Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по ФГОС учителей начальных классов
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Комарова Екатерина Витальевна

 

 

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.

 

Предмет, класс

Окружающий мир, 3класс

Программа

Система Л.В.Занкова

Тема урока

Жизнь древних людей

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc104.5 КБ
Файл test.docx14.82 КБ
Файл karta_mysley.docx13.32 КБ
Файл zadanie_dlya_grupp.docx1.65 МБ
Office presentation icon pervobytnyy_chelovek.ppt816.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная

работа слушателя курсов

повышения квалификации по ФГОС  учителей начальных классов

Ноябрь 2013

 

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.

Предмет, класс

Окружающий мир, 3класс

Программа

Система Л.В.Занкова

Ф. И. О. преподавателя

Комарова Екатерина Витальевна

Тема урока

Жизнь древних людей

Тип урока

Урок открытия  новых знаний.

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, повышение мотивации.

Цель урока

Дать представление о том, как выглядел, жил, эволюционировал древний человек.

Задачи урока

образовательные

воспитательные

развивающие

Активизировать знания учащихся о зарождении жизни на земле, формировать исторические понятия; учить работать с литературой.

Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважения к наследию прошлого.

Развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу. Создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный компьютер, интерактивная доска

Структура урока окружающий мир с использованием средств информационных технологий

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

Средства  ИКТ

1. Самоопределение к деятельности

Настрой на работу, доброе пожелание

Приветствие  гостей, друг друга, пожелание друг другу удачных открытий.

Готовность к совместной деятельности

-

2. Актуализация опорных знаний

Подведение  учащихся к формулированию темы урока.

Работа в группах - собрать пазлы – определение объекта исследования на уроке.

Формулировка вопросов к уроку – постановка проблемы детьми.

Моделирование ленты времени – определение исторического периода.

3. Целеполагание

Организация подводящего диалога, фиксирование выдвинутых гипотез в виде вопросов к уроку.

Формулировка учебной задачи.

Выстраивания последовательности решения учебной задачи через вопросы

Работа в индивидуальных «картах мыслей», самопроверка средствами ИКТ

4.Динамическая пауза

Установка на демонстрацию учащимися «живых картин» из жизни древних людей.

«Мы не скажем, мы покажем», чем занимались древние люди. Каждая группа показывает свое занятие, остальные учащиеся отгадывают его.

Обобщение совместной групповой работе. Выводы после показа динамических  картин.

5. Первичное закрепление нового материала

Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация  беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Групповая работа, выступления – защита с выводом. Работа в группах с использованием плана организации деятельности.

Обобщение совместной работы в группах, выводы с демонстрацией работы, выполнение теста на «карте мыслей» с самопроверкой.

Интерактивная доска

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Формулировка задания по выбору правильного ответа, организация поисковой работы учащихся

Индивидуальная работа в «картах мыслей», в рабочих тетрадях по установлению причинно-следственных связей.

Коллективный вывод: Что повлияло на развитие древнего человека?

Интерактивная доска

7. Работа в парах - индивидуальная работа

Формулировка задания по умению выбрать информацию. Работа с учебником. Организация индивидуальной работы с дополнительным источником (индивидуально, со статьей из Интернета).

Работа в парах, чтение материала из учебника, выбор информации, Индивидуальная работа с компьютером.

Обобщение знаний об условиях  жизни древних людей, используя материал учебника и собственные выводы.

Интерактивная доска, учебник.

8. Творческая работа

Формулировка заданий по редактированию текста по устранению  в нем исторических ошибок.

Самостоятельное выполнение задания в «картах мыслей».

Восстановление текста, коллективная проверка

Интерактивная доска

9. Физкультминутка для глаз

Выполнение задания по образцу вместе с учащимися.

Выполнение упражнения

Отдых

10. Закрепление изученного материала

Обобщение, подведение итогов.

Выполнение интерактивного теста

Самооценка

Интерактивная доска

11. Итог урока. Рефлексия.

Обращение  внимания на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Формулировка конечного  результата своей работы на уроке. Определение  основных позиций нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Продолжая незаконченное предложение, учащиеся высказывают свое мнение об уроке и свое представление о полученных знаниях.

12. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.

Объяснение  вариативного домашнего задания. Чтение  стихотворения.

Выбор задания по интересам.

Учитель активизирует внимание учащихся на дальнейшее изучение истории древних времен, показывая ленту времени, заинтересовывая чтением художественной литературы.


                                                                                             

                                       

                 


Конспект урока окружающего мира по теме «Жизнь древних людей» 3 класс (система Л. В. Занкова)

Этап урока, целеполагание

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1)Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Цель: Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

- Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться «Доброе утро!»

-Давайте скажем друг другу «Доброе утро!».

- Поговорим?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего –то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

- Мы будем делать открытия, рассуждать.

Настрой на работу, доброе пожелание

Приветствие   друг друга.

- О чем?

- Поговорим. Нам будет интересно.

Личностные УУД:

мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать учебную ситуацию

Познавательные УУД:

желать включиться в учебный процесс по предмету.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию

2)Актуализация опорных знаний.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

- Прочитайте словарную статью.

-О ком в ней говорится?

Докажите, что говорится о человеке.

 -Всегда ли человек обладал этими признаками?

- Мы постараемся узнать, каким был человек.

- На какие вопросы нам хотелось бы ответить?

- Мы попробуем заглянуть в другое время.

- Как мы называем время, которое было давно?

- С помощью чего определяем, когда происходили события?

 -Что подсказывает нам,  что было в прошлом?

-Назовите известные вам источники исторических знаний.

- Какие из них дают нам информацию о жизни других людей?

- Кто в современной жизни изучает найденные источники исторических знаний?

- Только мы не на раскопках. Как быть в этой ситуации?

- Мы будем наблюдать, искать доказательства среди тех предметов, которые нам доступны.

-Итак, отправляемся в прошлое.

Подведение  учащихся к формулированию темы урока.

Вывешивает вопросы по мере их появления  на доску.

Рисует на доске ленту времени.

Работа в группах- собрать пазлы – определение объекта исследования на уроке.

-Это человек.

Дети выделяют главные признаки, принадлежащие описанию человека разумного (подчеркивают маркером на доске)

-Нет. В разное время люди были другие.

-Где? Когда? Почему?...

- Это прошлое время.

 Отмечаем события на ленте времени.

Источники исторических знаний: устные, письменные, вещественные

Археологи. Они ведут раскопки в земле.

 Можно заглянуть в книги по археологии, прочитать в Интернете, спросить учителя истории, сходить в музей.

Личностные УУД:

учебно- познавательный интерес к новому знанию.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания.

3)Целеполагание. Установка на изучение нового материала.

Цель: Подвести к самостоятельной постановке проблемы на уроке через прием «собери пазлы».

-Работаем в группах.

 Возьмите конверт №1.

Соберите рисунок.

-Проверим работу.

-Какой объект получился у каждой группы?

- Чем отличаются изображения?

- Вы правы. Эти первые люди жили в разное время.

-Расположите картинки на ленте времени.

-Почему облик человека разный?

-Выдвигаем свои гипотезы.

-Ученые предполагают, используя материалы раскопок, что именно так выглядел первый человек.

- Опишите его внешний вид.

Впервые описал облик древнего человека, изучал его Ч.Дарвин.

- Какие природные условия потребовались для появления людей?

-Работаем в «картах мыслей» (задание№1)

-Покажите на карте место зарождения первых людей и объясните свой ответ.

-Мы ответили на вопросы: КТО? ГДЕ? Возникает вопрос КОГДА?

-Ученые считают, что первое человекоподобное существо появилось около 700 тысяч лет назад (отмечает на ленте времени)

- Мы можем уже сказать, кого мы будем исследовать?

Организация подводящего диалога, фиксирование выдвинутых гипотез в виде

Формулировка учебной задачи.

Дети работают в группе

Демонстрируют полученные изображения. Заметив разницу в картинках, пытаются объяснить, что эти изображенные первые люди жили в разное время.

-Возможно, влияли природные условия в природе.

- Предположим, с каждым столетием человек изменялся из-за освоения им нового в труде.

-Что если, человек что-то в своей жизни открыл и это помогло ему стать выше в развитии, чем обезьяна.

-У человека тело покрыто шерстью, низкий лоб, хмурое лицо, челюсти выдвинуты вперед, сутулый, передвигается согнувшись, как животное…

Дети отмечают в «картах мыслей» свои предположения.

Ученик выходит к карте и отмечает место зарождения первых людей, объясняя  природные условия.

-Тема урока: Как жили древние люди.

Личностные УУД:

понимание собственной успешности, работая в группе

 

Регулятивные УУД:

 учитывать правила работы в группе, планировать свои действия.

Познавательные УУД:

 использовать рисунок для решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

 учитывать разные мнения и стремиться прислушиваться к другим ученикам в группе.

4)Динамическая пауза.

Цель: Создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

-Мы не скажем, а покажем живые картинки.

-Что объединяет все показанные действия?

-Какой вопрос подходит ко всем совершенным действиям?

-Мы ставим себе новую проблему. ЧЕМ? На этот вопрос мы ответим, работая группой.

Установка на демонстрацию учащимися «живых картин» из жизни древних людей.

«Мы не скажем, мы покажем», чем занимались древние люди. Каждая группа показывает свое занятие, остальные учащиеся отгадывают его.

- Это то, чем занимались древние люди.

-Чем занимались древние люди?

Личностные УУД:

 учебно- познавательный интерес к новым знаниям  через учебную игру.

Регулятивные УУД:

учитывать правила в группе.

Познавательные УУД:

 использовать нужные игровые символы для решение учебной задачи.

Коммуникативные УУД: уметь договариваться с другими в группе.

5)Первичное закрепление нового материала.

 Цель: Организовать совместный поиск информации, учить обобщать полученные знания.

-Работаем в группе. Возьмите конверт №2.Выполните задания, выберите того, кто будет отвечать. Все ребята слушают и дополняют.

Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация  беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Дети выполняют задания. Проверяют  с помощью интерактивной доски по группам.

Личностные УУД: найти способ решения новой проблемы.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе по плану.

Познавательные УУД: ориентироваться на разные способы решения вопроса (чтение статьи, собственная информация – догадка, прислушаться к мнению ребят)

Коммуникативные УУД: контролировать выполнения себя и партнера по группе.

6)Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Конкретизировать полученные знания, учить устанавливать соответствия.

-Какое занятие, на ваш взгляд, помогло человеку выйти из мира животных? Докажите.

-Проверим себя.

Формулировка задания по установлению соответствий между изучаемыми объектами.

Индивидуальная работа в «картах мыслей», в рабочих тетрадях по установлению причинно-следственных связей.

Дети выполняют задание в рабочей тетради с.21

Личностные УУД: ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль за собственной учебной  деятельностью.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с установлением соответствия между ними.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, объясняя свою позицию.

7)Работа в парах.

Цель: Учить выбирать информацию из учебника.

-Что узнали нового?

- Какое достижение совершили древние люди, которое отличает их от животных?

 Работаем с учебником с.49

Формулировка задания по умению выбрать информацию. Работа с учебником. Организация индивидуальной работы с дополнительным источником

-Древний человек получил огонь и делал орудия. Этим он стал отличаться от животных.

Работа в парах, чтение материала из учебника.

Личностные УУД: ориентация на успех в учебе.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль к результату.

Познавательные УУД: проводить анализ объектов в тексте, выбирать главное в тексте.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в паре.

8) Творческая работа в группах.

Цель: Учить редактировать текст.

- Мы сегодня «живем» жизнью первых людей.

Исследуем текст-описания. Прочитайте, найдите неточности в тексте.

-Исправляем исторические ошибки.

-Прочитаем правильный текст.

-Можно ли теперь сказать себе, что имеем представления о том, как жили древние люди?

Формулировка заданий по редактированию текста по устранению  в нем исторических ошибок.

Самостоятельное выполнение задания в «картах мыслей».

Дети читают текст в «картах мыслей», карандашом исправляют ошибки.

Ученики подходят к доске и исправляют ошибки.

- Мы теперь знаем, когда появились, где зародились древние поселения, как и чем они жили.

Личностные УУД: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу – к историческому тексту.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей – найти ошибки.

Познавательные УУД: учить вчитываться в текст, видеть неточности в нем, редактировать, делать вывод.

Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться и приходить к общему решению.

9)Физминутка для глаз.

Цель: Создать комфортные условия для занятия, отдых.

Выполнение задания по образцу вместе с учащимися.

Выполнение упражнения

10)Закрепление изученного материала.

Цель: Проверить понимание изученного материала, его доступность, уровень сложности.

-Выполним тест.

Обобщение, подведение итогов.

Дети выполняют тест на интерактивной доске.

Личностные УУД: ориентация на успех. «Я понял на уроке все». Или «Я ничего  не понял».

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения теста.

Коммуникативные УУД: контролировать свои действия и действия партнера при выполнении теста.

11)Итог урока. Рефлексия.

Цель: Проверка способности самооценки как личностный результат.

- Обращая внимание на ленту времени, мы пытались ответить на поставленные нами вопросы.

- Закончилось ли развитие человека?

-Впереди у нас продолжение разговора и новый вопрос КАК?

- Закончите предложения:

-На уроке узнал…..

-На уроке меня удивило…..

-Меня заинтересовало…

-Я бы хотел узнать…

-Я хочу сказать «спасибо»…

Обращение  внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

-Думаем, что человек всегда развивающееся существо. Мы тоже находимся в развитии.

Формулировка конечного  результата своей работы на уроке. Определение  основных позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Дети выбирают предложение и отвечают.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий на уровне адекватной самооценки.

Познавательные УУД: уметь обобщать изученное, делать собственный вывод.

Коммуникативные УУД: владеть монологической речью.

12)Домашнее задание. Заключительное слово учителя.

Цель: ориентировать на дальнейшее изучение темы, поиск материала.

-Предлагаю выбрать домашнее задание по интересам.

- Я вам желаю новых открытий в истории.

- Подарю вам стихотворение для размышления.

Меня это стихотворение,

заинтересовало, а вас?

Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла.

След в глине превратил в горшки,

Кувшины, чашки, плошки.

А чтоб не набивать живот

Корзины сплел, лукошки.

Всю землю он преобразил,

Везде следы оставил.

Работал не жалея сил

Царем Землею правил.

И вот остался тигром тигр.

И слон слоном остался.

А человек меняя мир

Сам в мире изменялся.

Объяснение  вариативного домашнего задания. Чтение  стихотворения.

Выбор задания по интересам.

Это стихотворение о том, как человек развивается и меняет все, что его окружает.

Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты школьного урока.

Регулятивные УУД: выбирать значимые для себя задания, способные выполнить самостоятельно.

Познавательные УУД: осуществлять поиск значимой, доступной учебной информации.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение.



Предварительный просмотр:

Т Е С Т

для закрепления знаний по теме:  

Возникновение жизни на Земле. Древние люди.

  1. По мнению ученых человеческая жизнь возникла на материке:

а) Африка                б) Австралия                в) Антарктида

  1. Информацию о жизни древних людей мы получаем из исторических источников:

а) устных                б) письменных                в) вещественных

  1. Где мы можем их увидеть?

а) в краеведческом музее                б) в художественном музее        в) дома

  1. Какие достижения древнего человека отличают его от животных?

а) изобретение пушки        б) строительство домов                в) получение огня



Предварительный просмотр:

                                                                                                     Карта мыслей                                    _________________

1)Определи:

Тепловой пояс-______________________________                                                 3)Прочитай текст, подумай, так ли все происходило в прошлом

Природная зона –____________________________

Материк – __________________________________

2)Обведи правильный ответ:

Как у древнего человека появился огонь?

  • От удара молнии
  • От зажженной спички
  • От трения сухих палочек
  • От зажигалки
  • От искры при ударе камней
  • От солнца

Овладение огнем дало древнему человеку возможность:

  • Отпугивать диких зверей
  • Заниматься земледелием и скотоводством
  • готовить вкусную и питательную пищу
  • Согреваться холодной ночью
  • Строить жилища
  • Охотиться удачнее

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первобытные люди

Слайд 2

Человек- дальний родственник животных, а животные всех видов постоянно изменяются, приспосабливаясь к условиям существования. Одни виды вымирают, другие развиваются и совершенствуются. Этот процесс называется- эволюцией.

Слайд 3

Человек принадлежит к приматам - отряду млекопитающих, куда входят также все обезьяны. Около 5млн. лет назад у некоторых крупных приматов размер мозга увеличился, а походка стала прямой. Так в ходе эволюции появилось семейство человекообразных приматов- гоминид, к которому принадлежим и мы. В последующие 3 млн. лет у отдельных видов гоминид мозг стал еще больше, а зубы приспособились к разжевыванию самой разнообразной пищи. Гоминид

Слайд 4

Первые орудия Большие изменения произошли около 2 млн. лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начинали контролировать некоторые явления в окружающем их мире. Следующим шагом стало использование огня. Мозг гоминид продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн. лет назад гоминиды, жившие в Африке, стали постоянно ходить на двух ногах и начали расселяться по миру. Останки этих гоминид (Homo erectus- человек прямоходящий) были найдены в Африке, Азии и Европе.

Слайд 5

Потомками первобытных людей были неандертальцы. Они селились в пещерах, делали одежду из шкур. У них был уже хорошо развитый мозг. Неандерталец

Слайд 6

В процессе охоты и труда у первобытных людей возникла потребность в членораздельной речи.

Слайд 7

Постепенно первобытные люди приобретали современный человеческий облик. Этих людей учёные назвали кроманьонцами.

Слайд 8

В результате длительного развития постепенно человечество достигло современного уровня. Сколько времени прошло с той поры, когда появились первобытные люди, нет точного ответа. Но большинство учёных считает, что прошло не менее двух миллионов лет.

Слайд 9

КОНЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый аттестационный тест по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении экзамена по окончании начальной школы. В тесте даны задания, рекомендации по обработке о оценке результат...

Итоговая аттестационная работа по русскому языку в 3 классе

Итоговая аттестационная работа по русскому языку в 3 классе...

Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"...

Итоговая аттестационная работа Классный час: «Конфликты и взаимопонимание»

Итоговая аттестационная работаКлассный час: «Конфликты и взаимопонимание»...

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»...