ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по окружающему миру по теме

Вознюк Дина Рахимзяновна

В данной статье определяются актуальность и особенности работы учителя  по созданию проектов обучающимися начальной школы. Автор предлагает этапы работы по созданию проекта и  дает краткую характеристику каждому этапу.В данной статье определяются актуальность и особенности работы учителя  по созданию проектов обучающимися начальной школы. Автор предлагает этапы работы по созданию проекта и  дает краткую характеристику каждому этапу.В данной статье определяются актуальность и особенности работы учителя  по созданию проектов обучающимися начальной школы. Автор предлагает этапы работы по созданию проекта и  дает краткую характеристику каждому этапу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.02

Проектная деятельность  

обучающихся начальной школы

Вознюк Д.Р., учитель начальных классов

Россия, Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка

voznyuk.dina@yandex.ru

Аннотация. В данной статье определяются актуальность и особенности работы учителя  по созданию проектов обучающимися начальной школы. Автор предлагает этапы работы по созданию проекта и  дает краткую характеристику каждому этапу.

Ключевые слова: проектная  деятельность, компетенция, целепологание, коммуникативность,  интеллектуальность,  самооценивание.

In this article, shall be determined by the urgency and features of work of the teacher to create projects of students of primary school. The author offers the stages of works on creation of the project and gives a brief description of each phase.

Keywords: project activities, competence, goal-setting, communication,   intelligence,   self-assessment.  

   Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Сегодня в начальной школе обучающемуся должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.      

«Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ведущая педагогическая идея   учебного проекта – один из путей формирования готовности: к целеполаганию; к оценке; к действию; к рефлексии; к самовоспитанию и самообразованию.

Целью является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Предполагаемые результаты: расширение кругозора; умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; умение планировать; сотрудничать друг с другом» [1, c. 9].

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт); презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); рефлексивные  (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности,  для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает: коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться); интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи); оценочно-самооценочный.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она своеобразна.  Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на втором этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

«Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»» [2, с. 15].

Работая в обычной школе по традиционной программе, задавала себе вопросы: “Почему у учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить учебные результаты?”   При ознакомлении с той или иной темой дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли неинтересную, монотонную работу. А начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Считаю, что отсюда и возникла проблема: пассивности на уроках.  Я постоянно находилась в поиске, как сделать обучение радостным и интересным.

В результате многолетних раздумий на тему «Как научить учиться младшего школьника в современных условиях?» мной был выбран проектный метод.

В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.

“Человек рожден для мысли и действия”, -  говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.  Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Мы совершали первые шаги в проектную деятельность через коллективную творческую работу (КТР) “Моя малая Родина – Республика Алтая”. Чтобы вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; сформировать навыки совместной работы; интерес к предмету, развивать навыки публичных выступлений были взяты темы: «Горно-Алтайску - 80 лет», «Растения Республики Алтай», «Животные Республики Алтай», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая»  и другие.

Через год появились индивидуальные  проекты: «К 250-летию вхождения Республики Алтай в состав России», «Экологические проблемы Телецкого озера», «Растения – эндемики Республики Алтай» и т.д.

Эти проекты были представлены на школьных научно-практических конференциях. Младшие школьники наравне со старшеклассниками представляли свои проекты. Для учащихся начальной школы полезно привыкание к научной терминологии, наблюдение за техникой выступлений, сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения. Обучающиеся получили не только грамоты, но и удовлетворение результатами проделанной работы. Многие изъявили желание продолжать работать над проектами.

Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания: не только приобретение знаний, но и выработка навыков культуры общения, улучшение психологического микроклимата в группе.

Библиографический список:

1. Москвина, Ю. А. Как подготовить проект? / Ю.А. Москвина //Начальная школа. – 2008 - № 4  –  С. 9.

2. Палат, Е.С. Метод проектов и обучение в сотрудничестве / Е.С. Палат. – М. Просвещение, 2009. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реал...

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на примере общественного Смотра учебных индивидуальных проектов

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности. Ценным в учебном проекте является обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личнос...

Семинар_ОГПУ_Чередовские четверги_21.01.21_Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов

Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов. Подаём заявки, принимаем участие....