Окружающий мир 1 класс УМК Школа России "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок имеет практическую направленность. Учащиеся при помощи наблюдения выводят основной признак птиц, исследуют строение пера, учатся описывать их по плану. В ходе урока делают вывод, что птицы беззащитны и требуют охраны и заботы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ptitsy_1_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 кл.

по программе Плешакова А.А.  Школа России

Тема: «Кто такие птицы?»

Педагогическая цель: познакомить с птицами и показать их разнообразие;

учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану; получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность)

 регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

 коммуникативные:  формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы: отрывок видеофильма о птицах, иллюстрации птиц, плакат «Зимующие птицы»,  перья птиц, ножницы,  стакан с водой, цветные карандаши, конверт с письмом, смайлики.

Сценарий урока

  1. Организационный этап. (Дети берут соседа по парте за руку и желают успехов в работе на уроке, хорошего настроения).
  2. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках Вы  познакомились с некоторыми  группами животных. Давайте вспомним с какими? (насекомые и рыбы)

- Каких насекомых вы знаете?

-  Каких рыб вы знаете?

III. Постановка проблемной учебной задачи.

-  Ребята, от Муравьишки вопросника пришло письмо.

 (Учитель достаёт из конверта письмо и читает:

 «Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес.  Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зелёном доме?»)

- Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (птиц)

-Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать)

Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что если бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (нет)

-Почему? (Бабочка – насекомое)

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (о птицах)

-Прочитайте тему урока в учебнике на с. 36. (Кто такие птицы?)

-Прочитайте, какие учебные задачи поставим перед собой.

  1. Открытие нового знания

1. Игра «Кто больше?»

– Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

Молодцы! Сколько птиц назвали!

– А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику.

– Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку летягу.)

– Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.) 

– Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица, у неё есть крылья.)

– Но ведь курица летает плохо, а её учёные (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на плакате. Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)

– Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)

3. Отрывок видеофильма о птицах.

    Что вы узнали о птицах из фильма? (древние птицы, птицы разные по размеру, окраске перьев).

4. Работа в парах.

– Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы. Нам поможет слайд презентации. Работу  проведём в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы на доске (слайд презентации) затем дети меняются ролями.

– Чем же покрыто тело птицы? (Перьями.)

       Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

      У разных птиц – разный клюв. Посмотрите на слайд презентации. Учитель говорит о значении клюва. Самый большой нос - у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как мы без рук).

      У птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку. Обычно на птичьей ноге четыре пальца.  

      Крылья поднимают птицу в воздух. Крыло по своему строению напоминает руку. Она тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

  1. Физкультминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

 

5.  Практическая работа.  Работа  в парах.

Посмотрите на слайд презентации. Перед вами перья различных птиц.

– Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)

Перед вами на  парте лежит перо птицы. Рассмотрим,  как оно устроено. Нам поможет слайд презентации (слайд «строение пера»).

– Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

– А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

– Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие.)

– Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

– Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)

– Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птиц от воды и сырости.)

– Подумайте, для чего птицам нужны большие перья.(Чтобы летать.)

– Для чего же нужны маленькие пёрышки? (Для тепла.)

Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

(Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)

– Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

– О какой птице говорится в загадке?

                             Распустила хвост жар-птица,

                             Он горит и золотится.

                             Из заморских к нам долин

                             Этот хвост принёс… (павлин)

(учитель показывает перо павлина.)

В природе встречаются очень красивые птицы. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки часто имеют однотонную окраску, она помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

6. Выполнение заданий  в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 25, №1) и сообщают о результатах своей работы.)

Выполнение задания №2 с.25 рабочей тетради.

-Какие птицы изображены?

Сравним птиц.

-Чем они похожи?   Чем различаются?

7. Работа по учебнику.

Рассмотрите птиц на верхнем рисунке в учебнике на с. 37. Вспомните их названия. Если вы затрудняетесь, можно открыть с. 90 и проверить себя.(атлас-определитель)

-А все ли птицы умеют летать? Отгадайте загадки.

                             И петь не поёт,

                             И летать не летает…

                             И за что же тогда

                             Его птицей считают?   (страус)

 

                             Скажи-ка мне, какой чудак

                             И днём и ночью носит фрак?   (Пингвин)               

Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?  (Их тело покрыто перьями)

Появляется на слайде изображение страуса. Страусы не умеют летать, но у них длинные и сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков.

Появляется на слайде изображение пингвина. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, но у них есть лапы-ласты, которые им помогают плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Для жизни пингвинам не нужно летать и поэтому крылья выполняют другие функции.

V. Первичное закрепление.

1. Работа в парах.

Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану:

  • Название;
  • Размеры;
  • Окраска оперения;
  • Особенности частей тела.

     Учитель заслушивает 3-4 рассказа о разных птицах. (можно использовать плакат «зимующие птицы»)

       2. Рассказ по рисунку в учебнике.

         Придумайте сказочную историю по рисунку в учебнике на с. 37. Учитель заслушивает 2-3 рассказа.

       3. Отгадай загадки.

                             Всё время стучит,

                             Деревья долбит.

                             Но их не калечит,

                             А только лечит.         (дятел)

Учитель напоминает детям о пользе птиц.

                             Спинкою зеленовата,

                             Животиком желтовата,

                             Чёрненькая шапочка

                             И полоска шарфика.      (синица)

                             Что за птица?

                             Никогда не строит для себя гнезда.

                             Соседкам яйца оставляет

                             И о птенцах не вспоминает.       (кукушка)

                             Прилетает к нам с теплом,

                             Путь проделав длинный.

                             Лепит домик под окном

                             Из травы и глины.      (ласточка)

Учитель говорит о зимующих и перелётных птицах.

                             Непоседа пёстрая,

                             Птица длиннохвостая,

                             Птица говорливая,

                             Самая болтливая.        (сорока)

                             У неё глаза большие,

                             Хищный клюв – всегда крючком.

                             По ночам она летает,

                             Спит на дереве лишь днём.       (сова)

Учитель говорит детям о дневных и ночных птицах.

       4. Нарисуйте птичку.

         А сейчас нам предстоит научиться рисовать птицу. Рассмотрите порядок выполнения рисунка на слайде презентации, а теперь в рабочей тетради на с. 26. (дети рисуют птицу простым карандашом и раскрашивают цветными карандашами) 

-  Как мы должны относиться к птицам?

(Обобщение:  птиц нужно охранять, они приносят пользу природе и человеку. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. С приходом зимы им необходим дополнительный корм, поэтому нужно развешивать кормушки).

  1. Итог урока.

-Каких животных называют птицами?

-Приведите примеры птиц.

-Назовите основные части птицы. ( Показывают на слайде и называют).  

- Что нового вы узнали на уроке?

     

  1. Рефлексия.

Поднимите смайлики с улыбкой, если вам на уроке было легко и интересно.

Поднимите смайлики с серьёзным выражением, если вы на уроке затруднялись и требовалось дополнительной помощи.

Литература

  1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. -  М.: Просвещение, 2011
  2. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. -  М.: Просвещение, 2011
  3. А.А. Плешаков, В.П.Александрова,  С.А.Борисова. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.
  5. «Я познаю мир» (энциклопедия)

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области

Седакова Любовь Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кто такие звери?" Окружающий мир. 1-й класс УМК Школа России

На уроке окружающего мира  в 1 классе используется технология " Интеллект" на тему "Звери". Так же применяются ИКТ....

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Презентация к уроку. Окружающий .мир. Краеведение. 1 класс. УМК « Школа России» Тема: Кто такие звери? Хозяин Югорского леса. Герб города Когалыма.

На данном уроке уч-ся знакомятся с признаками новой группы животных -звери. А так же узнают много интересного о медведе, хозяине Югорского леса. Познакомятся с книгой Ювана  Шесталова «Снеж...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 3 "Школа России"

Технологическая карта урока.Предмет: окружающий мир.Класс: 3...