Болота и их обитатели
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Степанова Наталия Львовна

Детям на уроке предстоит узнать об обитателях данного сообщества, их особенностях, развивать умение ориентироваться по карте, формировать навыки самоконтроля, воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_boloto.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира.

Тема: «Болота и их обитатели».

(учебник «Ознакомление с окружающим миром» под ред. А.Вахрушева)

Цели: дать детям представление об обитателях данного сообщества, их особенностях, развивать мышление, воображение, умение ориентироваться по карте, формировать навыки самоконтроля, воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам.

Оборудование: листы с тестовой работой, текст загадки, стихотворений и поговорок, гербарий, цветные карандаши, карточки со словами к предложениям, аудиозапись песенки Водяного из м/ф «Летучий корабль», карточки с условными обозначениями песков, болот и озера, схема маршрута путешествия, контурная карта (индивидуальная и демонстрационная), учебники.

Ход урока.

1. Организационный момент, постановка целей и задач урока.

Наша планета - Земля-

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птичка поет,

Песнею день начинает.

-Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в места, о которых люди издавна рассказывали множество загадочных историй. Посмотрите, на схеме я изобразила наш маршрут.

На доске:

СБОР  БАГАЖА      - На этом этапе мы проверим запас ваших

                                       знаний, проведя тестовую работу.

ИЗУЧЕНИЕ              - Мы продолжим изучение языка карт,

МЕСТНОСТИ            вспомнив условные обозначения, которые

                                       используются на картах, проанализируем местонахож                    

                                       дение некоторых объектов.

НАБЛЮДЕНИЕ       - Узнаем новые названия растений и животных,

ЗА  ПРИРОДОЙ        их особенности, познакомимся с названиями                         

                                      некоторых полезных ископаемых

ПОПОЛНЕНИЕ       - Приобретем новую полезную информацию.

     БАГАЖА

       

2. Тестовая работа (см. приложение).

3. Вводная беседа (изучение местности). - Итак, мы отправляемся в путь. Для начала вставьте пропущенные слова в предложения, записанные на доске, чтобы получились верные высказывания.

На доске: Начало реки- исток, место впадения- устье. Вода в реке всегда течет вниз. На карте река обозначается синим цветом.

Равнины- это ровные или холмистые участки суши. Они обозначаются на карте желтым и зеленым цветом.

 ( Подчеркнутые слова прикрепляются к доске по мере называния их детьми)                                           |

-Что же часто происходит с водой на равнине? (Она скапливается и

застаивается).

-Как называются участки суши, на которых скапливается и застаивается вода,

вы узнаете, отгадав загадку.

На доске:     Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги.

(Болото) Учитель открывает тему на доске.

-    Какое условное обозначение на карте соответствует болотистой местности? (Дети выбирают из предложенных обозначений условный знак болот методом исключения уже изученных).

-    Откройте физическую карту Евразии (с. 58-59 в учебнике). Она уже вам знакома. Посмотрите, в какой части материка наибольшее скопление болот? (На севере). Как догадались? (Нанесено условное обозначение).            

-    Почему болота не встречаются на юге? В горах? (На юге вода быстро испаряется и не успевает застояться, а в горах она не скапливается, так как стекает вниз).

-    Что же называется болотом?

Болота - это участки суши на которых скапливается и застаивается вода. -Итак, мы с вами идем на болото. Но что это? Слышите? Чьи это голоса?

Физминутка.

(Звучит песенка Водяного и фрагмент сказки).

 -Водяной поет, что жизнь на болоте скучна, да и люди говорят о болотах негативно, все тоскливое и унылое связывают с описанием этих мест. Послушайте, какие поговорки я нашла.

Учитель читает:

Болото без черта не бывает.

В болоте тихо, да жить там лихо.

На болоте все гнилью пахнет.

Стоячее болото гниет. 

4.  Ознакомление с обитателями болот (наблюдение за природой).

-На болотах живут особые растения, которые приспособились к избытку влаги. Вы можете их видеть на гербарии. Рассмотрите эти растения внимательно. Перед вами мох сфагнум, клюква, морошка, брусника. Чем же они интересны? Давайте об этом прочитаем в учебнике на с.36.

Дети читают, пересказывают прочитанное

 -Мох сфагнум интересен еще и тем, что он растет всю жизнь. Нижняя его часть отмирает и спрессовывается, образуется торф- ценное полезное ископаемое. Люди используют его как топливо и удобрение, а так же в строительстве, как теплоизоляционный материал.

-Давайте с вами вспомним, каких обитателей болот упоминал в своей песенке Водяной. (Дети отвечают, называя животных, населяющих болота). -Рассмотрите внимательно клюв кулика. Почему он такой тонкий и длинный? (Чтобы было легко доставать насекомых из мха).

 -Перечислите, пожалуйста, еще раз, какие животные и растения можно встретить на болоте, чем они интересны и полезны.

5.  Первичное закрепление (пополнение багажа).

Задание 1. Из предложенных на рисунке в учебнике вещей, выберите то,

что необходимо взять с собой, отправляясь на болото за клюквой.

Задание 2. Работа с контурной картой.

-Раскрасьте контурную карту, соблюдая указанную цветовую гамму. Где может находиться болото? (В низине, там, где скапливается и застаивается вода). Нарисуйте там условное обозначение болота.

Задание 3. Охрана богатств болотистой местности.

-Соедините стрелочками рисунки с изображением природных богатств болот с рисунками, на которых показано, как они используются людьми.

6. Домашнее задание: с.36-38.

7.  Итог урока.

-Нужно ли охранять болота? Почему? (Потому что это часть природы нашей

планеты).

-Закончить наше путешествие мне хотелось бы стихотворением:

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы-

И до земли ей поклонись.

Приложение.

Тестовая работа

1. На карте изображают...

а) небольшие участки земли;

б) большие участки земли.

2. Глобус отличается от карты...

а) размером и формой; б)цветом и формой;

в) размером и цветом.

3. Равнины на карте изображаются...

а) коричневым цветом;

б) синим цветом;

в) зелёным и жёлтым цветом.

4. Река начинается с...

а) устья;

б) истока.

5. Озёра отличаются от рек тем, что вода в них...

а) течёт вниз;

б) стоячая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Болото и его обитатели" Окружающий мир 2 класс ОС школа 2100 А.А. Вахрушев

Тема :Болото и его обитатели Тип урока: открытие нового знания побуждающим диалогом Цели: 1. познакомить уч-ся с животными и растениями болот, их профессиями» в экосистеме 2. Познакомить учащихся с ро...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....

Урок окружающего мира "Экосистемы болота. Болото и его обитатели."

Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот....

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Особенности болота и его обитатели"

Конспект урока окружающий мир, 3 класс Тема урока "Особенности болота и его обитатели" На уроке присутствует сказочный персонаж — Кикимора. Во время урока дети работают в группах, выполняя зада...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Болото и его обитатели"

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Болото и его обитатели"...