Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 3 "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Синицына Инна Модестовна

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_3kl_po_okruzh._miru_organy_chuvstv.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: "Органы чувств".

Тип урока: урок-исследование.

Учитель: Синицына И.М.

Техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проекционный экран.
  • Для проведения опытов и исследований: мандарины, фольга, кейсы- папки, картинки органов,
  • Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» 3кл. 1 часть  (А. А. Плешаков.), рабочая тетрадь на печатной основе

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядный (презентация, видео отрывки с интересными фактами об органах чувств, наблюдения обучающихся)
  • Проблемно- диалогическая технология
  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная
  • Работа в парах
  • Работа в группе

Цели урока:

  • Упорядочить опыт учащихся.
  • Сформировать понятие «органы чувств».
  • Показать роль и специфику разных органов чувств.
  • Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.
  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в парах, группе.
  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

УУД:

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
  • взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Формы контроля:

  •  самооценка;
  • промежуточный контроль

                                                           Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой

- Добрый день скажем солнцу и птицам,

Добрый день всем улыбчивым лицам.  

 Поздороваемся с нашими замечательными, гостями, которые присутствуют на нашем уроке.

Дружба начинается с улыбки. Именно сотрудничество друг с другом, учителем и хорошее настроение необходимы для работы на уроке. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Включаются в учебную деятельность

Р: нацеливание на успешную деятельность

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

К: формирование умения слушать и слышать; взаимодействие с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний. Мотивирование к учебной деятельности.  

Цель:  

- актуализировать учебные знания и умения,

необходимые для

восприятия нового материала;

 - актуализировать мыслительные операции,

необходимые для

восприятия нового материала

Проверка домашнего задания

3.Открытие детьми новых знаний. Формулирование

темы и целей урока

Цель:

Организовать коммуникативное

взаимодействие для формирования представлений об органах чувств, их значении и функций для человека.

3.Физкультминутка для глаз  

4.Первичное закрепление.

Цель: Выявить характерные особенности

органов чувств

5.Вторичное закрепление

Цель

-выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

6.Итог урока. Рефлексия

Цель:

- Зафиксировать новое содержание урока;

-Оценить результаты учебной деятельности;

- Согласовать домашнее задание

Учитель ведет подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память.

- Давайте начнём урок с характеристики погоды.

Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом занятии?

-Для чего же нам надо знать свой организм?

-Чтобы проверить ваши знания мы сейчас сыграем в игру, которая называется

 « Потопаем, похлопаем.» Я буду зачитывать вам утверждение, если оно верное вы будете хлопать. Если нет, топаем ножками, задание понятно?

-Органы выполняющие общую работу образуют систему органов?

- В пищеварительную систему входят кишечник и желудок?

- Нервная система состоит из сердца, крови и  сосудов?

- Кто поправит?

- Когда мы вдыхаем в нос , или рот воздух попадает в трахеи и лёгкие?

- Науку, которая изучает  строение тела человека называется гигиена?

-неверно, а как называется эта наука?

- А что изучает гигиена?

-Наука, изучающая работу органов человека называется физиология?

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего друга»

-Вы нарисовали замечательные портреты ваших друзей, скажите несколько добрых слов о них.

Учитель:

  • Мне на электронную почту прислали портрет жителя другой планеты. Я перерисовала  его и принесла вам его портрет.
  • Вместе с портретом было сообщение, что, Он инопланетянин в облике человека. Очень хотел познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится?
  • Чтобы ему помочь, выполним задания

-Перед вами на тарелочках лежат предметы, возьмите каждый по одному, потрогайте и скажите какой формы этот предмет? Ещё опишите его, какой он?

-Какой орган помог понять, что он шороховатый?

- А теперь разверните этот предмет, что слышите? Какой орган вам помог услышать шорох?

- А что вы видите перед собой?

- Какой орган помог увидеть?

- А теперь очищаем мандарин.

- Что чувствуем? Какой сейчас вам помог орган?

-Попробуем мандаринку, что чувствуете? Каким органом вы ощутили вкус?

-Скажите, сколько на самом деле органов чувств?

( таблички- картинки с изображ. органами чувств на доску)

- Как вы думаете, может нашему гостю достаточно 1-2 органов? Кто скажет, какой орган важнее всех?

Проблема. Какая же проблема стоит перед нами?

Как доказать нашему гостю, что без органов чувств мы не можем полноценно существовать.-

- Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование, поработать специалистами, собрать информацию.

Кстати, кто такие исследователи?

-Где вы нашли объяснение этого слова?


-Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Чтобы понять какой орган вам нужно исследовать отгадаем загадки:

1.Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.

Слайд 1.

2. Запах пирожков от роз

Отличать умеет…

Слайд 2.

3. Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это…

Слайд 3.

4. Всегда во рту,
А не проглотишь.

Слайд 4.

- Вот мы и распределились, кто о каком органе будет собирать информацию.

Давайте сформулируем цель.

Наша цель – изучить каждый орган чувств по плану (на доске), узнать значение каждого органа для человека и доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

-Представьте, что вы специалисты, вы будете работать в парах, перед вами лежат КЕЙСЫ-папки , которые  вам нужно будет изучить.

Исследуя органы чувств, какие открытия нужно сделать, о чём узнать?

-Давайте вспомним правила работы в паре.

-Перед вами лежат оценочные листы, давайте посмотрим по каким критериям вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно внимательно нам наблюдать.

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать.

_ Итак время пошло, я желаю вам удачи.

- Под музыку какого композитора вы работали?

Давайте проверим вашу работу, вы решили кто будет выступать первым?

Видео об органе чувств, о котором читает обучающийся.

Не забываем выставлять баллы товарищам и себе.

-А теперь задание, нашему гостю нужно создать лицо, для этого у вас есть несколько вариантов, выберите один вариант каждого органа и наклейте его.

 

- Послушайте внимательно, какие звуки мы услышали? Какой орган нам помог определить?

 -Правильно, информацию об этом органе вы оформите группой, вспомним правила работы в группе.

- За работу.

Итак у нас остаётся ещё один пункт плана Составление синквейна

Каждый ученик составляет синквейн об отдельном органе чувств. Зачитывание двух работ по желанию.

Наше исследование закончилось.

 - Достигли цели урока?

- Что узнали? Чему научились?

- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира? К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств.

- А теперь вернёмся к нашим оценочным листам, какое количество баллов набрал каждый из вас?


(Всем детям раздаю маленькие солнышки)– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза)
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей)

Ребята, мы смело теперь можем отправить нашего человечка на свою планету, чтобы он рассказал все, что узнал об органах чувств своим жителям.

Урок хочу закончить словами мудрецов.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Слайд 5.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье  сможете позаботиться только вы сами.

Так как 90% информации мы получаем от органов зрения, то именно глаза следует беречь  особенно.  И взрослые, и дети  должны выполнять гимнастику для глаз.

Проверим все ли пункты нашего плана мы выполнили?

Раздаются памятки с упражнениями для глаз

Спасибо за урок!

Рассматривают, наблюдают,

сравнивают,

анализируют.

По календарю даётся характеристика погоды.

 

Организм человека

 Ответы детей (для того, чтобы сохранить здоровье)

(Хлопок)

(Хлопок)

(Топот)

-Головной мозг, спинной мозг, нервы.

-Анатомия

Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья

(Хлопок)

Дети показывают портрет друга (подруги) и составляют предложения о друзьях.

- Нет, не получится, у жителя нет лица.

- Круглый.

-серебристый, маленький, шуршит. Шороховатый.

-Руки, кожа. (орган Осязания)

-Слышим шорох, шум.

-Уши.

-мандарин.

-глаза.

-Аромат, запах Нового года.

-Нос.

- Сладкий, кислый.

-Языком.

5органов

Предположения детей

(Глаза, нос, уши,…)

- Эти органы помогают узнать об окружающем мире.

-Изучить органы чувств и доказать какой самый главный.

-СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕРЫ о строении и функции органов слуха и уха. (работа в группах) Правила работы в группах)

Исследователь — тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями. Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

-Глаза

-Нос

-Кожа

- Язык

Работу вести по плану.

Выполнение космической физкультминутки для глаз

Правила работы в паре.

  1. Составление кластера по плану
  2. Полнота изложения материала
  3. Эмоциональность выступления
  4. Слаженность работы в паре (группе)
  5. Составление синквейна

Работа в парах, составление кластеров под музыку.

Чтение информации по плану.

Обучающиеся вырезают и наклеивают картинки, создаются лицо.

- Под музыку Ф. Шопена

-Пение соловья

-Орган слуха

(Правила работы в группе под музыку)

Выступление, наклеивание последнего органа инопланетянину.)

Дети дарят по солнышку гостям.

Оценки.

Рефлексия.

Познавательные

- Сравнивать предметы, объекты. Умение находить общее и различие.

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков.

 Регулятивные:

 - формулировать и определять тему и цель урока с помощью учителя.

 

Коммуникативные:  

- формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Познавательные:

  • использовать различные способы

обработки, анализа и представления

информации;  

-строить диалог в устной форме

-делать выводы

.

Коммуникативные:  

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно

договариваться о

правилах поведения общения в паре, а затем в группе и следовать им.

 

Регулятивные:

  • планировать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей

с помощью учителя;

  • вносить необходимые коррективы в

действие после его

завершения на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.

 

Личностные:

Ответственно

относиться к

собственному здоровью

Регулятивные:

- планировать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей

с помощью учителя;

 

Познавательные: Сравнивать предметы, объекты:

находить общее и различие.

Группировать, классифицировать

предметы, объекты на

основе существенных признаков, по

заданным критериям

Коммуникативные:  Участвовать в коллективном

обсуждении учебной проблемы

Познавательные:

-использовать различные способы

обработки, анализа и представления

информации;

- строить монологическую речь в устной форме

 

 

 

 

 

Коммуникативные:  Участвовать в коллективном

обсуждении учебной проблемы.

 

Личностные:

- проявлять способность к

самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль,

оценивать результаты деятельности,

формировать адекватную самооценку.

Прогнозируемые результаты:

   Предметные:

          В конце урока ученики

•        знают органы чувств;

•        умеют различать, охарактеризовать органы чувств.

•        умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

•       проводить сравнение, группировку, обобщение.

Метапредметные:

•        умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

•        умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

•        умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по предмету математика 2 класс школа России

технологические карты по предмету математика 2 класс ФГОС...

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о луге как о природном сообществе....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории России в эпоху правления Екатерины Великой....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с животноводством как отраслью сельского хозяйства....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Учащиеся познакомятся с просвещением в Древней Руси....

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...