки «О мальчике Вале»

0,5

0,5

11

Как справляться с «Немогучками»

Обсуждение сказки «Малыш-Облачко»

0,5

0,5

Я и мои родители  (3 ч.)

12

Я и мои родители.

Презентация «Моя семья»

0,5

0,5

13

Я умею просить прощения.

Обсуждение сказки «Принц Эдгар»

0,5

0,5

14

Почему родители наказывают детей?

Обсуждение сказки «Простить маму», словесное рисование «Портрет мамы»

0,5

0,5

Я и мои друзья  (8 ч.)

15

Настоящий друг.

Обсуждение сказки «Неожиданная встреча», коллективная работа «10 законов дружбы»

0,5

0,5

16

Умею ли я дружить?

Обсуждение сказки «Про маленькую Бабу Ягу», ролевая игра, психологическая игра «Какой я друг?»

0,5

0,5

17

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

Игра «Претензии», обсуждение сказки «Серебрины и Серебрята»

0,5

0,5

18

Трудности в отношениях с друзьями.

Обсуждение сказки «О Спиногрызкине»

0,5

0,5

19

Ссора и драка.

Разыгрывание ситуаций

0,5

0,5

20

Учимся видеть хорошее.

Обсуждение сказки «Сказка старого парка», практическая работа

0,5

0,5

21

Если добрый ты…

Групповая работа «Добрый поступок», игра «Солнышко доброты»

0,5

0,5

22

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Презентация своего хобби, обсуждение рассказа «Как Суворов стал великим полководцем»

0,5

0,5

Что такое сотрудничество?  (12 ч.)

23

Что такое сотрудничество?

Обсуждение сказки «Добрая память»

0,5

0,5

24

Я умею понимать другого.

Обсуждение сказки «Путевые заметки Оле-Лукойе», игра «Конструктор»

0,5

0,5

25

Я умею договариваться с людьми.

Инсценировка, обсуждение сказки «Чтобы тебя любили»

0,5

0,5

26

Мы умеем действовать сообща.

Игры, рисунок «Мой класс»

0,5

0,5

27

Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

Проекты

0,5

0,5

28-29

Что такое коллективная работа?

Коллективный плакат «Мы»

1

1

30-32

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.

1

2

33-34

Праздник «Наш удивительный класс»

Занятие – праздник

0

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»

Программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» 1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Познай себя» Данная программа направлена на  снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно пер...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...