ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Витчинова Елена Владимировна

Тема:   На заре человечества (Урок-путешествие)

 

Цели: знакомство с этапами становления  человека

 

Задачи урока:

 1.  Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

            2. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать и делать выводы, умение работать в группах.

            3.Воспитывать уважение к истории человечества, любознательность. чувства товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_zare_chelovechestva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

              Окружающий мир  4 класс ( «Школа 2100»)

Тема:   На заре человечества (Урок-путешествие)

Цели: знакомство с этапами становления  человека

Задачи урока:

 1.  Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

            2. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать и делать выводы, умение работать в группах.

            3.Воспитывать уважение к истории человечества, любознательность. чувства товарищества.

Оборудование:

               - макет «Машины времени»;

               - карточки с заданиями;

               - книга «Борьба за огонь»

                                  ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

- Дорогие, ребята! Приходилось ли вам путешествовать? Ночевали ли вы в палатке или просто под открытым небом, ели ли вы неприхотливую пищу, пропахшую дымком походного костра? Что интересовало вас, с какой целью входили вы  в мир природы, не так уж и важно, но каждый ваш поход был путешествием в мир прекрасный и удивительный! Сей час мы с вами совершим путешествие в прошлое Земли, чтобы рассмотреть этапы зарождения  и становления человечества. Мы отправляемся в наше путешествие с командами знатоков, которые должны будут показать свои знания, проявить смекалку , быть активными и дружными. Работать будем группами.

- Итак, отправляемся в путешествие на «машине времени»

( нажимаю « кнопку»  «2,5        )

     Мультимедийная панорама древнейшего мира (из электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия)  или панорама рисунков.

 И вот мы попали в далекое-далекое прошлое, в эпоху зарождения и становления человеческого общества.

3. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

- На прошлом уроке вы уже вели разговор о первых этапах становления человека, давайте  вспомним что вы знаете по этой теме.

-Сейчас мы начнем работу в группах.

Каждой группе предлагается задание, которое вы все вместе выполняете.

 

 Работа в группах:

1-я группа: заполнить таблицу, обозначив знаком «+» черты, свойственные  обезьянам и древним людям  (Приложение 1)

2-я  группа: расположить рисунки в порядке становления человека и вписать слова, которые определяют отличие человека от обезьяны по строению тела

(Приложение 2)

3-я группа: выбрать 4 особенности, которые больше других способствовали становлению человечества.(Приложение 3)

              Проверка у доски, по слайдам

-Да, именно эти особенности больше других способствовали зарождению и становлению гомо сапиус человека разумного, к которому относимся и мы с вами. Поговорим об этом более подробно.

4. Этап усвоения новых знаний.

   -Путешествие продолжается. Откройте учебники на стр. 59 и внимательно рассмотрите иллюстрацию, изображающую жизнь древних людей.

   - Как вы думаете, чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?(Делать простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня)

   - Из чего были первые орудия, использовавшиеся древними людьми?

   - Распределите орудия, начиная с самого первого.

    (Слайды с изображением орудий др.людей)

        1. Галечные орудия(делались из гальки- речного камня.Др.люди ударяли одним камнем об другой, чтобы получить острое лезвие, которым они разрезали мясо и шкуры)

        2. Орудия с костяными и каменными наконечниками (Для этого орудия выбирали кремень. Он легко колется, но не крошится. Край твердый и острый)

   - В каком виде использовалась добытая пища? Какой обработке она подвергалась?

   - Как же человек впервые встретился с огнем?

Прошло еще немало времени, прежде чем люди научились добывать и поддерживать огонь.(Показ книги «Борьба за огонь»)

   - Может кто-то знает как способы добывания древними людьми огня?

     (Этимологическая справка к слову огонь)

     (Рассказы  детей, сопровожд. показом слайдов фотографиями приспособлений для добывания огня)

     _ А теперь посмотрим фрагмент фильма об одном из способов добычи огня, который до сих пор используется некоторыми племенами африканцев (Показ фрагмента)

- Теперь у людей есть орудия для охоты и есть огонь.

5. Физминутка

- А еще первобытные люди любили танцевать. В своих танцах они рассказывали о событиях прошедшего дня, о своих чувствах. Перед охотой они исполняли ритуальные танцы, имитирующие охоту. Мы с вами попробуем выполнить несколько движений такого танца 

       

6.  Работа с учебником

-Теперь рассмотрите внимательно иллюстрацию к заданию №2 и скажите  кто принимал участие в охоте, почему охота велась сообща? Как к ней готовились? Как договаривались?(Возникло настоящее речевое общение)

      - А теперь прочитайте текст на стр.60. Опрос по группам.

- Кто занимался воспитанием детей?(Женщина, но помогал ей в этом мужчина, так возникла постоянная семья)

- Могла ли семья выжить в одиночку?(Люди жили племенами. Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Так были заложены первые нормы морали – основы поистине человеческого общества.)

  - Как передавался полезный жизненный опыт племен? (В виде легенд, наскальной живописи, танцев)

     Демонстрация фотографий рисунков первобытных художников

7. Закрепление нового материала.

    С.61 – написать отличия современного человека от своих предков

   - Каково было основное занятие древних людей?

   -Что способствовало более широкому расселению древних людей?

   - Когда появился  на Земле человек разумный? (около 100 000 лет назад)

8. Итог урока.

    -Наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся назад в будущее и нажмем кнопку с надписью « 21век».Я считаю, что мы справились с поставленными перед нами задачами.

   - Что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Давайте подведем итог нашего путешествия, соединив части предложений. (Приложение 4)

   Человек стал человеком, сделав простейшее………………орудие

    Позднее люди научились поддерживать …………………   огонь

   Общение стало совершенным, когда возникла……………..речь

   Воспитание детей обеспечила………………………………..семья

  От холода защитила и способствовала расселению……одежда

  Отобразить жизненный опыт помогла…………………….культура

     (по 2 ответа на каждую группу)

  -Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы все сработали только на «хорошо» и «отлично» и достойны самых лучших похвал. Спасибо вам за этот замечательный урок.

Д/З найти дополнительный материал о культуре, о религии древних людей

      С.59-63.выполнить задания

Приложение 1

Приложение 2

Впишите слова, которые определяют отличие человека от обезьяны по строению тела.

Положение тела__________________________________

Спина___________________________________________

Нога опирается ___________________________________

Лоб_____________________________________________

Большой палец руки _______________________________

Объем мозга______________________________________

Приложение 4

             Соединить правильно части предложений

●Человек стал человеком,сделав  простейшее                ● семья

●Позднее люди научились  поддерживать                       ● орудие

●Общение стало совершенным, когда возникла              ●  одежда

●Воспитание детей обеспечила                                          ●  культура

●От холода защитила                                                           ● речь

●Отобразить жизненный опыт помогла                             ● огонь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...