Урок по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лысенкова Ольга Петровна

Урок по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России на тему: "Водоёмы нашей страны и родного края.  Охрана водоёмов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России.                            Тема:"Водоёмы нашей страны и родного края. Почему нужно беречь и охранять воду?"

        Подготовила и провела учитель                

        начальных классов

        Лысенкова Ольга Петровна

Цель:

1. Раскрыть значение водоёмов в природе и  жизни человека, показать необходимость и способы их охраны.

2. Продолжить знакомство с разнообразием водоёмов. Дополнить представления детей о роли воды для человека; раскрыть основные факторы её загрязнения.

3. Развивать речь, мышление; обогащать словарный запас; учить сравнивать и обобщать.

4. Воспитывать экологическую культуру школьника.

Оборудование: физическая карта России; карта Московской области; магнитофон, теле и видеоаппаратура; выставка книг; рисунки с изображением рыб: омуль, осётр, голомянка.

        

                                           

                                                              Ход урока.

1. Орг. момент

Учитель

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Закройте глаза  и вслушайтесь в слова:

(звучит 9-ая симфония Бетховена)

"Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается.... Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно".

- Откройте глаза.

-Вы услышали звуки музыки. Автор посвятил её природе. Какой удивительный мир - леса, поля, реки, моря, животные. Это-природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа щедра и бескорыстна. Она даёт нам всё для жизни и требует от нас бережного и уважительного отношения к себе. Однако порой взрослые и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превратились в сточные канавы, пересохли реки и ручьи... (видеозапись)

2. Работа по теме.

Учитель.

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по родной стране, познакомимся с водоёмами и их значением в природе и жизни человека.

-Что мы называем водоёмами?

-На какие группы они делятся?

-Какие водоёмы относятся к естественным, а какие к искусственным?

-Посмотрите на физическую карту России. По её территории протекают крупные реки. Они нанесены синим цветом. Чем шире полоска, тем крупнее река. Отдельные синие пятна - это озёра.

-Покажите и назовите крупные реки и озёра нашей страны. (1 ученик показывает на карте реки; 2-ой ученик озёра.)

Реки и озёра- богатство и украшение России.

К сожалению, очень многие озёра и реки страдают от загрязнения.

-Какие примеры нарушения экологического равновесия вы можете привести?

Вывод: Если по вине людей нарушается равновесие в природе, то это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой!

3. Физминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Мы пойдём скорее в класс

Там продолжим свой рассказ.

-Посмотрите на карту Московской области.

-Какие водоёмы расположены на территории нашего края? (Ока, Москва-река, Клязьма, Пахра, Моча).

-Давайте составим рассказ-описание реки по плану на стр. 154 учебника.

4 Работа с учебником

5.Работа в группах (3 группы- "Потребители", "Биологи и врачи", "Экологи")

Вопросы для групп, время обсуждения 2минуты:

1.Какое значение имеют водоёмы нашего края в природе и в жизни людей?

2. На территории нашей области много болот. Не любят люди болота: комары, мошкара... Но в то же время экологи призывают охранять болота. Почему?

1-ая группа "ПОТРЕБИТЕЛИ" (возможные ответы)

1 вопрос

а) Украшают нашу Землю, радуют нас своей красотой;

б) Место отдыха;

в) Вода для быта и производства.

2 вопрос

а) Накапливается торф. Его используют, как топливо в жилых домах

2-ая группа "БИОЛОГИ "

1 вопрос

а) Недостаточно очистных сооружений на заводах и фабриках;

б)В с/х применяются удобрения и ядохимикаты и дождевая вода обязательно принесёт их в водоёмы;

в) Водители моют в реке свой транспорт, куда попадает бензин и масло.

2 вопрос

а) Болота - это место жизни многих растений и животных. Например, клюква. Птицы: журавли, цапли, кулики находят себе на болоте пищу.

3-я группа "ЭКОЛОГИ"

1 вопрос

а) Люди бросают в водоёмы мусор. Это опасно для людей!

б)Помощь в охране водоёмов!

2 вопрос

а) Болота очень нужны рекам. Они кладовые пресной воды. Без болот реки мелеют.

6. Обобщение

-Давайте ответим на вопрос, поставленный вначале урока.

-Почему нужно беречь и охранять водоёмы?

Учитель: Пусть на Земле не умирают реки,                                                                      Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода!

7. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....