В мире природы (беседа-викторина)
материал по окружающему миру по теме

Рудкевич Ольга Николаевна

Цели: Формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление, прививать любовь к природе, бережное отношение .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-mire-prirody.rar21.02 КБ

Предварительный просмотр:

В мире природы

(беседа-викторина)

Цели:  Формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление, прививать  любовь к природе, бережное   отношение .

Ход занятия:        

Введение в тему.

  1. Сообщение темы и задач занятия.
  2. Вступительная беседа.
  • Посмотрите в окно. Что вы там видите?  Какая  сегодня  погода? А  какое  время года? Сколько  времен года? Чем  отличаются?

   (Дети отвечают.)   Молодцы! Сегодня  мы  проведем с вами беседу -  викторину  о природе,  поговорим с вами  об  окружающем  нас мире.

Загадки:

  • Что видно только ночью? (Звезды, луна)
  • Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
  • Без рук, без ног, а бежит. (Вода)
  • Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  • В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб)
  • Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)
  • На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец)
  • Ползун ползет, иглы везет. (Ёж)
  • Как все это назвать одним словом? (Окружающая природа)
  1. Основная часть
  1. Явления природы
  • Что такое погода?

(Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.)

  • А как же узнать, какая погода нас ждет сегодня? Завтра? Через неделю?(Для этого существует метеослужба и метеорология)

Метеорологи  собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютер. Компьютеры  вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты.

Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевизору,  печатают   в газетах, передают в специальные службы движения.

Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. Погодные спутники ведут фотосъемки днем и ночью, используя специальные камеры.

А  теперь  загадки  о явлениях  природы:

  1. На небе стукнет, на земле слышно. (Гром)
  2. Ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю. (Молния)
  3. Не огонь, а жжется. (Мороз)
  4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга)
  5. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)
  6. Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)
  7. Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение)
  8. По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
  9. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
  10. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле да не птица. (Ветер)

  Ребята,  а  кто  такие звери?    А  вы  знаете  что…

Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим.

Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство на долгожитие.   Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет. А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия: бегемот – 41 год, носорог – 40, медведь – 34, обезьяны – более 20 лет, кошка – около 23 лет, собаки – 22 года.

Отгадайте  загадки:

  1. Не земледелец, не кузнец, не плотник

А первый на селе работник. (Лошадь)

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает.(Медведь)
  2. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

  1. В заплатках шея и бока,

На всех глядит он свысока. (Жираф)

  1. Не мышь, ни птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

  1. Не дерево, а суковато. (Олень)
  2. Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих.(Лев)
  3. Самый крупный хищник.(Белый медведь)
  4. Она похожа на тетрадь в линию.(Зебра)
  5. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Поговорим  о птицах.  Что  вы  о них  знаете?  

Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать.

Это африканский страус. Он достигает 2,5 метра в высоту и весит более 135 кг.

 Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. Взрослые птицы весят около 13 кг.

Скорость полета у разных птиц очень разная. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км., преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 247 и 320 км. в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри – от 80 до 88 км в час.

Теперь  отгадайте  о   птицах  загадки:

  1. Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь)
  2. Днем молчит, ночью кричит. (Филин)
  3. Начальник не велик, а долго спать не велит. (Петух)
  4.   Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока)
  5. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (Пингвины)
  6. Какая  из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
  7. Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист)
  8. Самая певучая птица России. (Соловей)
  9. Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается от паразитов)
  10. Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)

Насекомые  -  кто  они  такие?  Каких  насекомых  вы  знаете?

На нашей планете живет 2 млн видов  насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Самое  большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых  островов. Размах её крыльев около 30 см. длина жука – голиафа более 20 см. наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука – трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у    такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель – 3,5; муха – 2; златоглазка всего лишь 0,5 км. зато слепни летят с быстротой до 40 км в час.

Угадайте    о ком  речь?

  1. Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк)
  2. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
  3. Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.(Муравьи)
  4. Ниток много – много,

А в клубок не смотает,

Одежду себе не шьет,

А ткань всегда ткет. (Паук и паутина)

  1. Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться. (Таракан)
  2. Летающий кровопийца. (Комар)
  3. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? (Сверчок)
  4. Что случится с пчелой после того. Как она ужалит? (Погибнет)
  5. Сколько ног у паука? (Восемь)
  6. Не солнце, не огонь, а светит. (Cветлячок)

Рыбы,  пресмыкающиеся, земноводные   -  что  вы  знаете   о них?

Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды.

Она может пролететь над водой несколько сотен метров. Ещё более необычная рыба – это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 – до 20 см. они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «Разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

Угадайте  теперь о ком  я говорю?

  1. Он в самом омуте живет

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

  1. Выпучив глаза следит,

По – французски говорит

По – блошьи прыгает,

По человечьи плавает. (Лягушка)

  1. Кто на себе дом носит? (Улитка)
  2. Не кузнец, а с клещами. (Рак)
  3.  Кровь пью, а а жизнь даю. (Пиявка)
  4. Он превращается в лягушку. (Головастик)
  5. Неядовитая змея. (Уж)
  6. Кого поймал Емеля? (Щуку)
  7. Кто ходит в каменной рубахе?(Черепаха)

Мы  не можем  представить  себе  природу  без  зеленого  наряда.  Что  я  имела  ввиду?  А  какие  виды   растений  вы  знаете?  Посмотрите  -сколько  в нашем  классе  живых  растений,  давайте  назовем  их.   А посмотрите  какие  изображены  на  доске?  Назовите.  

  Отгадайте  теперь  загадки:  

  1. Не огонь, а жжется. (Крапива)
  2. Чей пух по городу летает?

Среди июля – снегопад.

Прохожие его ругают,

А это ветер виноват. (Тополь)

  1. Стоит лепешка на одной ножке,

Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (Гриб)

  1. Стоит в поле две сестрички –

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

  1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  2. Дерево из которого делают спички. (Осина)
  3. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
  4. Какая самая большая ягода? (Арбуз)
  5. На солнце я похожий,

И солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю

Я голову свою. (Подсолнечник)

Все  большие  молодцы!  Давайте  скажем,   что   нового  мы  с вами  узнали?

Подведение итогов. Награждение участников викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая беседа - викторина "Как уберечься от гриппа"

Материал беседы - викторины позволяют сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихо...

День космонавтики (беседа- викторина)

Беседа - викторина для начальной школы по закреплению материала о космосе....

Беседа. Викторина «Здоровый образ жизни. Правильное питание»

Знакомит учащихся в игровой форме с понятием здорового образа жизни, роли правильного питания в жизни человека, с полезными и вредными продуктами...

Презентация к занятию "Беседа. Викторина «Здоровый образ жизни. Правильное питание»

Является дополнением к  конспекту занятия "Беседа. Викторина"Здоровый образ жизни. Правильное питание"...

Тематическая беседа-викторина "Как уберечься от гриппа"

Цели: сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихода врача; учить технологии изгот...

Беседа- викторина "Цветы в нашей жизни"

Беседу -викторину ученики 3 класса проводят во 2 классе. К беседе участники мероприятия подбирают материал о цветах, произрастающих в Республике Адыгея. Подбирают материал о растениях, занесенных в Кр...