Удивительные обитатели болота Рыжуха.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Симонина Наталья Викторовна

Урок окружающего мира по программе Гармония, по учебнику Поглазовой О.Т. 4 класс. Урок открытия новых знаний на основе краеведческого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия №1 п. Навля»

Конспект  урока

по окружающему миру

по теме:

« УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОБИТАТЕЛИ БОЛОТА РЫЖУХА»

   

Подготовила:

Учитель начальных классов

 высшей категории

Симонина Н.В.

Навля 2013

Цели урока:

-дать первоначальное понятие о болоте;

-познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот;

-рассказать об  охране болот;

- познакомить с памятником природы Навлинского района « Болото Рыжуха»;

- познакомить с удивительными обитателями болота Рыжуха;

-развивать познавательные интересы детей,умения выступать на уроках с сообщениями;

-воспитывать бережное отношение к природе.

                Методы:

Частично - поисковый,

проблемный, объяснительно –иллюстративный

           Приемы:

Урок –  аукцион

Тип урока:

Изучение нового материала

Оборудование: компьютерная  презентация, гонг, букет с орхидеями, орхидеи для рефлексии, корзины, листы с животными и растениями болота Рыжуха.

                     

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на урок я принесла букет. Кто знает из каких цветов он состоит? (Орхидеи)

- Действительно, ребята. Это орхидеи У нас есть в классе девочки, которым эти цветы нравятся. И они подготовили небольшие сообщения об этих цветах. Слайд 1 (изображение орхидеи)   1 ученица расскажет стихотворение.

1 уч.: На болоте среди кочек
Вырос маленький цветочек,
Лепестки его - краса,
В них сияют небеса.

Ну а если дождь пролился,
В каждой капле отразился
Солнца луч на лепестках.
Кто увидит, скажет: "Ах!"

Пахнет нежным ароматом,
Солнце тешит его златом,
Богу радует он взор.
Не подумай: "Это сор".

Не сорви, чтоб расстоптать,
Пчёлке мёд он может дать,
Из таких вот мелочей
Красота Планеты всей!

Слайд 2 ( видео об орхидеях)

2 ученица подготовила проект «Легенду о происхождении орхидеи»

Красивая легенда - о происхождении орхидей - зародилась в Новой Зеландии. Племена маори, очарованные красотой орхидей, были уверены в их божественном происхождении. Давным-давно, задолго до появления людей, единственными видимыми частями земли были заснеженные пики высоких гор. Время от времени солнце подтаивало снег, заставляя тем самым воду бурным потоком спускаться с гор, образуя при этом восхитительные водопады. Те, в свою очередь, бурлящей пеной неслись в сторону морей и океанов, после чего, испаряясь, образовывали кучерявые облака. Эти облака в конце концов совсем заслонили от солнца вид на землю.

Однажды солнцу захотелось проколоть этот непроницаемый покров. Пошел сильный тропический дождь. После него образовалась огромная радуга, обнявшая все небо. Восхищенные невиданным доселе зрелищем бессмертные духи - единственные тогда обитатели земли - стали слетаться к радуге со всех даже самых отдаленных краев. Каждому хотелось отхватить местечко на разноцветном мосту. Они толкались и бранились. Но потом все уселись на радугу и дружно запели. Мало-помалу радуга прогибалась под их тяжестью, пока наконец не рухнула на землю, рассыпавшись при этом на несметное количество мелких разноцветных искорок. Бессмертные духи, доселе не видевшие ничего подобного, затаив дыхание наблюдали за фантастическим разноцветным дождем. Каждая частичка земли с благодарностью приняла осколки небесного моста. Те из них, которые были пойманы деревьями, превратились в орхидеи. С этого и началось триумфальное шествие орхидей по земле. Разноцветных фонариков становилось все больше и больше, и уже ни один цветок не осмеливался оспаривать право орхидеи называться королевой цветочного царства.

- Девочки рассказали нам о комнатных растениях. А есть родственники этих орхидей, которые встречаются в дикой природе.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а вы знаете, родственников этого  цветок можно найти и в нашем Навлинском районе. Вы хотите узнать где? (Да)

- А чтобы узнать, выполните следующее задание: Отгадайте кроссворд и узнайте, а где же встречаются эти удивительные цветы орхидеи.

Слайд 3 ( кроссворд)

  1. Уменьшенная модель Земли. (глобус)
  2. Наука, занимающаяся описанием Земли.(география)
  3. Линии на карте, которые указывают направление с запада на восток. ( параллели)
  4. Как называется точка на поверхности глобуса, через которую проходит ось. ( полюс)
  5. Параллель, которая условно делит Землю на два полушария: северное и южное. (экватор)
  6. Наука о звездах( астрономия)              

- Так где мы с вами можем встретить родственников этих  удивительных цветов? ( На болоте)

- Как не странно, в Навлинском районе есть болото Рыжуха, на котором можно встретить эти удивительные растения.

4. Сообщение темы  урока и постановка учебных задач.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Болото Рыжуха)

- А если быть точнее « Удивительные обитатели болота Рыжуха» ( Слайд 4 )

- Я приглашаю вас на обычный урок, а на урок –аукцион. Кто знает что такое аукцион? ( Ответы детей)

- В толковом словаре говорится « Аукцион – продажа товаров с торгов, с молотка, с публичного торга.» Вот перед вами «гонг» -  металлический круг, звук которого извещает об окончании торга. Товарами, лотами будут служить вопросы, на которые вы хотите получить ответы на нашем аукционе по теме: « Удивительные обитатели болота Рыжуха»

- Итак, определи наши лоты  - вопросы. Что бы вы хотели узнать о болотах? Задайте вопрос со словом как и где? (появляется строка на слайде) ( слайд 5)

1. Как и где образуются болота? Где находится болото Рыжуха?

2.Что растет на болотах? Что растет на болоте Рыжуха?

3. Кто живет на болтах? Кто живет на болоте Рыжуха?

4. Почему обитатели болота Рыжуха удивительные? Как сохранить удивительных обитателей болота Рыжуха?

- Вот эти вопросы мы сегодня и попытаемся продать на нашем уроке.

5. Изучение нового материала.

А) Лот первый « Как и где образуются  болота? Где находится болото Рыжуха?»

- Вспомним, что представляет человек при слове « болото»? ( грязь, трясину, насекомых и т.д.)  

- А  какой смысл люди вкладывают  в слово «болото» в переносном  значении? ( что-то нехорошее) ( слайд 6)

 С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водяная гладь, небольшие кустарники и деревья на островах. Все застыло. Все окутано туманами.

Слайд 7 ( Изображение озера, реки ручья)

- Посмотрите на слайд и скажите, что могло быть на месте болот?  ( озеро, мелкие реки)

Показ слайда 8-24 ( как происходит зарастание болота)

-Посмотрите на слайды и скажите, как вы думаете, какой процесс здесь изображен? ( ответы детей)

- Изображен процесс зарастания болота, а точнее один из способов образования болот.

 Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоемов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров.

Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются
вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина
постепенно  смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше.
Заросшее озеро превращается в болото ( слайд 25 схема как образуются болота)

- Чего много, в избытке на болоте?  (воды)

- А как вы думаете, что такое болото?  (место, где много воды)

 Прочитаем, что такое болото на слайде. ( слайд 25 Болото - это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве.)

- Что появилось в определении вам непонятное?  ( природное сообщество)

- Как вы думаете, что такое природное сообщество? (ответы)

- Природное сообщество – это единение живой и неживой природы, которое образуется в определенных условиях окр. среды. В этих сообществах каждый отдельный организм влияет определенным образом на все остальные, а также на себе испытывает их влияние.  ( слайд 26)

- Как обозначаются болота на картах?  ( обрывистыми линиями, пунктирными)

- Посмотрите на карту, скажите, где вы видите крупное болото?  ( слайд 27)

-Это болото Рыжуха.  Болото Рыжуха расположено в 13 км к юго-западу от п. Навля на территории Алтуховского и Борщевского лесничества.

- Итак, за какие знания мы продаем наш первый лот?

1. Болота возникают из-за заболачивания почвы.

2. Из-за зарастания водоемов

3. Болото Рыжуха находится к юго-западу от Навли на территории Алтуховского и Борщевского лесничества.

Молодцы. Наш первый лот продан.  (Звучит гонг)

Б) На аукцион выставляется лот второй:  Что растет на болотах?

- Чего много на болотах, в избытке?  (воды)

Какие растения будут расти на болотах?   (которые любят воду)

- Как называют такие растения?  (влаголюбивые)

_ Как вы думаете, будут ли на болотах расти крупные, мощные деревья? Почему?   (ответы)

- Чтобы узнать, какие еще группы растений растут на болотах, прочитайте  учебник на  с. 26 ( ч. 2). Работа  в парах заполните схему на карточке 2.

Мхи_________________________________________________

Травянистые___________________________________________

Кустарники_____________________________________________

Деревья_________________________________________________

Необычные_______________________________________________

- О каких группах растений вы прочитали? ( О мхах, травянистые растения, кустарники, деревья)  

Слайд 28-29 Растения болот ( появляются названные растения)

- Прочитайте информацию на карточках. Назовите растения, которые встречаются на болоте Рыжуха.  ( Слайд 30 -32  Растения Болота Рыжуха)

(   На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

-  Как вы думаете, почему названия растений на слайде выделены красным цветом? ( они занесены в Красную книгу)

- А почему растения заносят в Красную книгу?  ( Потому что они становятся редкими или исчезают)

- Действительно , на территории болота Рыжуха произрастает 4 вида растений, внесенных в Красную книгу  РФ и 25 видов, внесенных в Красную Книгу Брянской области.

- Вспомните, с чего начинался наш урок, о каком растении мы с вами говорили? (Орхидеи)

- А как вы думаете, а какой из этих растений родственник орхидеи?  

- За какие знания мы продаем лот «Что растет на болоте?»

1. На болоте растут мхи, травы, кустарники, насекомоядные, низкорослые деревья.

2. На болоте Рыжуха растут редкие виды растений.

- Молодцы, и второй лот продан. ( Звучит гонг)

В) Вашему вниманию предлагается третий лот « Кто живет на болотах?»

- Как вы думаете, а какие группы животных могут жить на болоте? Почему?

- Какие должны быть у них приспособления, чтобы жить на болотах?

- Чтобы узнать, а кто же именно  обитает на болотах, прочитайте учебник на с. 26-27 (ч.2) и заполните таблицу.

Птицы

Животные

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

- Сверьте свои таблицы с моей таблицей. Если все как на слайде, то вы справились верно. ( Слайд 33)

- Как вы думаете, почему цапли выращивают свое потомство на болотах? ( Много пищи, безопасно, не могут добраться люди)

- Рассмотрите листы с изображениями тех животных, которые встречаются  на болоте Рыжухе и дополните ими таблицу. (слайд 34)

( Украинская минога, русская быстрянка, большой подорлик, малый подорлик, змееяд, средний дятел, черный аист, , глухарь, выдра речная, орешниковая соня )

- Сверим, что у вас получилось. Почему они тоже выделены красным цветом? ( Потому что они тоже внесены в Красную книгу)

- Итак, за какие знания мы продаем наш третий лот?

1. На болотах живут птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие заходят только в гости.

2. На болоте Рыжуха обитают животные, внесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Брянской области.

- Молодцы, ребята. И третий лот продан.  ( Звучит гонг)

6. Физ. минутка (слайд 35)

Ребята, вы хорошо работаете на аукционе, поэтому я предлагаю вам отдохнуть. А отдых у нас будет пассивный. Я предлагаю вам закрыть глаза и расслабиться, представить картину, которую я буду описывать.

Это растения  сделали болото  такими разнообразными и душистыми, поскольку их было чрезвычайно много – синих, красных, белых, оранжевых, всяких-всяких. Смотришь – и глаза разбегаются. Каждая пчелка, каждая букашка летит к какому-то цветку, как к знакомому. Вот багульник с белыми цветами. На нее сел мотылек с цветистыми и легкими, будто лепестки, крылышками. А вон росянка качает раз в раз головкой и будто зовет: день-дзень, я здесь! Глядь, а к ней  шмель в гости! Секунда и попал шмель в капкан росянки. А присмотреться пониже мох, – это же просто чудо! Кто здесь только не странствует: мурашки своей слаженной командой проторяют тропу к своему замку, черненькие жучки, спешащие так, будто опаздывают на какие-то торжества, маленькие мотыльки, которые спустились вниз отдохнуть от своих хлопот…

Удивительный мир! И хочется к нему прислушаться, уловить каждый шорох, это так увлекательно и чрезвычайно интересно. Я будто превращаюсь в путешественника, который странствует этим сказочным миром под названием Природа.

  1. Подведение итогов

Выставляется последний лот «Почему обитатели болота Рыжуха удивительные? Как сохранить удивительных обитателей болота Рыжуха?»

- Ребята, а вы можете мне сказать сами, почему обитатели болота Рыжуха уникальны? ( Растения и животные занесены в Красную книгу)

- Действительно, очень много растений и животных, которые встречаются на территории болота Рыжуха, занесены в Красную книгу РФ и Красную книгу Брянской области. Если эти обитатели занесены в красную книгу, то что мы должны с ними делать? ( Мы должны их охранять)

- А как можно сохранить обитателей болота, что для них значит само болото? ( Болото – это их дом, надо сохранить само болото)

- Предложите, что нужно сделать, что бы сохранить болото?  ( слайд 36)

1. Не осушать болота

2. Не загрязнять и не захламлять территории болот и пограничные территории.

3. Запретить охоту на животных болот.

4. Запретить сбор цветов и трав, растущих на болоте.

-Такие меры были приняты и по отношению к болоту Рыжуха. В 1995 г. его объявили памятником природы областного значения. Все виды деятельности, которые наносят вред природе, запрещены и наказуемы. Территория болота охраняется государством. (слайд 37)

- Итак, за какие знания, мы продаем наш последний лот?

1. Растения и животные болота Рыжуха уникальны, так как очень редкие.

Чтобы сохранить уникальных обитателей, необходимо охранять болота. Особенно ценные объявлять памятниками природы, заповедниками.

_ Молодцы, ребята. И последний лот продан. ( Звучит гонг)

  1. Рефлексия

Давайте же вспомним, какие товары были у нас на аукционе и за какие знания мы их продали.

Дополните схему: (слайд 38)

                                 Запомнил….  

                                  Узнал….        

 Я                                    

                                     

                                 Затрудняюсь…

- Весь товар продан. Вы молодцы, ребята. Хорошо покупали мой товар. Я подготовила для маленькие подарки – бумажные орхидеи, что бы вы любовались ими, а не рвали живы цветы.

- У вас на столе лежат мини- орхидеи. Если у вас от урока хорошее настроение ( вы все поняли) – положите их в корзину с красным бантом, если не очень хорошее ( что- то непонятно) -  в корзину с синим бантом.

10. Дом. задание:

Фото –репортаж « Обитатели болота Рыжуха»

                                                           

Растения болот

Мхи_________________________________________________

_____________________________________________________

Травянистые___________________________________________

_______________________________________________________

Кустарники_____________________________________________

_______________________________________________________

Деревья_________________________________________________

________________________________________________________

Необычные_____________________________________________

_______________________________________________________

Растения болот

Мхи_________________________________________________

_____________________________________________________

Травянистые___________________________________________

_______________________________________________________

Кустарники_____________________________________________

_______________________________________________________

Деревья_________________________________________________

________________________________________________________

Необычные_____________________________________________

_______________________________________________________

Животные болот

Птицы

Животные

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Обитатели воды

Животные болот

Птицы

Животные

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Обитатели воды

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)

На территории болота Рыжуха произрастают: венерин башмачок, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный, береза приземистая, дремлик болтный, сон –трава, алтей лекарственный, лук медвежий и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Болото и его обитатели" Окружающий мир 2 класс ОС школа 2100 А.А. Вахрушев

Тема :Болото и его обитатели Тип урока: открытие нового знания побуждающим диалогом Цели: 1. познакомить уч-ся с животными и растениями болот, их профессиями» в экосистеме 2. Познакомить учащихся с ро...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....

Болота и их обитатели

Детям на уроке предстоит узнать об обитателях данного сообщества, их особенностях, развивать умение ориентироваться по карте, формировать навыки самоконтроля, воспитывать бережное отношение к природе ...

Урок окружающего мира "Экосистемы болота. Болото и его обитатели."

Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот....

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Особенности болота и его обитатели"

Конспект урока окружающий мир, 3 класс Тема урока "Особенности болота и его обитатели" На уроке присутствует сказочный персонаж — Кикимора. Во время урока дети работают в группах, выполняя зада...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...