Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Болото и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Болото и его обитатели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 06.04.2021                                                                                                                                      ФИО учителя Кузнецова В.С

Школа: №22                                                                                                                              ФИ студента Дьячкова Ек., 41 гр.

Класс: 3 «А»                                                                                                                     ФИО методиста Лебедева Е.Ю.  

Кабинет: 312                                                                                                                                                             Подпись____________________

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема «Болото и его обитатели»

Цели деятельности учителя: Формирование представлений о природном сообществе и экосистеме; отличии между естественными и искусственными природными сообществами;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: определения понятий «цепь питания», «растения болот», «животные болот».

Уметь: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой  природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

Личностные:

- уметь наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов;

- выявлять причинно-следственные связи в окружающей природе;

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах;

Тип урока: «открытие» нового знания;

Оборудование: УМК«ПНШ»; учебник: по окружающему миру, Федотова О.Н. Трафимова , 3 кл. (2 ч.); Рабочая тетрадь Федотова О.Н. Трафимова, 3 класс, 2 часть,  презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Методы;

1)Словесные: беседа, анализ высказывания.

2)Наглядные : презентация.

1 мин

-Здравствуйте ребята, улыбнитесь своему соседу по парте и присаживайтесь.

- Наш урок я хочу начать с таких слов.

- Приветствуют учителя.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л:Самоопределение к деятельности.

Р:Саморегуляция.

II. Актуализация знаний и мотивация

1)Словесные: беседа, диалог.

2)Наглядные: презентация, видео.

 

5 мин

- Слайд 1,2

- Назовите большую тему, которую начали изучать на нескольких последних уроках.

Назовите, какие природные сообщества вы уже знаете?

Слайд 3

Проверим, насколько внимательны вы были на предыдущих уроках.

 У вас на партах лежат карточки. Соедините линиями природные сообщества и их обитателей. (Приложение №1)

Карточка №1

малина                        луг            

дуб

лён                               лес              

 клевер

тимофеевка                     поле

рожь

Карточка №2

дят                                             луг

мышь        

полёвка

колорадский жук                     лес

косуля

трясогузка                               поле        

канюк

Проверим.

Поменяйся карточкой  с соседом. Он пусть проверит твою, а ты – его. Взаимопроверка

Слайд 4-5

-Скажите, с каким природным сообществом познакомились на прошлом уроке?

-Какие бывают водоемы( группы можно   определить) по происхождению ?

Предлагаю выполнить тест, который покажет, как усвоена эта тема. Затем выполните проверку и оцените свои знания (  0ош- «5» ; 1ош.-«4»; 2ош.-«3»; более –«2».)

Тест  «Экосистема озера»

Тест «Природное сообщество - озеро»

1.Озера располагаются…..

а)    на ровной поверхности суши;

б)    в углублениях суши

2.Растения озера – это

а)     кувшинка, элодия, ряска;

б)    одуванчик, вьюнок, осот

3.Обитатели озера –

а)     плотва, щука, дафнии,

б)     кит, крот, майский жук

4.Цепи питания-

а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов

5.К искусственным водоемам относятся…

а) реки, моря, океаны;

б) водохранилища, пруды, каналы;

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.

Проверь свою работу и оцени (по слайду 5)

У кого какой результат?

- Во что превращается бессточный водоем, например озеро или пруд ?

Сегодня мы познакомимся ещё с одним сообществом.

Послушайте загадку и определите, о чем будем говорить, сформулируйте тему нашего урока

1.   Все обходят это место

   Здесь земля как будто тесто

  Здесь осока, кочки, мхи…

   Нет опоры для ноги.

Находят ошибки и комментируют их

Оценивают ответы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачиами и условиями коммуникаци

III. Постановка учебной задачи

1)Словесные: беседа, анализ.

2)Наглядные: презентация.

2 мин

Целеполагание

Формулировка темы

- Какая тема нашего урока ?

-Какие мы можем поставить цели на сегодняшний урок?

-« Болото его обитатели»

- Узнать, что такое болото.

- Познакомиться с животными, которые живут на болотах.

Р: определяют тему и цели урока;

IV. Открытие нового знания.

1)Словесные: беседа, диалог.

2)Наглядные: презентация, карточки, видео.

3)Практические: составление кластера, работа в группах.

13 мин

-- С чем ассоциируется у вас болото? (кочки)

               

Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме? Заполните лист

Начало урока

Окруж. мир

Конец урока

Окруж. мир

Знаю все

Знаю все

Знаю, но не все

Знаний стало больше

Знаю мало

Ничего нового не узнал

Ничего не знаю

Могу рассказать другим

 Самооценки на начальной стадии

Болото – широко распространенное в нашей стране природное сообщество.

Болота  и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв.м.

- Как вы думаете, как образуются болота?

  - Кто из вас был когда-нибудь на болоте? Или что-то читал, видел в кино или на картинках.  (Слайд болота)

         

Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на экскурсию по болоту.

А по пути будем знакомиться с его обитателями.

-Что вы еще знаете о болоте?  

Сообщение 2 уч-ся о болоте. Методичка С 161 (Слайд болота)

1   растения

2  животные

3 питательные цепочки

4 значение болот

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачиами и условиями коммуникаци

Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя.

П: поиск и выделение необходимой инфомаци

Физминутка

V. Первичное закрепление во внешней речи

1)Словесные: беседа, анализ текста.

2)Наглядные: карточка.

3)Практические: работа с карточкой.

3 мин

Работа в группах  

1группа – о растительности С.65-66

2группа – о животных С.67- 68.

3группа – о питательных цепочках С.68 ;

4группа – о пользе для человека

Задания на карточках

Отчет групп

4.2 растительный мир.

Есть ещё много интересных и полезных растений. О некоторых из них ребята подготовили вам рассказы.

1)багульник                            Слайд 19-21

2)пузырчатка 

3)росянка  

4)пушица  

5)аир    

4.3. Животный мир болот.

А теперь посмотрите на рисунок учебника на с.67.

-Выскажите предположение, как они приспособились к обитанию во влажных  местах?

1)      Рассказ уч-ся о выпи    Слайд 22

2)      Филин   Слайд

3)      Водяная крыса   Слайд

4.4 Польза для человека

К сожалению, для большинства людей болота представляют собой пустыни. На них не растёт лес, нельзя выращивать сельскохозяйственные культуры. Они неудобны для строительства и прокладывания дорог.

       В некоторых местах люди пытаются улучшить болотистые территории. Например, через куминское болото проложена железная дорога, планируется строительство дороги с твёрдым покрытием, для автомобильного транспорта, до г. Тюмени.

      Болото приносит человеку неоценимую пользу. Какую?

- Расскажите, что узнали нового для себя и интересного?

1группа – о растительности С.65-66

 На болотах живут лишь немногие растения. Багульник, голубика, морошка, пушица. аир. Встречаются и деревья: ива, ель, берёза, кое –где встречаются чахлые сосны. Растут здесь и грибы.А еще есть необыкновенные растения - хищники  - росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых, Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеиваются к нему.

1 Мох меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

 На кочке мох без ножки

Куда ни глянь - растёт.

Он снизу — беловатый, повыше - зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

2    Сфагнувый мох имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие

3.  Но сфагнум не единственный представитель  растительного мира болот. На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

2группа – о животных С.67- 68.

1.На болотах живут лишь немногие животные, а лишь такие животные, которые чувствуют себя уютно среди кочек, болотных трав, трясин, зеркалец воды. Болото для них и надёжное укрытие, и место, где можно кормиться и выводить потомство.

 На  болотах лакомятся сладкими  ягодами белые куропатки, сочными частями растений – косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы. Можно встретить ужа и болотную гадюку.

4.Слышали  ли поговорку: «Всякий кулик свое болото  хвалит?» Это говорит о том, что народ давно заметил, что кулик – птица болотная. У этих птиц длинный  клюв, который помогает им находить личинки комаров. У цапель и журавлей длинные тонкие ноги с перепонками между  пальцами, что позволяет птицам  ходить по топкой  болотной грязи,  не проваливаясь. А питаются эти птицы  лягушками моллюсками, червями, которых много на болоте.

3.Вечерами и ночами на болоте слышен чей – то рёв. Глухой, страшный. Будто кто-то ударил в большой барабан – и он загудел. Или бык заблудился в болоте и зовет хозяина, ревёт. Что только люди ни рассказывали по этому поводу – будто водяной кричит, или леший с ним повздорил.  Кто же это? Это выпь.

2..Здесь также можно встретить   лягушку, жабу, тритона, ужа, гадюку, бобра и водяную полёвку, кулика, журавля, цаплю, уток, заходят лоси, косули, кабаны.

3группа – о пользе для человека

-Что полезного для человека на болоте вы узнаете, прочитав статью на странице 111 (хрестоматия)

Болота приносят большую пользу.

 Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озера. Во время дождей мхи болот впитывают лишнюю воду, как губка и в засушливые годы спасают водоемы от высыхания.

Во-вторых, болота – прекрасные природные фильтры .Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода.

В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения –клюква, морошка, голубика.

В- четвертых, на болотах растет немало лекарственных растений. Например, сфагновый мох в годы Великой Отечественной войны использовался как перевязочный материал.

В- пятых, болото – природная фабрика торфа, который используется и как топливо, и как удобрение.

В- шестых, это места обитания многих редких растений и животных, которые и кормятся там, и потомство выводят.

Ответы детей.

Читают текст учебника по абзацам, фиксируя свои заметки в путевом листе

Работают в группах

Отчитываются о результатах работы в группах.

Слушают сообщения, делятся впечатлениями.

Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя.

Р.: контроль

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

1)Словесные: беседа.

3)Практические: составление памятки.

5 мин

Самостоятельная работа

Практическая работа в группе

Составим цепи питания   – карточки (на доске)

Цепи питания:

Брусника, гадюка, лягушка,  канюк, комар;

Комар,  цапля, лягушка

Проверка.

Выполнение тестов «Проверь себя(Слайд 36)

1.Выбери правильное утверждение:

Болото – засушливые участки суши.

Болото – избыточно увлажненные участки суши.

2.Что не растет на болоте?

Малина

Клюква

Пушица

Лён

Багульник

3.Кто не живёт на болоте?

Лисица

Кулик

Ондатра

Гадюка

Жаворонок        

Самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют по эталону.

- Цепи питания:

Клюква>куропатка>лунь

Водоросли>рачки>карась>щука

Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя.

Р.: контроль

П.: выполнение упражнения

VII. Включение в систему знаний.

1)Словесные: беседа.

2)Наглядные: презентация, учебник.

3)Практические: тестирование, анализ рисунка.

4 мин

Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - болото, его интересными растениями, разнообразными животными. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Вы узнали много нового и интересного об удивительном мире болот.

Скажите, мы доказали, что болото- это природное сообщество?

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

а)    С.65-68;   с.31(П.Т.)

б)    сообщения о…

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы.

Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя.

VIII. Рефлексия деятельности

1)Словесные: беседа.

2)Наглядные: презентация.

3)Практические: самоанализ.

3 мин

- Организует рефлексию:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что на уроке хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Что бы вам хотелось еще узнать о болотах?

Где можно найти информацию?

Оцените своё впечатление от урока. (сигнальные карточки)работать.

Отвечают на вопросы.

 Подводят итоги.

Р: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...

Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Форми...