Материалы для учителя "История России. Фонд вопросов и заданий"
олимпиадные задания по окружающему миру (4 класс) по теме

Шевченко Татьяна Валериевна

                 Корни – это, чем мы жили вчера, год назад сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов, борцов за народное дело…         В.Песков                                                 Материал для учителя состоит из подборки вопросов по истории России, может быть использован для формирования банка олимпиадных заданий, для проведения внеклассной  работы по предмету.               

 

                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФОНД ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ.

История. 4 класс.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер, корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это, чем мы жили вчера, год назад сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов, борцов за народное дело…

Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях.

                                                                                                  В. Песков

  1. Заполни таблицу.

Историческая последовательность названий нашего государства.

Период времени

Название государства

 Столица

1.

IX – XII  века

Древняя Русь

Киев, Новгород

2.

XIII- XVIII века

Москва

3.

1721-1917гг.

Россия, Российская империя

Санкт-Петербург

4.

1917-1991гг.

Москва

5.

c 1991 г.

Россия, Российская федерация

   

 Ответ. 2.Московское государство (Московская Русь)

    4.Советский Союз      (1917-1991гг.)

  1. Что умели первобытные люди? Отметь нужное.
  • Охотиться
  • Делать операции
  • Рисовать на скалах
  • Изготавливать простейшие орудия труда, оружие
  • Собирать плоды и семена
  • Делать стекло
  • Шить одежду из шкур животных
  • Пользоваться огнестрельным оружием
  • Добывать огонь

Ответ. Охотиться, рисовать на скалах, изготавливать простейшие орудия труда, оружие, собирать плоды и семена, шить одежду из шкур животных, добывать огонь.

  1. Что означает слово «орда»?

Ответ. 1.ставка хана, ханский шатер; 2.монголо-татарское государство (Золотая Орда); 3монголо-татарское войско; 4.дикая, необузданная толпа.

  1. Отгадайте ребусы.

и 100 рия      па 3 от       Р 1 а           па 3 арх

  Ответ. История, патриот, Родина, патриарх

  1. Составь дату из пропущенных в пословицах цифр. Что эта дата обозначает?

… в поле не воин.

Семь раз отмерь, … раз отрежь.

Конь о … ногах, и тот спотыкается.

У … нянек дитя без глазу.

 Ответ. 1147 год – год основания Москвы.

6) Узнай из пропущенных в пословицах цифр дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля.

Семеро с ложкой, … с сошкой.

Пошёл на все … стороны.

… раз надо сказать, на десятый только послушает.

… пальцев в одно кольцо не возьмешь.

Ответ. 1495 год.

  1. Определи по ключевым словам занятия славян.
  • Лук, стрелы, капкан, западня, есть, рогатина, рожон, медведь, куница, белка, бобр.
  • Лук, стрелы, перевесы, лебеди, гуси, цапли, сокол, ястреб.
  • Сом, осётр, судак, щука, налим, карп, лещ, карась, ёрш, бредень, сети, невод, верша.
  • Горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы.
  • Конопля, лен, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок.
  • Глина, лощение, обжиг, горшки, кашники, круг, лотки, чаши, блюда, корчаги.
  • Малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, черника, зверобой, подорожник, орехи.
  • Соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона-суковатка, поле, крестец, суслон, бабки, овёс, пшеница, рожь, ячмень, просо, горох, овин (рига), ток, гумно, оратай (пахарь), амбар, сусек.
  • Дикие пчёлы, борть, мед, бортник, лезево, веревка, кожаный пояс, чурбан.

Ответы. Охота на животных, птицеловство, рыболовство, кузнечное дело, ткачество, гончарное дело, собирательство, земледелие, бортничество.

    8) Что носили жители Руси?

а) платья, брюки, туфли;

б) джинсы, кроссовки, куртки;

в) рубахи, косоворотки, тулупы, длинные, юбки, сарафаны.

    9) Что ели в древности?

   а) картофель, помидоры, чай;

   б) каши, квас, тюрю, соленья;

   в) шашлык, кофе, сахар.

    10) Какими угощениями потчевал царь своих подданных и гостей?

  а) пироги, блины, похлебки, хмельные меды;

  б) торты, супы, пирожные ликеры.

11) Выбери названия букв древнерусского алфавита.

    а) альфа, бета, гамма, игрек;

    б) аз, буки, веди, глаголи.

12) Выбери школьные принадлежности, которыми пользовались ученики школ ХVII-ХVIII веков:

а) бумага, гусиные перья, букварь, чернила;

б) тетрадь, пенал, альбом, цирку

13) Выбери названия посуды, которую подавали на стол ХVII-ХVIII веках?

  а) графины, бокалы, вазы, амфоры;

  б) тазы, ковши, кубки, блюда.

14) Кто в России владел землей?

     а) царь, бояре, монастыри, помещики;

    б) крестьяне, рабочие, батраки, бедняки.

    15) Закончи предложения.

Бог язычников в виде статуи - …

Подать с населения деньгами, продуктами, мехами, изделиями - …

Старинное название большой лодки - …

Предмет, оберегающий, по представлению древних, от природных      стихий, злых духов, недобрых людей - …

Тапочки, сплетенные из липового лыка - …

Вооруженный отряд при князе в Древней Руси - …

Запись событий по годам (летам) - …

Слова для справок: Идол, дань, ладья, оберег, лапти, дружина, летопись.

 16) Под каким именем вошел в историю царь Петр I?

        а) Петр Грозный;          б) Петр Великий;                     в) Петр Смелый

17) Как народ называл Екатерину великую?

     а) императрица-чуземка;

     б) матушка-государыня;

     в) императрица-писательница.

18. Соедини даты и исторические события

1240-1242                              Куликовская битва

1380                                       Крещение Руси. Принятие христианства.

988                                         Невская битва. Битва на Чудском озере.

1147                                       Основание Санкт-Петербурга

1564                                       Основание Москвы

1703                                       Вышла первая печатная русская книга.

1941-1945                              Бородинское сражение

1812                                       Великая Отечественная война против немецких                                      

                                               захватчиков

Ответ.

1240-1242                              Куликовская битва

1380                                       Крещение Руси. Принятие христианства.

988                                         Невская битва. Битва на Чудском озере.

1147                                       Основание Санкт-Петербурга

1564                                       Основание Москвы

1703                                       Вышла первая печатная русская книга.

1941-1945                              Бородинское сражение

1812                                       Великая Отечественная война против немецких                                      

                                               захватчиков

19. Выбери правильный ответ.

а) самый крупный город Золотого кольца.

           Кострома                           Ярославль                   Ростов

б) Город, в котором находится не только главный монастырь – лавра, но и знаменитый музей игрушек.

           Плёс             Сергиев Посад                Переславль-Залесский

в) Самый древний город, в котором изготовляют всемирно известные изделия в технике финифти

           Ростов                              Углич                            Суздаль

г) Город-музей, в котором 33 церкви:

           Владимир                           Ярославль                   Суздаль

д) Укажите, в каком городе находятся знаменитые Золотые ворота:

           Кострома                           Владимир                    Ростов

е) Этот город назван так же, как и чучело из соломы и рогожи:

           Кострома                           Ярославль                   Ростов

 

     ж) Город, в котором погиб царевич Дмитрий:

        Ростов                              Углич                           Суздаль

З) Город, который, как и Москва, основан Юрием Долгоруким.

           Плёс             Сергиев Посад                Переславль-Залесский

Ответ. Ярославль, Сергиев Посад, Ростов Великий, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Кострома, Углич, Переславль-Залесский.

   20. В старину лицо при барском доме или дворце, развлекавшее забавными выходками господ и гостей.

Ответ. Шут.

21. Соедини линиями левый и правый столбики.

        

Ответ.

                                                                                   

                                                                                   

22. Соедините разрозненные части древнерусских афоризмов из левой и правой колонок так, чтобы получилось целое высказывание.

1. Лучше овощная пища, предложенная с любовью и расположением,

2. Не покидай старого друга,

3. Не так огонь жжёт тело,

4. Умение коня узнаётся на войне,

5. Того считай другом, кто любит тебя,

1. а не тех, кто вокруг тебя.

2. а верный друг – в беде.

3. чем теленок – с враждой.

4. ведь новый не будет похож на него.

5. как душу разлука с другом.

Ответы: 1 - 3; 2 - 4; 3 - 5; 4 - 2; 5 - 1.

23. Разгадай крестословицу.

                      7

                1                                                   1. Его изготовляли из телячьих шкур.

  2                                                                  2. На нем писали древние египтяне.

  3                                                                       3. На ней царапали наши предки.

                                                                      4. Её изготавливали из древесины.

  4                                                                  5. На ней выдавливали буквы и цифры.

            5                                                        6. Его оплавляли, чтобы стереть надпись

            6                                                        7. Заостренная с одного конца палочка.    

                                                                           из металла или кости.

Ответ. Пергамент, папирус, береста, бумага, глина, воск, писало.  

24. Ответь: «Да - нет».

1.

Летопись – письмо, написанное летом.

Нет

2.

Монахи Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

Да

3.

Древляне, поляне, кривичи – индейские племена.

Нет

4.

Тюря – старинное кушанье.

Да

5.

Оберег – предмет, находящийся на берегу реки.

Нет

6.

Оберег – предмет, оберегающий от злых духов.

Да

7.

Ремесленник – мастер, изготовляющий изделия ручным способом.

Да

8.

Монах – одинокий человек, живущий в монастыре.

Да

9.

Лапти – обувь, сплетенная из липового лыка.

Да

10.

Онучи – тапочки, сплетенные из липового лыка.

Нет

11.

Городище – место для игры в «городки».

Нет

12.

Береста – верхний слой сосновой коры.

Нет

13.

Утварь – предмет домашнего обихода.

Да

13.

Утварь – предмет домашнего обихода.

Да

14.

Пергамент – специально выделанная кожа.

Да

15.

Вече – народное восстание.

Нет

16.

Локоть – старинная мера длины.

Да

17.

Дань – богатства, собираемые Золотой Ордой на русских землях.

Да

18.

Рыцарь – в прошлом воин, сейчас – образец воспитанного мужчины.

Да

19.

Бродячих артистов на Руси называли – трубадурами.

Нет

20.

Масленица – проводы весны на Руси.

Нет

21.

Идол – живописное изображение Бога.

Нет

22.

Даждьбог – бог дождя.

Нет

23.

Варяги – наемные захватчики.

Нет

24.

Ладья – старинное название большой лодки.

Да

25.

Скипетр, держава, корона – знаки президентской власти.

Нет

25) Соедините стрелками имена и событии, которые в истории связаны между собой.

                    Батый                                       Сергей Радонежский

Дмитрий Донской                                       Корфу

      Кузьма Минин                                        Наполеон

                 Кутузов                                          Рязань

                  Ушаков                                          Нижний Новгород

                    Ермак                                            Кучум

Ответ.

                   Батый                                       Сергей Радонежский

Дмитрий Донской                                       Корфу

      Кузьма Минин                                        Наполеон

                 Кутузов                                          Рязань

                  Ушаков                                          Нижний Новгород

                    Ермак                                            Кучум

26) Оказывается, многие предметы, машины, механизмы, которые так нужны нам сегодня, были изобретены много лет и даже столетий назад. Прочитай о некоторых таких изобретениях. Определи,  в каком в веке они появились. Покажи на «ленте времени».

 №

Изобретение

Век

1

Считают, что первый будильник (водяной!) был изобретен древне-

Греческим философом Платоном за 400 лет до нашей эры.

2

Самые древние очки нашли в гробнице египетского фараона

Тутанхамона, который правил в 1400-1392 годах до нашей эры.

3

Самые старые ножницы в Восточной Европе были найдены под Смоленском, а изготовили их около 1000 года нашей эры.

4

Первый проект машины для шитья разработал ещё в 1496 году Леонардо да Винчи.

5

Первый велосипед был изобретен мастеровым уральских заводов Артамоновым в 1801 году.

  6

Первые упоминания о шахматах относятся примерно к 570 году.

  7

В 1895 году  русский физик Попов А.С. изобрел радио.

  8

4 октября 1957 года был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

  9

Первая русская печатная книга – сборник церковных текстов «Апостол» Ивана Федорова вышла в свет 1 марта 1564 года.

 10

Первый компас сделали в Китае за 1000 лет до нашей эры. В Европе компас появился не раньше, чем 900 лет назад.

 11

Термометр изобрел  итальянский ученый Галилео Галилей в 1597 году.

К сведению

Первая телепередача состоялась 1 мая 1932 года,

Первые упоминания о пушке относятся к 1382 году, когда она была использована при обороне Москвы от хана Тохтамыша.)

Ответ. XIV в. до н. э, X в. до н.э., IV в. до н.э.,  VI в., X в., XII в., XIV в., XV в., XVIв., XIX в., XIX в., XX в.

Тест «Прошлое России»

1. Выдающимся полководцем ХХ века считают:

а) Александра Невского;

б) Георгия Жукова;

в) Дмитрия Донского.

2. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?

а) 1812-1813гг.;

б) 1941-1945гг.;

в) 1914-1916гг.

3. Как называли людей, которых можно было подарить, продать, купить?

а) крестьяне;

б) крепостные;

в) ремесленники.

4. При каком императоре Санкт-Петербург стал столицей Российской империи?

а) при Екатерине II;

б) при Александре 1;

в) при Петре Великом.

5. Выход, к какому морю получила Россия при Петре 1?

а) к Черному;

б) к Балтийскому;

в) к Белому.

6.Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве поставлен в честь освобождения русских земель:

а) от немцев;

б) от монголо-татар;

в) от поляков.

7. Кто руководил Куликовской битвой?

а) Иван Грозный;

б) Дмитрий Донской;

в) Александр Невский

8. Кто был последним императором России?

а) Александр II;

б) Николай II;

в) Екатерина II.

9. Как называлось наше государство в ХIХ веке?

а) Московское государство;

б) Древняя Русь;

в) Российская империя.

10. Кому принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою»

а)  Кутузову;

б) Ушакову;

в) Суворову..

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА

Заполни схему.

                          Государственные  символы  России

***

Отгадайте загадки.

Имеет каждая монета

Одну особую примету:

На ней орёл изображён,

А для страны как символ он.  (Герб)

Он лицо своей страны,

Узнавать мы все должны

По нему страну любую,

Как свою родную.                  (Флаг)

Много песен есть на планете,

Но такая лишь одна,

Для любого государства

Песня главная она.                   (Гимн)

В классе главный – ваш учитель,

Капитан – на корабле.

А теперь вы мне скажите,

Кто командует в стране?         (президент)

***

Конкурс. «Филворд»        

О  

 Н

 С

 Т

 И

 Т

 Я

 К

 С

 Ф

 Л

 А

 У  

 Ц

 Г

 Е

 Р

 Б

 Г

 Я

 И

 Р

 П

 Г

 С

 Е

 Л

 С

 Е

 Р

 И

 О

 Р

 И

 Т

 З

 О

 М

 Н

 А

 Ц

 О

 И

 Д

 Е

 Н

 Т

 И

 Л

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству. Ответ. флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица.

 Из оставшихся букв составь слово.  (Россия)

***
Как расположены полосы на флаге Российской Федерации?

 

***

Выберите правильный ответ.

Порядок расположения полос (сверху вниз) на Государственном флаге России:

а) белая, красная,  синяя;

б) синяя, белая, красная;

в) красная, синяя, белая;

г) белая, синяя, красная.

***

Что символизируют цвета флага?          

Ответ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.

Во все времена цвету придавали особый смысл.:

Белый цвет означает мир и чистоту,

синий - небо, верность и правду,

красный - огонь и отвагу.

***

Как называется торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства.

а) марш;         б) ода;           в) гимн

***

Обозначь строки, относящиеся к Государственному гимну Российской Федерации.

  • Широка страна моя родная!

Много в ней лесов, полей и рек…

  • Россия – Россия,

Россия – родина моя…

  • Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Ответ. Россия – священная наша держава…

***

Что такое герб?

Ответ. Герб – это символ государственной власти, эмблема, которая передается из поколения в поколение.

***

 Что собой представляет герб России?

Ответ. Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна – большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Это святой воин – Георгий Победоносец.

Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств.

***

Назовите недостающие детали к изображению фигуры расположенной на щите Российского герба.

Ответ. Не достает корон над головами орла, скипетра и державы, всадника на щите.

****

Перед вами вопросы, в которых допущены ошибки. Вам необходимо подчеркнуть цифру, под которой, по-вашему, утверждается заведомо неправильный ответ.

    1. Герб, флаг, гимн – это:

 а) символы;      б) святыни;     в) национальное достояние.

  1. Сергей Владимирович Михалков – автор гимна  

         а) «Боже, царя храни!», б) Гимна СССР;  в) Гимна Российской Федерации.

  1. В тексте Государственного гимна России есть такие слова:

а) «Россия – священная наша держава»;

б) «Россия – великая наша страна»; 

в) «Россия – любимая наша страна».

  1. Белый цвет флага символизирует:

 а) свободу;    б) благородство;    в) чистоту.

  1. Красный цвет флага символизирует:

 а) восход солнца;    б) мужество;    в)  любовь; 

  1. Синий цвет флага символизирует:

 а) честность;    б) небо;    в) безупречность;

  1. На Государственном гербе Российской Федерации изображены:

 а) скипетр;     б) держава;     в) знамя;     г) двуглавый орёл;

***

Соедини стрелкой день календаря и соответствующий ему праздник.

****

Эти слова переводятся с латинского языка как

                                                          «Заявление, объявление»

                                                          «Установление»

                                                                   «Договор, соглашение»

                                                                   «Союз, объединение»

 

Ответ. Декларация – заявление, объявление; конвенция – договор, соглашение;

            конституция – установление, федерация – союз, объединение.

***

Заполни пропуски.

Парламент – высший законодательный орган многих стран. Парламент России называется  _________________________________  . Оно состоит из ______ палат:

____________________________________________________________________ .

Ответ. Федеральное собрание; из двух палат: Совет Федерации, Государственная Дума.

 ***

         У тебя, как у каждого гражданина России, есть права и обязанности. Перечисли некоторые из них.

Ответ. Права:  на жизнь, на гражданство (это значит имеет право проживать в стране),  медицинское обслуживание,  равенство, труд, отдых, на образование, социальное обеспечение, выбор профессии

Обязанности: соблюдать законы, хорошо учиться, сохранять и беречь природу, защищать Родину, уважать взгляды, свободу других людей, культурно вести себя в классе, в школе и за её пределами, ходить опрятным, выполнять устав школы.

ТЕСТ

Выбери правильный ответ.

1. Основной закон страны называется:

 а) Конвенция;          б) Декларация;        в) Конституция;

          2. Что такое Конституция?

       а) Организация, которая следит за исполнением законов.

       б) Все правила дорожного движения.

        в) Книга, в которой записаны главные законы нашей страны.

3. Главой нашего государства является:

а) Председатель Совета Федерации;

б) Президент России;

в) Председатель Правительства России.

4. Кто не может быть главой государства?

а) президент;          б) министр;        в) король;

 5. Какого главу государства переизбирают?

а) султана;          б) королеву;        в) президента;

6. Способ управления государством, при котором власть принадлежит народу.

а)  монархия;   б) демократия,   в) диктатура;   г) республика.

7. Кто устанавливает законы в России?

а)  собрание;   б) Рада,   в) Государственная Дума;   г) парламент.

8. Что не является символом государства?

а) Флаг;          б) Кремль;        в)  герб;

9. Какая международная организация приняла Всеобщую декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка?

а) Всемирный фонд дикой природы;

б) Организация Объединенных Наций;

в)  Гринпис.

     

     10. Основной документ граждан страны:

       а)  права;   б) паспорт;    в) полис;   г) военный билет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания по сказкам, развивающие творческое мышление детей.

Материал содержит вопросы и задания по литературному чтению, направленные на развитие креативного мышления детей....

Творческие вопросы и задания о природе Краснодарского края

Творческие вопросы и задания о природе Краснодарского края В условиях повышения интереса к изучению родного края необходимо строить учебный процесс так, чтобы обеспечить “учение с увлечением”. Дл...

Олимпиада по окружающему миру. Вопросы и задания для 1-4 классов.

Вопросы и задания для проведения олимпиады по окружающему миру в начальной школе....

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Вопросы и задания к произведению А. Гайдара «Горячий камень»

Вопросы и задания к произведению А. Гайдара «Горячий камень»...

Фонд контрольно-измерительных заданий

Фонд контрольно-измерительных заданий, представленных в виде презентации....