Рабочая программа по окружающему миру
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Галеева Василя Тимергалиевна

Пояснительная записка составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Задачей курса является воспитание любви к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира. На уроках окружающего мира проводятся опыты и наблюдения. Учащиеся самостоятельно выполняют проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat_plan_okr_mir_3kl.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Миннибаевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено                                                                                  Согласовано                                                       Утверждено

Руководитель/ ШМО                                                              Замдиректора по УВР                                        Директор школы

_________/Р.Б.Аюпова /                                                        _______/Р.И.Галимова /                                       _______Л.М.Фахртдинова

протокол №__1_______                                                                                                                                            приказ №89

15 08  2013г                                                                              “1508   2013г.                                                     “1608   2013г

Рабочая программа

учебного предмета

                                                                      _________МБОУ “Миннибаевская СОШ”_________

наименование ОУ

                                                                                                    _______Галеева Василя Тимергалиевна_____1 категория_

Ф.И.О. учителя, категория

__________окружающий мир________________________

предмет

___________3класс________________

                                                                                                       Рассмотрено на заседании

                                                                                                   педагогического совета

                                                                                 протокол №1

                                                                                                   от «16 » августа» 2013г

2013/2014учебный год

                                     Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру

           Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год»
  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Базисный учебный план РТ на 2013-2014 г
  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Программа является авторской.

                Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189)

     Образовательная система по математике рассчитана на 68 часов в год, 2часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Количество часов в неделю по программе :                                                      2

Количество часов в неделю по учебному плану:                                              2

Количество часов в год:                                                                                     68

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых

                                                                            Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Литература для учащихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2012
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2012

3.Методическое пособие с поурочными разработками  3 класс  Просвещение

Учебно – тематическое планирование уроков окружающего мира

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Характеристика  деятельности учащихся

Вид контроля, измерители

Планируемый результат освоения материала

Дата проведения

              Радость познания (13 ч)

план

факт

1

Свет знания

1

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения

Фронтальный

Знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков

2 - 3

Как изучают окружающий мир

*Мы следопыты

2

Урок - практикум

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение

Задания по группам

Практическая работа №1, №2

Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для измерения окружающего мира

4

Книга – источник знаний

1

Урок - исследование

Определять тип справочной и научно – познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе

Презентация

Знать важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать необходимые сведения в словаре справочнике, путеводителе

5

Отправимся на

экскурсию

1

Урок -

путешествие

Характеризовать различные научно – просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках

Задания по группам

 Проект

Иметь представление о важнейших особенностях различных учреждений научно – просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях

 6 - 7

О чем расскажет план

*Готовимся к походу

2

Урок - исследование

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов

Работа в парах

Уметь различать условные обозначения на плане, уметь читать план своей местности, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населенного пункта путь от дома до школы или другого учреждения

8 - 9

Планета на листе бумаги

2

Урок - исследование

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Узнавать материки и части света по силуэтам

Работа в парах

Уметь сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, уметь читать карту по условным обозначениям, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать  на карте разные формы земной поверхности

10

Страны и народы на политической карте мира

1

ОНЗ

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны

Индивидуальный

Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической; уметь разыскать на карте ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и, наоборот

11

Путешествуя, познаем мир

1

Урок –

путешествие

Формулировать цель

путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута

Задания по группам

 

Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты (достигнута ли поставленная цель)

12

Транспорт

*Путешествуем на транспорте

1

 ОНЗ

Различать старинные и современные средства передвижения, Систематизировать транспортные средства по видам, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу

Проект

Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом, уметь систематизировать транспорт по видам

13

Средства информации и связи

*Связь

1

ОНЗ

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре

Задания по группам

Дидакт. игра

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте

                                                                                    Мир  как  дом (22 ч)

14

Мир природы в народном творчестве

1

ОНЗ

Определять образ единого дома – мира в произведениях словесного и изобразительно – прикладного творчества. Характеризовать изображение окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края

Фронтальный

Работа в парах

Знать, что наши далекие предки понимали, что все в природе и мире людей связано друг с другом, и отражали это понимание в своем творчестве; уметь найти образ единого мира – дома в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края

15 - 16

Из чего состоит все

*Если у вас дома газ, эта страница для вас!

2

Урок - наблюдение

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы. Проводить опыт, формулировать вывод

Задания по группам

 

Уметь различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по отличительным признакам

17

Мир небесных тел

1

Урок - исследование

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам

Фронтальный

Сообщение

Знать строение Солнечной системы и названия планет

18

Невидимое сокровище

*Стихийные бедствия. Ураган

1

Урок - беседа

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради

Опыт

Уметь характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха

19

Самое главное вещество

1

Урок - наблюдение

Высказывать предположение, почему воду часто называют главным веществом на планете. Различать состояния воды.

Задания по группам

Уметь показывать на карте водные объекты

20

Свойства воды. Круговорот воды в природе

1

Урок - практикум

Исследовать свойства воды. Характеризовать круговорот воды

Практическая работа №3

Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов

21

Природные стихии в народном творчестве

1

Урок - беседа

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно – прикладного творчества

Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе в творчестве народов своего края

22 - 23

Кладовые Земли

2

Урок – практикум

Исследовать состав гранита. Различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Формулировать соответствующие правила экологической этики

Задания по группам  Практическая работа №4

Уметь различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека

24 - 25

Чудо под ногами

2

Урок – исследование

Исследовать состав почвы. Моделировать связи почвы и растения. Формулировать соответствующие правила экологической этики

Задания по группам  Практическая работа №5

Уметь характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

26

Мир растений

1

Урок – исследование

Классифицировать растения. Различать виды растений. Сравнивать схемы дыхания и питания растений

Задания по группам  Проект

Уметь различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения

27

Плодородная земля и растения в народном творчестве

1

Урок - беседа

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края

Знать     несколько загадок о земле и растениях в творчестве народов своего края; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края

28

Мир животных

1

Урок – исследование

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на страницах учебника

Задания по группам

Проект

Уметь различать животных разных групп по их признакам и месту обитания

29

Животные в народном творчестве

1

Урок - беседа

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры

Фронтальный

Знать несколько загадок о животных в творчестве народов своего края; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края

30

Невидимые нити в живой природе

1

Урок – исследование

Классифицировать животных по особенностям питания, Прослеживать по схемам цепи питания, Моделировать цепи питаний с помощью схем - аппликаций

Работа в парах

Знать основные группы животных по способу питания; уметь сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов

31

Лес – волшебный дворец

1

Урок - наблюдение

Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление о восприятии леса (на картине, фотографии, в природе). Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества

Задания по группам

Уметь характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ

в природе как пример единства живого

32

Луг – царство цветов и насекомых

1

Урок - наблюдение

Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление о восприятии луга (на картине, фотографии, в природе). Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга

Задания по группам

 Уметь характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, делать и обсуждать доклады

33

Водоем – дом из воды

1

Урок – наблюдение

Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление о восприятии водоёма (на картине, фотографии, в природе). Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёмов

Задания по группам  Проект

Уметь характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, делать доклады

34

Как сохранить богатство природы

1

Соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране. Формулировать соответствующие правила экологической этики

Задания по группам

Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения  в природной среде

35

Охрана природы в культуре народов России и мира

1

Урок - игра

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов

Фронтальный

Дидакт. игра

Знать несколько пословиц народов своего края о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов, принятых в городе

               Дом  как  мир(25 ч)

36

Родной дом – уголок Отчизны

1

Урок - беседа

Объяснять значение слова «мир» на русском языке и находить аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных

Беседа по вопросам

Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить аналоги в языках народов своего; знать и  соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми

37

Свой дом – свой простор

1

Урок – беседа

Сравнивать устройство старинного и современного домов, сопоставлять особенности внутреннего устройства, находить общее и различное

Беседа по вопросам

Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках

38

В красном углу сесть – великая честь

1

Урок - беседа

Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить их аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках

Беседа по вопросам

Знать роль и назначение красного угла в доме; уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома

39

Побываем в гостях

1

Урок - игра

Сопоставить особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости

Задания по группам

Дидакт.игра

Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; находить им аналоги в культуре народов своего края

40

На свет появился – с людьми породнился

1

Урок – игра

Применять терминологию родства  к членам своей семьи, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. Различать термины кровного родства и духовного родства

Задания по группам

Дидакт. игра

Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи

41

Родословное дерево

1

Урок - беседа

Различать способы составления родословного дерева. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех – четырех поколений

Беседа по вопросам

Знать два способа составления родословного дерева и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье

42

Муж и жена – одна душа

1

Урок - игра

Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля)

Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить мысль о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке – подарке молодожёнам

43

Святость отцовства и материнства

1

Урок – игра

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края, высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов

Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок о любви к детям и почтении детей по отношению к родителям

44

Добрые дети – дому венец

1

Урок - беседа

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края

Знать две – три пословицы и сюжеты народных  сказок, авторских произведений о добрых, умных, смелых, заботливых девочках  и мальчиках; знать значение своего имени и уметь творчески выразить заложенный в нём нравственный смысл как образец для самовоспитания

45

Детские игры – школа здоровья

1

Урок - презентация

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своём развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл

Знать несколько народных игр, уметь определять их назначение в своем развитии детей

46-47

Строение тела человека

2

ОНЗ

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определение органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме

Задания по группам

Уметь характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов

48 - 49

Как работает наш организм

*Если хочешь быть здоров… Правила здоровья

2

ОНЗ

С помощью иллюстраций и схемы в  учебнике рассказывать о работе опорно – двигательной и пищеварительной систем. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем

Задания по группам  Практическая работа №6

Уметь характеризовать функционирование основных систем организма человека

50 - 51

Что такое гигиена

2

Урок - практикум

Формулировать правила выработки хорошей осанки. Осваивать приём ухода за зубами, оценивать свои успехи 

Работа в парах

Задания по группам Практическая работа №7

Уметь характеризовать основные правила гигиены

 52

*Будь здоров! Контрольная работа

1              

Урок - контроль

Применять полученные знания

К.р.

53- 54

Наши органы чувств

2

ОНЗ

Знакомиться со строением органов чувств. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств

Работа в парах

Уметь характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире

55

Школа первой помощи

1

Урок - наблюдение

Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). Учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометра, фиксировать результаты  измерений, оценивать свои успехи

Работа в парах

 Задания по группам Практическая работа №8

Знать номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь

56

Здоровью цены нет

1

Урок - беседа

Различать социально – нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного

Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности

57

Дом невелик, а стоять не велит

1

Урок - игра

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета

Дидакт. игра

Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности

58

Семейный бюджет

1

ОНЗ

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности

Уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать некоторые факты из истории денег в человеческом обществе

59

Мудрость старости

1

Урок - беседа

С помощью ключевых слов выражать своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира

Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста

60

Путешествие к А. С. Пушкину

1

Урок - путешествие

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери

Знать одно – два стихотворения или отрывка из сказок А. С. Пушкина (по выбору); уметь выразительно прочитать их

        В поисках Всемирного наследия (10 ч)

61 - 62

Всемирное наследие

2

Объяснить смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного  Всемирного наследия. Рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своём крае, и в мире)

Дидакт. Игра

Презентация

Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия

63

Московский Кремль

1

Урок - путешествие

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца

Презентация

Знать название четырёх башен Московского Кремля; уметь рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля

64

Озеро Байкал

1

Урок - путешествие

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору)

Презентация

Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России

65

Путешествие в Египет

1

Урок - путешествие

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта ( по выбору)

Презентация

Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте

66

Путешествие в Грецию

1

Урок - путешествие

Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции ( по выбору)

Презентация

Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте

67

Путешествие в Иерусалим

1

Урок - путешествие

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору)

Презентация

Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте

68

Путешествие в Китай.Всемирные духовные сокровища

1

Урок – путешествие

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору)

Презентация

Знать местоположение Китая на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте

 

        Корректировка рабочей программы

Название раздела,темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Resource id #5380

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...