Урок окружающего мира по теме: "Растения"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Крикушенко Марина Юрьевна

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Растения" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). Урок обобщения изученного материала в нетрадиционной форме "урок-бенефис".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_-_rasteniya._urok_-_benefis.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разнообразие растений»

Класс: 3 класс

Программа: Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Учебник: «Мы и окружающий мир» (Дмитриева, Казакова)

Задачи:

  1. Расширить знания детей о разнообразии растений, их применении и значении в жизни человека;
  2. Развивать внимание, память, связную речь;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические качества, познавательную активность на уроке окружающего мира.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения: нетрадиционная, урок - бенефис

Ход урока

I. Психологический настрой

У: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Солнышко так и светит нам с вами в окошко и говорит, что у вас сегодня на уроке все обязательно получится. Но для этого вам, конечно же, нужно постараться! Итак, улыбнитесь! Мы начинаем!

- Вы помните, конечно же, что у нас сегодня не простой урок – у нас сегодня бенефис. А что такое бенефис?

Д: Бенефис – это спектакль или концерт в пользу 1 или нескольких артистов, работников театра;

- Это концерт, в знак выражения признания заслуг мастерства артиста.

II. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу

У: Правильно, ребята. И сегодня на уроке, а точнее на нашем бенефисе мы будем выражать признание и благодарность растениям.

- Ребята, но, для начала, давайте вспомним, какие растения вы знаете?

- На какие группы делятся растения?

- Какие части в строении растения выделяют?

- Чем полезны растения?

(дети отвечают)

III. Основная часть - концерт

У: (под торжественную музыку) Уважаемые гости нашего праздника, мы рады приветствовать вас на бенефисе, посвященном растениям. Да о виновнике этого торжества можно говорить бесконечно долго, находя у них все больше и больше достоинств. Вы все прекрасно знаете, какая наука занимается изучением этих прекрасных растений?

Д: Ботаника

У: Правильно, ботаника. И сегодня к нам с выступлением приехали ботаники. Они хотят выразить признание всем растениям мира. Встречаем!

Выступление.

С глубокой древности, собирая, а позднее возделывая растения, человек познавал их свойства и возможности использования в своих  целях. Ученые Древней Греции начали описывать растения и составлять их списки. Так родилась ботаника – наука о растениях. «Ботане» в переводе с греческого – это трава.

Постепенно люди узнавали о растениях все больше и больше и сейчас их насчитывается в мире около                     . Стали создаваться ботанические сады, чтобы любоваться всей красотой растений. Растения вошли в нашу жизнь полностью. Дома на подоконниках и во дворе в палисадниках мы видим прекрасные цветы, на лугах – разнообразные полезные травы, в лесу – могучие и нежные деревья – растения нас окружают повсюду.

Ботаника – очень важная наука. Чтобы правильно использовать и вырастить растения необходимо точно знать все его особенности, поэтому пока на земле будут растения – будет ботаника.

У: Спасибо нашим ботаникам за выступление. Да разнообразие растений на земле не исчисляемо. Красота цветковых растений и их аромат привлекали людей с давних пор. Ученые и путешественники привозили в Европу со всех стран диковинные растения. И сейчас с восхищением о цветах выступят цветоводы.

Выступление.

Да, действительно цветы – это радость души. Кто не восхищался ароматом ландыша, красотой фиалки, шармом розы. Именно потому, что цветы прекрасны, их так часто дарят женщинам и девочкам. При помощи цветов можно выразить то, что ты хочешь сказать своему другу или подруге. Язык цветов возник в давние времена на Востоке и в Африке.

Так, к примеру, посылая колокольчик своей избраннице, молодой человек указывал на час свидания. Число бутонов и было часом свидания. Роза означала любовь, васильки – доверие, лилия – чистоту, фиалка – скромность, клевер – ожидание. Так же было важно чем обвязан букет: нитью жемчуга – восхищаюсь красотой, прядью волос – означало, что рыцарь может похитить девушку.

Существует даже словарь символов цветов, составленный русским ученным – Ознобишиным.

Цветы – это радость души. Только не всегда человек это понимает. Попадется нам красивый цветок – спешим побыстрее сорвать его, а потом надоест нам – бросим его. «Не замедляйте шаг, не рвите цветы, чтоб сохранить их…» Они - наша радость в жизни!

У: Какое красивое и правильное выступление. Да, наши растения многочисленны, но ведь если каждый пройдет и сорвет по цветку, если каждый сломает по веточке, то в итоге мы останемся без растений с голой планетой. Берегите растения. А мы продолжаем наш бенефис. Красотой растений и цветов восхищались многие писатели. Послушаем выступление одного из них.

Колокольчики мои,

Цветики степные.

Что глядите на меня

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день весенний мая,

Средь некошеной травы

Головой кивая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом:

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

У: Кроме писателей о растениях сложено много песен. Какие вы знаете?

(дети отвечают)

У: А теперь немного отдохнем. (звучит песня про цветок, а дети повторяют движения за учителем)

У: Многие художники в своих картинах также обращались к красоте и разнообразии растений. Вот посмотрите некоторые из этих картин.

(Учитель показывает, называя авторов)

- Да, растения прекрасны и красивы, но они к тому же и полезны. Ребята, чем полезны растения?

Д: Растения - пища для человека, животных; они выделяют кислород; из многих растений делают лекарства от различных болезней.

У: Правильно. Наши растения не только украшения, они к тому же и пища. И сейчас об этом расскажут кулинары.

Выступление.

Очень много растений полезны для человека, и он употребляет их в пищу в сыром или приготовленном виде. Это и овощи (картофель, капуста, морковь, огурец и т.д.), и фрукты (яблоки, груши, бананы, ананасы и др.), и ягоды (малина, арбуз, виноград и т.д.), и, конечно же, злаковые культуры, благодаря которым мы добываем хлеб.

Пшеница, рожь, рис, кукуруза, овес, сорго, просо – основные культуры, кормящие людей в разных районах мира. В настоящее время известно около 4000 сортов пшеницы. Знаменитая и дающая большой урожай пшеница «Зерноградка» знаменита на весь мир. И была она разработана в нашем Зерноградском селекцентре.

Трудно представить нашу пищу без растительных масел. Масло издревле добывали из оливкового дерева, которым славилась Греция и Испания. Теперь же масло добывают из подсолнечника, которым засаживают целые поля.

Привычный нам сахар получают из тростника, сахарной свеклы и кленового сока. Сначала сахар применялся как лекарство, и только с появлением чая и кофе его стали использовать как приправу.

А что уж говорить о приправах – все вы видели и знаете гвоздику, черный молотый и красный перец, укроп, петрушку и т.д.

Растения – неотъемлемая часть нашего обеденного стола. И спасибо им за это.

У: Конечно растения – наша пища. Но не только. Как вы думаете, что еще в этой комнате сделано из растений?

(дети предполагают)

- Столы, парты, стулья, обои, клей, двери, тетради. Посмотрите внимательно на свою одежду. Некоторая из них тоже сделана из растений. Сейчас работники промышленности раскроют нам растения, как технический материал.

Выступление.

Многие вещи, которые мы видим каждый день, сделаны из растений, но не все об этом знают. Одежда, косметика, парфюмерия, резиновая обувь, мебель и многое другое.

Хлопчатник, текстильный банан, лен, конопля, кендырь и многие другие – все они дают нам различные волокна для производства тканей, веревок. Но главным источником в мире является хлопчатник. Посмотрите на гербарий. Его начали возделывать еще за 3 тыс. лет до нашей эры в Китае и Индии. Вот примеры тканей: льняная, хлопчатобумажная. Лен – крепче, чем хлопок, и по красоте не уступает шелку. Волокно получают после долгой обработки льняных коробочек, которые созревают на растении.

Чтобы кожа для обуви была мягкой, ее обрабатывают специальными веществами, полученными из коры сосны, ольхи, желудя и др. Чтобы одежда была красочной, в древние времена также применяли растительные краски: сафлор, кермек, вайда. Названия нам незнакомы, но из этих растений получают очень красивую краску. На Руси краску получали из коры дубовых орешков – черную, из коры крушины – желтую, листья березы – зеленая, а кора деревьев и шелуха лука – коричневую.

Клей и все клеящие вещества изготавливают из смолы бересклета. Бумагу и мебель также получают из растительного сырья.

Все это свидетельствует о том, что растения – это  сырье для изготовления многих предметов в нашей жизни.

У: Спасибо работникам промышленности. Они выразили нам свое восхищение растениями, как источниками технических материалов. Ребята, но ведь растения еще и лекарство. Когда вы простудились, и у вас болит горло, ваша мама обязательно сделает вам чай, даст меда и уложит в постель. А как еще растения могут лечить?

Д: подорожник дезинфицирует,  капуста снимает воспаление, алой также снимает воспаление, мята и валериана успокаивает.

У: Правильно, но ведь лекарственных растений намного больше, чем мы перечислили. Поэтому на нашем бенефисе следующим номером выступают лучшие друзья лекарственных растений – медики.

Выступление.

Если вы любите растения и хорошо их знаете, то вам ничего не страшно. В них вы можете найти все необходимое – в том числе и лекарство. Присмотритесь к кошкам и собакам – они иногда поедают определенные растения – лечатся. Ведь в травах содержится много питательных и полезных веществ. Недаром луга, поля, леса называют зеленой аптекой.

Само слово «медицина» означала «зелень» и это означает, что вначале лечили именно травами. В нашей стране выделено более 2000 видов лекарственных растений, но только 200 из них используется в медицине.

С давних пор люди знают, что при ссадинах, укусах насекомых вам помогут – подорожник, мак, пихта.

Гнойные раны залечат влажный мох, алоэ, капуста, чистотел.

Заболевания желудка и кишечника могут вылечить щавель, подорожник, отвар из дубовой коры.

Простуда и кашель – цветы росянки, мать-и-мачеха, медвежье ухо.

Нормализует сон – ромашка, мята, мелиса.

Сердце можно лечить валерианой, ландышем, пионом, олеандрой.

Но растения могут не только лечить, некоторые из них очень ядовиты и могут даже привести к смерти. К ядовитым растениям относят чилибуха, наперстянки и ландыши при маленькой дозе являются целебными, но если их применять неправильно, они могут принести неизгладимый вред здоровью человека.

Т.о. используя лекарственные растения в жизни, помните правило – одна только доза отделяет яд от лекарства.

IV. Итог урока

У: Спасибо медикам за такое выступление. Ребята, а наш бенефис подошел к концу. Но перед тем, как попрощаться с виновником нашего торжества – растениями – давайте поблагодарим их за все, что они для нас делают. Подарим им свои знания – а для этого ответим на вопросы.

1. Что такое растение?

2. Какие новые виды растений сегодня на уроке вы узнали?

3. Что вы можете сказать о лекарственных растениях?

4. Что изготавливают из растений в промышленности?

5. Какую пищу дают нам растения?

6. Как нам необходимо относится к растениям?

У: Итак, ребята. Наш бенефис, посвященный растениям, закончен. Мне кажется, что сегодня на уроке мы вспомнили все их заслуги, и выразили благодарность за все.

 Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира по теме " Растения- производители"

Цель:Познакомить учащихся с особенностями строения растений, научить различать части растения, рассмотреть способы размножения цветковых растений;Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Растения Красной книги"

В презентации в интересной красочной форме подобран материал о растении сон-трава. ...

«Критериальное оценивание на уроке окружающего мира по теме : «Растения сада» 2 класс .ПНШ».

Выступление на педагогическом совете (сопровождается показом слайдовой презентации)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Растения-производители»

Место урока. Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участники круговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев. Урок «...