Брейн - ринг к празднику "День Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Нестерова Людмила Алексеевна

"День Земли "в начальных классах, построенный в форме увлекательного состязания нескольких команд (классов).Участники брейн - ринга покажут свои знания в области природоведения, экологии и охраны природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн – ринг к празднику «День Земли»

Цели: Формирование общечеловеческих ценностей, представления о целостности мира природы, общества.

Воспитание любви к родной природе, к родному краю, к Родине, привитие навыков охраны окружающей среды.

Оборудование:

 Класс празднично оформлен: плакат «Защити природу», выставка поделок из природного материала, выставка книжек-малышек «Красная книга», выставка рисунков «Берегите природу!», плакаты: «Охранять природу – значит любить Родину», «Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее», фонограммы песен

 

1-й ведущий: Когда-то, очень давно, у людей не было ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было современных жилищ. Не было привычной для нас обуви и одежды.

2-й ведущий: Жизнь людей зависела от «капризов» природы. Например, неудачи на охоте заставляли подолгу голодать. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.

1-й ведущий: Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы, уютные дома, разнообразная техника и многое, многое другое. И тогда людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что ни сильнее её. Более того, человек стал стремиться «покорить» природу, сделаться её «господином». Вооружённый могучей техникой, он вообразил себя великаном, которому всё на планете подвластно.

2-й ведущий: Но прошло немного времени, и люди увидели, что это не так. «Покорение» природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не «господствуют» над природой, а попросту губят её.

1-й ведущий: И ещё люди поняли: они тысячами, миллионами нитей связаны с окружающей их природой и по-прежнему зависят от неё, как листья дерева от его корней. Что, погубив окружающую природу, они и сами не выживут, что человек – сын природы, а не её покоритель.

(Ученик читает стихотворение С. Смирнова):

Чтец:            Есть просто храм,

                      Есть храм науки.

                      А есть ещё природы храм –

                      С лесами, тянущими руки

                      Навстречу солнцу и ветрам.

                      Он свят в любое время суток,

                      Открыт для нас в жару и стынь,

                      Входи сюда,

                      Будь сердцем чуток,

                      Не оскверняй её святынь.

Учитель: Ребята, задумывались ли вы над тем, что человек, срывая на лугу красивый цветок, делает беднее свою Родину? Это так. Ведь луг – это часть родной Земли. И красота луга – это красота всей нашей Земли. Давайте будем помнить о том, что богатства природы небезграничны, а удивительная красота природы ранима.

Сегодня мы с вами собрались на замечательный праздник – «День Земли», который пройдёт в два этапа:

               1. Брейн – ринг.

               2. Посадка деревьев и кустарников возле школы.

Участники Брейн – ринга покажут свои знания в области природоведения, экологии и охраны природы. А завтра каждый из вас практически докажет, что человек не только губитель природы, но и её верный защитник, лекарь, садовник.

1-й ведущий: Слышите, всё чаще и чаще звучит в природе: «SOS!»  «SOS!»

2-й ведущий: - Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. – Не оголяй Землю. Не превращай её в пустыню…

1-й ведущий: - Пощади! – вторит Земля. – Ты вырубаешь деревья… Это лишает меня влаги. Я иссыхаю… Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка… Я знаю, ты научился летать к звёздам. Это прекрасно. Но я нужна тебе и в полёте. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов.

2-й ведущий: Будем надеяться и верить, что разум и доброта победят. Человек многое может! Охраняя природу, сажая леса и приумножая богатства Земли, человек,  прежде всего, создаёт благоприятные условия жизни для себя и своих детей, для будущих поколений.

(Ученик читает стихотворение Е. Карасёва):

   Чтец:                На земле исчезают цветы,

                            С каждым годом заметнее это.

                            Меньше радости и красоты

                            Оставляет нам каждое лето.

                            Откровенье цветов луговых

                            Нами понято было едва ли.

                            Беззаботно топтали мы их

                            И безумно, безжалостно рвали.

                            В нас молчало безумное «Стой!»

                            Нам казалось все мало, все мало,

                            А потом в толчее городской

                            Мы охапки тащили устало.

(Исполняется сценка «На лесной полянке»):

 Девочка-Ромашка (садится на полянку, в руках у нее букет лекарственных трав):

 Много трав растет полезных

 На земле страны родной.

 Могут справиться с болезнью

 Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма (появляется перед Девочкой-Ромашкой и протягивает ей пучок травы):

 Я хочу тебе, дружок,

 Дать в букет еще цветок. (Протягивает пучок дурмана.)

Девочка-Ромашка:

 Разгадала твой обман!

 Посмотрите, вот дурман-

 Ядовитая трава.

 Разболится голова

 От подарка твоего.

 Забирай назад его. (Ведьма убегает.)

Девочка-Ромашка:

 Ох, уж эта травяная ведьма!

 Так и норовит сделать гадость.

 То корешок ядовитый подсунет,

 То травку несъедобную.

 ( Крадучись, возвращается травяная ведьма.)

Травяная ведьма:

 Я одумалась, ребята,

 Лучше вместе в лес пойдем,

 Соберем шалфей и мяту,

 Нежных ландышей нарвем,

 Дома их поставим в воду.

Девочка-Ромашка:

 Поняла я, братцы, сразу

 Хитрый замысел ее.

 ( Загораживает детей от ведьмы . Ведьма грозит ей кулаком и убегает . )

Девочка-Ромашка:

 Мы растенья эти знаем,

 Бережем и охраняем

 От таких лихих, как эта,

 Собирательниц букетов.

 В книгу Красную они

 Уж давно занесены.

 Мы их рвем не на потеху

 Отнесем мы их в аптеку,

 Из даров лесного царства

 Люди сделают лекарства.

Учитель: Бережно относиться надо не только к редким растениям, но и вообще ко всем растениям и животным родной природы.

 Ученик 1:

 Смотрю на глобус – шар земной,

 И вдруг вздохнул он, как живой,

 И шепчут мне материки:

 Ты береги нас, береги!

Ученик 2:

 В тревоге рощи и леса,

 Роса на травах, как слеза!

 И тихо просят родники:

 Ты береги нас, береги!

Ученик 3:

 Грустит глубокая река,

 Свои, теряя берега,

 И слышу голос я реки:

 Ты береги нас, береги!

Ученик 4:

 Остановил олень свой бег:

 Будь человеком, человек!

 В тебя мы верим – не солги,

 Ты береги нас, береги!

Ученик 5:

 Смотрю на глобус – шар земной,

 Такой прекрасный и родной!

 И шепчут губы на ветру:

 Я сберегу вас, сберегу!

(Исполняется песня на стихи Н. Заболоцкого «Просьба».

Вопросы для Брейн – ринга:

-Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный)

-Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые? (насекомые)

-Какие съедобные грибы появляются первыми? (сморчки, строчки)

-Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (ласточки)

-Где устраивают себе гнёзда скворцы, для которых не хватило скворешен? (в рощах и садах, в дуплах)

-У кого уши на ногах? (у кузнечика)

-Весной или летом цветёт сирень? (весной, начало лета – когда отцветёт)

-Куда деваются из скворешен скорлупки разбитых птенцами яиц? (уносят и выбрасывают далеко от скворешен)

-Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (птицы)

-Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)

-Из какого дерева делают спички? (осина)

-Какое дерево цветёт первым? (ольха)

- У каких деревьев осенью листья красные? (осина, клён, рябина)

-Из какого дерева делают лыжи? (берёза)

-Какое дерево цветёт последним? (липа)

-Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (клён)

-Сколько крыльев у жука? (2 пары)

-У какой птицы самое большое гнездо? (у орла)

-Как по пню срубленного дерева узнать,  сколько лет этому дереву? (сосчитать кольца)

-Почему все кошки (домашняя, дикая, рысь) гораздо чистоплотнее собак (волков, лисиц)? (охота из засады)

-Все ли грачи улетают от нас на зиму? (нет)

-Куда на зиму исчезают летучие мыши? (на чердаки, в пещеры)

-Все ли зайцы белы зимой? (беляк)

-Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)

-Гнездо какой птицы можно увидеть подвешенным к ветке берёзы и раскачивающимся от ветра? (сплетённая корзиночка иволги, гнездо пеночки на кончике берёзовой ветки)

-Какие птицы не строят себе гнёзд? (кайры, гагарки, кулички-галстучники, чайки)

-Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (пользу, так как находят личинок и насекомых под корой деревьев)

-Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе и почему? (в городе, так как там грязный снег)

-Где раки зимуют? (в норах, по берегам рек, озёр)

-Пользу или вред приносит зимой барсук? (спит)

-Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой? (клёст, который выкармливает птенцов еловыми и сосновыми семечками)

-Какая певчая птичка достаёт себе пищу, ныряя под лёд? (оляпка)

-Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору и почему? (в гору, так как передние ноги у него короче)

-Какой зверь летом живёт в воде, зимой в норе? (водяная крыса)

-Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают все ходы – выходы, сами собираются в кучу)

-Можно ли жука назвать насекомым? Почему? (нет, у него 8 ног)

-Одинаковы ли глаза у кошки днём и ночью? (Зрачки к ночи расширяются)

-У какого животного осень в листопад ещё рождаются детёныши? (у зайчихи)

-Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы)

-Может ли гриб съесть дом? (может, домовой грибок)

-Какие птицы гнезд не вьют, а строят норки? (стрижи)

-О какой части растения говорится в загадке: «Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки – дробинки»? (плод)

-Хоть у родственницы ёлки неколючие иголки, но в отличие от ёлки опадают те иголки (лиственница)

-Этот гриб иногда называют «дедушкин табачок» или «чёртов табачок». Каково настоящее название этого гриба? (дождевик)

-Какая трава самая высокая в мире? (бамбук)

-Какая птица не умеет летать, зато отлично плавает? (пингвин)

-Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)

-Какие грибы лечат? (чага, мухомор)

-Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)

-Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (одинаковые)

-Из какого морского растения получают йод? (водоросли)

-Название какого ядовитого растения леса связано с названием зверя? (волчье лыко)

-Как облегчить боль при помощи растения, если ты натёр ногу в пути? (подорожник)

-Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

-Почему в сухую погоду стрижи и ласточки летают высоко, а в сырую – над самой землёй? (в сырую погоду тяжёлый воздух не даёт им высоко подниматься)

-Что за птица с чёрно-белым оперением за свои действия получила название «воровка»? (сорока)

-Как называется крупная лесная кошка с характерными чёрными кисточками на ушах? (рысь)

-Словно царскую корону, носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, любит снежные луга? (олень)

-На овчарку он похож: что ни зуб, то острый нож. Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть (волк)

-По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица (белка)

-Не зверь, не птица, а нос как спица (комар)

-Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза)

- Лысеющий на ветру цветок (одуванчик)

-Назови одним словом деревья, кустарники, травы (растения)

-У кого самый длинный, но не болтливый язык? (у дятла)

-Зимуют ли птицы в скворечнике? (нет)

-Кто меняет шубу два раза в год? (белка, лиса, заяц)

- Какая птица носит имя девочки? (галка)

- Какая птица хорошо видит ночью? (Сова)

Подводятся итоги Брейн – ринга. Победителям вручаются «медали»

Чтец:

Одари свой край чуткой нежности,

 Помоги ветрам веять свежестью,

 И зерну помоги вызреть колосом,

 Помоги лесам быть дремучими,

 Грусть грустить ивняку по над кручею,

 Помоги реке быть глубокою.

 Ты цветам помоги ковры выстелить,

 Птицам помоги облетать крыло,

 Делай все любя, чтобы впрок пошло.

 Помоги всему, чем Земля красна.

 Пусть в сердцах людей зазвенит весна!

 Не пойди по земле незамеченным!

 Не дай сделать мир покалеченным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по русскому языку

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе....

Литературный брейн-ринг

Литературная игра-викторина для учащихся 3-4 классов. Материал игры поможет учителю начальных классов организовать проведение недели литературного чтения или поможет в организации внеклассной работы п...

брейн-ринг по сказкам

скачала с одного из сайтов. провела мероприятие в гпд- детям очень понравилось.  особой предварительной подготовки не требует....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

Брейн-ринг по математике 3 класс

Вопросы на развитие мышления, выявления интеллектуального уровня  для учащихся 3 кл....

Интеллектуальная игра. Брейн ринг по сказкам А.С. Пушкина

  Развивите памяти, мышления, речи, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы.  Воспитание любви к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству  А.С....

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».

Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна    Класс делится на три команды, каждая команда пр...