Учебно-исследовательская работа "Тайна третьей планеты"
по окружающему миру по теме

Степанова Наталия Львовна

Учебно-исследовательская работа детей является продолжением изучения темы "Условия жизни на Земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_tretey_planety.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 231»

Учебно - исследовательская работа

ТЕМА

Тайна третьей планеты

                                                                           Воробьевой Анастасии

                                                                    Долгина Максима,

                                                                           учащихся 3 – Б класса

                   

                                                                                          Руководитель:

                                                                                          Степанова Наталия Львовна

                                                                              Есть одна планета-сад

                                                                                  В этом космосе холодном.

                                                                                Только здесь леса шумят,

                                                                                  Птиц скликая перелётных,

                                                                                 Лишь на ней одной цветут

                                                                                Ландыши в траве зелёной,

                                                                             И  стрекозы только тут

                                                                                     В речку смотрят удивлённо...

                                                                                                                Я. Аким

           Все разнообразие окружающей нас жизни – это результат удивительного стечения обстоятельств, которое произошло в одном из уголков Вселенной – в Солнечной системе. Наш проект  «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»  направлен на изучение условий жизни на планете Земля - третьей по счету от Солнца планете Солнечной системы.

          Цель  проекта:

       Провести научно-исследовательскую работу по изучению условий жизни на Земле.
       
Объектом исследования является планета Земля, предметом – условия жизни на Земле.

       В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза:

      Жизнь в Солнечной системе возможна только в пределах экосферы благодаря совокупности четырех условий.

       На основании выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования: 

  • Изучить научную литературу об условиях жизни на Земле.
  • Установить связи между условиями жизни на Земле.
  • Сделать вывод, при каких условиях возможна жизнь на нашей планете.

            Актуальность выбранной нами темы обоснована тем, что сегодня люди постоянно воздействуют на окружающую среду и изменяют природные условия в соответствии со своими нуждами. Это выражается в загрязнении и расточитель-ном использовании природных ресурсов, перенаселении. Экологи стараются понять и осмыслить эти изменения, чтобы найти безопасные способы воздействия на окружающую среду - ведь она наш общий дом.

            Уникальная планета Земля — единственная из известных пока науке планет, на которой существует жизнь. Она расположена в экосфере, т.е. в области, где излучение Солнца создает пригодные условия для жизни. Экосфера простирается от орбиты Венеры до орбиты Марса. Если бы Земля находилась чуть ближе к центру Солнечной системы, то все живое сожгли бы губительные солнечные лучи. Если чуть дальше – планете грозил бы вечный холод.

         

            В тонкой оболочке, называемой биосферой, состоящей из воздуха, воды и почвы, сосредоточена вся жизнь на нашей планете. Биосфера имеет толщину всего лишь 20 км, и, в свою очередь, состоит из трех различных оболочек:

     - Атмосфера - это воздух, которым мы дышим. Она также является фильтром, противостоящим солнечному излучению, пропуская на Землю тепло и свет.

    - Гидросфера - это водяная оболочка. В биосфере вода находится в вечном круговороте.  

    - Литосфера - это внешняя каменистая оболочка Земли, включающая в себя континенты и океаническое дно. Почва на поверхности  литосферы способствует произрастанию деревьев  и растений.  

        Эти три оболочки, вместе взятые, поддерживают жизнь на Земле.

           Растения — основа жизни на Земле. Ведь только они создают органические вещества, из которых «сделаны» все обитатели Земли. Растениям для жизни необходимы кислород, углекислый газ, вода, свет и минеральные добавки. Травоядные животные питаются травой, вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, удобряют почву, на которой растет трава. Насекомые опыляют цветки растений и пьют их нектар. Хищники поедают травоядных.

         Зеленые растения используют солнечную энергию для получения пищи в процессе фотосинтеза.

          В процессе исследования мы провели два опыта, показывающих  значение солнечного света и тепла для растений.

Опыт 1:
 «Значение солнечного тепла для жизни на Земле»

  • Возьмем семена фасоли, разделим их на две равные части.
  •  Поместим на влажную вату в стеклянные банки.
  •  Одну банку поставим в тёплое место, а другую — в холодильник.
  •  Семена в обеих банках регулярно будем смачивать водой.

Результат: Семена проросли  только в банке, помещенной в тепло

Опыт 2: 
«Значение солнечного света для жизни на Земле»

  • Поместим комнатное растение на несколько дней в тёмный шкаф. Будем регулярно поливать растение.

Результат: окраска листьев начала бледнеть.

  • Затем вновь поставим растение на подоконник.

Результат: окраска листьев  темнеет, приобретая прежний оттенок 

Вывод:
Жизнь на Земле возможна потому, что на планету поступает свет и тепло от солнечных лучей.

                             

         Кроме того, Земля отличается мягкими температурами, окружена слоем атмосферы, в которой содержатся азот, кислород  и вода, идеально подходящие для жизни растений и животных. Живым организмам кислород необходим для дыхания, а азот — для создания живых клеток.

         Атмосферу Земли принято разделять на несколько слоев. Самый важный для нас – нижний слой, тропосфера. Толщина ее всего около 10 км, но именно в тропосфере сосредоточена  вся жизнь на Земле.

        В атмосфере Земли содержится озон, разновидность кислорода, молекула которого составлена из трех атомов. Он содержится в атмосфере в небольших концентрациях, образуя на высоте от 17 до 21 км слой, где концентрация озона в 10 раз выше, чем у поверхности Земли. Роль этого слоя трудно переоценить: он поглощает до 99 процентов губительного для организмов ультрафиолетового излучения Солнца. Не будь озона, это излучение разрушало бы клетки живых организмов.

       На основе изученных фактов можно сделать следующий вывод:

       Атмосфера задерживает солнечное тепло, нагревая воздух около земной поверхности и создавая благоприятный климат.

         Следующее важнейшее условие жизни на Земле – наличие гидросферы. Большая  часть  воды на планете, около 95%, находится в морях и океанах. Это утверждение может показаться странным человеку, живущему далеко от моря. Но стоит взглянуть на карту мира, и все сомнения рассеиваются. Вода покрывает более двух третей поверхности Земли. Средняя глубина океанов (3-5 км) превышает среднюю высоту суши над уровнем моря, поэтому даже если всю Землю затопить проливными дождями, на суше не поместится столько воды, сколько вмещают океаны. Все океаны соединяются между собой, образуя единый Мировой океан.

        Второе место по объему воды занимают ледники. В это тоже трудно поверить без карты. Ведь мощные ледовые щиты, покрывающие огромные пространства суши и достигающие нескольких километров в толщину, находятся вдали от обжитых мест — в Антарктиде и Гренландии.

       Почти столько же воды содержится под поверхностью Земли. Эти гигантские запасы питают многие реки и, главное, дают жизнь засушливым районам планеты. Так, население Австралии живет в основном за счет подземных вод.

         Ну и, наконец, совсем малая часть вод Земли приходится на так называемые воды суши- реки, ручьи, озера, болота, лужи.

        Гидросфера регулирует климат Земли, поглощая солнечное тепло и перемещая его по всему земному шару при помощи океанических течений.

   

         И, наконец, климат и ландшафт Земли взаимодействуют друг с другом. Под воздействием температуры, ветра и воды горные породы разрушаются, создавая среду обитания, пригодную для жизни различных организмов. Отмирая, они образуют органические вещества, которые смешиваются с минеральными частицами горных пород. Так рождается почва на поверхности литосферы Земли.

         С почвой связана жизнь живых существ на Земле. Ведь только на ней могут развиваться растения – источник пищи людей и животных.

 

        Таким образом, на основе проведенных опытов и изучения научной литературы можно сделать вывод, что жизнь на планете Земля обусловлена совокупностью  четырех условий:

  • Поступление солнечного света и тепла на планету
  • Наличие атмосферы (воздушной оболочки Земли)
  • Наличие гидросферы (водной оболочки Земли)
  • Наличие почвенного слоя литосферы.

       Человечество разгадало одну из тайн нашей планеты - почему на ней суще-ствует жизнь. Но люди противопоставили себя природе и их деятельность усиливает парниковый эффект.

       Самыми разными способами происходит загрязнение  воздуха. Наиболее распространенный его вид - это смог, коричневатый туман, окутывающий крупные города. У жителей этих городов могут возникнуть проблемы с органами дыхания.

         Еще одна опасность - это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб, соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, образуют азотную и серную кислоты, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди погубили большие массивы высокогорных хвойных лесов и отравили многие озера в Европе и Северной Америке.

       Следствием загрязнения воздуха является и разрушение озонового слоя.   

( Это изображение получено на околоземной станции в 1986 году: пятно серого цвета «озоновая дыра» над Антарктикой. Зимой 1988 года отмечено расширение этой дыры вплоть до новозеландского острова Южный).

      Перед лицом многих доказательств мы не можем не признать ответственности за происходящие изменения. Нужно учиться договариваться с природой, ведь, в конце концов, мы - ее часть.           

      Необходимо искать новые источники энергии, разрабатывать энергосберега-ющие технологии, продумывать способы восстановления плодородия почвы.

      22 апреля  отмечается День Земли (раньше назывался День Дерева), когда в США было принято заниматься посадкой деревьев, которые безжалостно вырубали переселенцы в прериях.

       Юные экологи из Казани в этот день идут к известному в округе роднику, собирают в мешки мусор и выносят с территории памятника природы в контейнеры.

      А в Нижнем Новгороде ежегодно проходит фестиваль, приуроченный к Дню Земли. В акции, организованной дружиной по охране природы, принимают участие ребята из школ и экологических организаций.

        Мы призываем и знаменцев принять участие в акции по спасению нашей планеты!

      Свое выступление мы завершаем строками:   

                                     

                                              … Береги свою планету,

Ведь другой, похожей, нету

                                  Я.Аким       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».

На внеклассных  занятиях  по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Тайна третьей планеты

Презентация  к учебно-исследовательской работе (1 часть)...

Проект "Тайна третьей планеты"

Проект "Тайна третьей планеты"...

Игра-путешествие по мультфильму«Тайна третьей планеты»

Игра-путешествиеПо мультфильму«Тайна третьей планеты» для 1чащихся 1-2 класса...