Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Лебедева Светлана Александровна

Тема. В гости к осени.


Цели:
 - дать представление о характерных признаках осени в неживой природе;
 - расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц;
 - показать связь между живой и неживой природой.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

2 «А» класс
2 октября 2012 год              

                         
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 

Тема.
 В гости к осени.



Цели:
-
дать представление о характерных признаках осени в неживой природе;
- расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц;
- показать связь между живой и неживой природой.

Планируемые результаты:
-
учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично;
- научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе;
- выступать с сообщениями.

Оборудование: картинки с изображением животных для игры «Отгадай животное», рисунки детей, Стихотворение Ф. Тютчева, КИМы, электронное приложение к уроку, учебник, рабочая тетрадь.


                                           
Ход урока.


1. Организация класса.


2. Актуализация класса.
- Сегодня нам с вами  пригодится всё, что мы наблюдали на экскурсии на прошлом уроке.
И первое, с чего мы начнём – это выполним тест № 7 на с.13 в КИМах.


3. Самоопределение к деятельности.
-
Давайте внимательно послушаем стихотворение:
                   Заунывный ветер гонит
                  Стаю туч на край небес,
                  Ель надломленная стонет,
                  Глухо шепчет тёмный лес.
                  На ручей рябой и пёстрый
                  За листком летит листок,
                  И струёй сухой и острой
                  Набегает холодок.                     (Ф. Тютчев)
- О чём говорится в этом стихотворении?
(Об осени)
- Предположите, о чём будем говорить на уроке.
(Ответы детей)
-  Какие учебные задачи поставим перед собой?
(Ответы детей)
- А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом на с.36 учебника.


4. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст на с. 36-37 и расскажите об изменениях в неживой природе.

- Какие же изменения происходят с наступлением осени в неживой природе?
Итог.

2. Выполнение задания в рабочей тетради.
- Отложите учебник на край стола, он ещё пригодится, и откройте тетради на с. 13.
- Выполните № 3 самостоятельно. Проверим, хорошо ли вы читали учебник и слушали своих товарищей.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
Итог.

3. Игра «Я – диктор».
- А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

* Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, тёплая погода. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачное. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.  
(Начало осени)

*Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля.    (Конец осени) 

- А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды?      
(Чтобы знать, что надевать, взять с собой зонтик                  или нет)
- Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

4. Беседа.
- Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором.    
(Ответы детей)

- Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

- Посмотрите, какие красивые картины рисует Осень и помогает в этом вам.


5. Физкультминутка.
-
Давайте немножко отдохнём и вспомним физкультминутку о природе.

6. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа, работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 38-39 и расскажите об изменениях в живой природе.


- Какие осенние явления в живой природе мы можем с вами наблюдать?    
(Ответы детей)
Итог.

2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.
Итог.

3. Игра «Отгадай животное».
- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача – отгадать, о каком звере идёт речь.

* Осенью у меня забот немало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.  
(Медведь)

*А я к зиме меняю шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полёвок – я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка.      (Лиса)

* Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: Отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.  
(Бобр)

* Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму.  (Барсук)

*От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - смотрю ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шёрстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее, объедаю кору деревьев.  
(Заяц)
Итог.

7. Рефлексия.
- Давайте повторим всё, о чём мы сегодня говорили и ответим на некоторые вопросы.

- Что такое облачность?  (Ответы детей)
- Что такое похолодание, заморозки?
 (Ответы детей)
- Какие явления наиболее характерны для осени?
 (Ответы детей)
- Какая связь между температурой воздуха и жизнью растений, диких и домашних животных, а также трудом людей осенью?
  (Ответы детей)
Итог.

- Оцените свои достижения  на уроке.





8. Подведение итогов урока.

- Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Всё ли мы выполнили?  
(Ответы детей)
- Что ещё вы хотели бы узнать по этой теме?  
(Ответы детей)

9. Домашнее задание.
- с. 36-39, вопросы, т. с.14, задания 4, 5.

                                                                           




5’

Работа в КИМах



3'


Читает ученица, остальные дети слушают.






Открывают учебник.





5’

Дети читают и готовят сообщения по тексту.
Вывешиваются рисунки детей.



3’


Самостоятельное выполнение задания в тетради.


3’





Рисунок.




Рисунок.







4’







Рисунки детей.

1’
1 ученик показывает, остальные выполняют вместе с ним.



5’


Работа по учебнику.




5’

CD - приложение.

5’









Картинки с изображением отгаданных животных.








































2’




Дети отвечают на вопросы.

1’

Дети «примеряют» на себя смайлики и оценивают свою работу.

2’

1’

Учитель записывает на доске, а дети в дневники.


                                                       * * * * *          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...