Родной коай - часть большой страны
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Фомкина Татьяна Александровна

Урок - практикум в 4 классе. Тема урока "Водоёмы нашего района". Работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Урок разработала и провела Фомкина Т.А., учитель

высшей квалификационной категории

Конспект урока по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс.

Образовательная область: естествознание.

На данном уроке использованы дополнительные источники:

- журнал «Педсовет», № 2 /2010г;

- журнал «Начальная школа», № 2 / 2010г;

- Т.Н.Максимова «Олимпиадные задания»: 3 – 4 классы. -  М.: ВАКО, 2009.

  (Мастерская учителя).

- Учебное пособие для проведения Всероссийского урока чистой воды.- Алтайский край, 2009.

- А.Н.Захлебный « Книга для чтения по охране природы».- М.: Просвещение, 1986.

-материалы спецвыпуска «Бурлинская газета» (Живая природа), 2008 – 2010гг.

- Интернет – ресурсы.

Оборудование урока:

- компьютер, медиа – проектор, экран;

- презентации учителя и учащихся;

- глобус;

- физическая карта России;

- физическая карта Алтайского края;

- дидактический материал (карточки, схемы, шифр);

- выставка литературных источников по теме урока;

- сигнальные карточки.

Тема раздела: «Родной край – часть большой страны»

Тема урока: « Водоёмы нашего района»

Цели урока:

- сформировать представления учащихся о водоёмах Бурлинского района;

- расширить знания детей о реках и озёрах Бурлинской водной системы;

- работать над понятиями «естественные» и «искусственные» водоёмы;

- ознакомить со значением водоёмов и их охраной;

- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

- развивать навыки работы с картой, глобусом, компьютером.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Оргмомент.

 Игра – приветствие «Друзья!»

(эмоциональный настрой на работу в группе)

3мин

(1)

(2)

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и начнём наш урок.

-Большую часть урока мы будем работать в группах.

-Какие правила помогут нам работать  успешно?

-Обсудите, кому вы доверите быть лидером вашей группы.

-Обоснуйте ваш выбор лидера.

 « Добрый день, мой милый друг,

Посмотри-ка ты вокруг:

Здесь есть ты,

Здесь есть я,

Будем вместе мы, друзья!»

-уважать друг друга; не шуметь; быть внимательными; помогать друг другу

Обсуждение и выбор лидера.

-Мы доверяем быть лидером нашей группы  (фамилия, имя), потому что...

Распределены на 3 группы:

- историки;

- географы;

- экологи.

2. Проверка знаний, умений, навыков.

Тестовая работа.

4 мин

(1)

(3)

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по разделу:

 «Родной край – часть большой страны» (слайд №1).Приложение №2.

-Предлагаю вам выполнить тестовые задания.

- Определить, кому в группе вы доверите отвечать на вопросы.

-Заслушиваю ответы, даю словесную оценку.

= Итак, мы повторили материал о нашей стране, о нашем крае, о нашем районе.

-Чтение и выполнение тестовых заданий.

- Проверка:

Один читает задание, другой отвечает.

Две другие группы слушают, проверяют, оценивают ответ с помощью сигнальных карточек.

Приложение №1 (тесты).

Сигнальные карточки (красная – оценка 5, зелёная – 4, жёлтая – 3)

3. Целеполагание.

2мин

- Послушайте стихотворение. Обсудите в группе, что мы сможем узнать на уроке (слайд №2-№3).

- «Сегодня мы отправимся туда,

    Где плещется прохладная вода.

  Алтайский край,

 Бурлинский наш  район,

Водой речной, озёрной напоён».  

  Молодцы! Я тоже при подготовке к нашему уроку определила основные цели и задачи. И вижу, что вы думаете так же, как и я.

-Давайте ещё раз прочитаем, чему мы будем на уроке учиться.

(слайд № 4)

Обсуждение в группе.

Предложения от групп.

- Что такое вода?

- Какие бывают водоёмы?

- Узнаем о нашем крае, о районе.

- Для чего нужна вода?

- как надо охранять воду?...

Чтение целей и задач урока.

4. Определение темы урока.

2мин

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо расшифровать предложенное слово.

Тема урока: (слайд №5)

«Водоёмы нашего района»

- Расшифровка слова с помощью шифра.

1гр.- водоёмы

2гр.- нашего

3гр.- района

Шифр.

Зашифрованное слово.

Приложение №3

5. Объяснение темы урока.

6мин

- В жизни каждого человека происходит много событий. Все они как бы собраны в цепочку, составляют жизнеописание каждого из нас. У нашего района тоже есть своя история.

-Давайте послушаем сообщения, которые подготовили 1 и 2  группа.

1гр.- историческая справка о районе

2гр.- природно-климатические условия, наши озёра и река Бурла

 

Презентация «История района», «Природно-климатические условия»

Приложение №4, № 5

6. Работа над новой темой:

- беседа;

10мин

(1)

1. Что мы называем водоёмами? (слайд № 6)

- Определение водоёма (слайд №6)

2. Какие водоёмы вы знаете? (слайд №7)

Ответы групп.

Ответы групп.

-практическая работа;

(2)

-Расположите названия водоёмов:

* в порядке возрастания

*в порядке убывания.

Выполняют задание на столе. Зачитывают.

Взаимопроверка.

Карточки с названиями водоёмов.

Приложение №6.

-беседа;

(1)

- Какие водоёмы расположены на территории нашего района?

(слайд №9)

-Проверка на слайде.

Ответы учащихся.

-практическая работа;

(4)

-На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по происхождению? (слайд №10)

- Какие водоёмы называются естественными, а какие –искусственными?

(слайд №11)

-Составьте пары водоёмов:

1гр. - ест. + ест.

2гр.- иск. + иск.

3гр. - ест. + иск.

Заслушиваем. Взаимопроверка.

Естественные и искусственные.

Естественные - водоёмы созданные природой.

Искусственные – водоёмы созданные человеком.

Составление пар. Ответы.

Оценивание групп.

Карточки с названиями водоёмов.

Приложение №6

- практическая работа

Физминутка

(2)

2мин

- Кому в природе нужна вода?

-Заполните схему «Как используется вода в повседневной жизни?»

- Обратите внимание на картинки «Вода нужна всем», есть ли на них дополнение к вашим ответам?

Игра «Вода – не вода»

1. Если слово обозначает воду в разных её проявлениях – надо поднять обе руки.

2. Если слово имеет отношение к воде, но само водой не является – руки на пояс.

3. Если слово не связано с водой – похлопайте.

- Человеку, растениям, животным.

Заполняют схему, обсуждают в группе.

Ответы учащихся:

- для питья;

- для приготовления пищи;

- это дом для растений и животных;

- для полива;

- для перевозки грузов;

- для хозяйственных нужд;

- для купания;

- для отдыха…

Слова для физминутки:

- Озеро, камень, река, карась, океан, кит, дождь, щука, дерево, дом, ручей, стол, стул, море, человек, снег, волк, речка, тигр, болото, книга.

Выполнение физминутки.

Пособие «Урок чистой воды».

2 плаката «Вода нужна всем».

Заполнение кластера.

6. Проблемное задание.

7. Творческое задание.

3мин

2 мин

-Нужно ли охранять водоёмы?

-Рассмотрите знаки в рабочей тетради на с. 51 и запишите, какие экологические проблемы выражены этими знаками:

1гр.- 1 знак;

2гр. – 2 знак;

3гр. – 4 знак.

(слайд № 12)

(слайд №13)

- Предлагаю составить памятку «Правила поведения на водоёмах», в соответствии с вашей экологической проблемой.

(слайд №14)

Ответы групп.

- Обсуждение и запись экологических проблем.

-Знаете ли вы, что…

Ответы групп.

Составление правил для памятки.

Ответы групп.

Рабочая тетрадь.

8. Домашнее задание.

2мин

Обязательно для всех:

С. 155-158 в учебнике, прочитать и ответить на вопросы «Проверь себя».

Т. С.51, № 5 (составить схему о значении водоёмов).

Для тех, кто желает:

Напишите мини-сочинение, нарисуйте рисунки на тему «Берегите водоёмы!»

Запись Д/З.

9.Об экологии в районе (сообщение)

2мин

- Ребята из группы экологов приготовили небольшую презентацию о состоянии природы в нашем районе сегодня.

- Современный человек обязан быть экологически грамотным. Необходимо донести до каждого человека мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит жизнь на Земле.

И наша задача – сберечь природу.

Всё начинается с малого. И в наших силах следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем селе, в нашем районе был порядок.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

(слайд №15)

Презентация «Богатство природы»

Чтение стихотворения «Ты береги…»

Приложение № 7

10. Подведение итогов работы на уроке.

2мин

(слайд №4)

- Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

-Прочитайте и скажите, справились ли мы с поставленными целями и задачами урока?

Попробуйте дать оценку своей работы на уроке. Покажите карточку с той оценкой, которую вы себе поставите.

Благодарю всех за отличную работу.

- Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоклип о наших водоёмах.

Перечитывают цели и задачи.

Ответы групп.

Показывают карточки – оценки.

Просмотр видеоклипа о водоёмах Бурлинского района Алтайского края

Видеоклип.

Resource id #5780


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Тестовые задания по теме «Родной край – часть большой страны» 4 класс

1. О чём загадка?

   Я и тучка, и туман,

   Я – река и океан.

   Я летаю и бегу,

   И стеклянной быть могу.

А) молоко

Б) вода

1. Почему планета Земля из космоса выглядит голубой?

А) много света

Б) много воды

1. Каким цветом на карте и глобусе обозначена вода?

А) зелёным

Б) голубым

Покажите водные пространства на глобусе Земли.

2. Наша страна называется…

А) Белоруссия

Б) Россия

Покажите нашу страну на карте.

2. Нашу страну омывают воды 

А)2

Б) 3

океанов?

2. Какие океаны омывают нашу страну?

А) Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий

Б) Тихий, Атлантический, Индийский

3. Как называется наш край?

А) Алтайский

Б) Амурский

3. На какой равнине расположен наш край?

А) Западно - Сибирская

Б) Восточно – Сибирская

Покажите наш край на карте.

3. В какой природной зоне расположен наш край и район?

А) тундра

Б) лесостепи, степи

4. Назовите «голубую» дорогу нашего края.

А) Волга

Б) Обь

4. Наша маленькая родина называется

А) Славгородский

Б) Бурлинский

район?

4. В нашем районе много

А) лесов

Б) озёр

Resource id #3868

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Родной край – часть большой страны»

Слайд 2

Сегодня мы отправимся туда, Где плещется прохладная вода. Алтайский край, Бурлинский наш район, Водой речной, озёрной напоён.

Слайд 3

Природные условия района. Что такое водоёмы? Какие бывают водоёмы? Какие водоёмы есть в районе? Нужно ли охранять водоёмы?

Слайд 4

«Водоёмы нашего района»

Слайд 5

Что мы называем водоёмами? Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому.

Слайд 6

Какие водоёмы вы знаете? Озеро. Река. Пруд. Море. Водохранилище. Океан. Ручей. Водоканал. Котлован.

Слайд 7

Какие водоёмы в нашем районе? Река. Озёро. Болото. Пруд. Котлован.

Слайд 8

На какие группы можно разделить водоёмы? Естествен- ные – это… Искусственные – это…

Слайд 9

Составьте пары водоёмов Естественный + естественный . 2.Искусственный + искусственный. 3. Естественный + искусственный.

Слайд 10

Определите экологические проблемы Загрязнение водоёмов сточными водами предприятий (заводов, комбинатов, ферм). Засорение водоёмов бытовыми отходами (мусором). Отравление водоёмов горючим веществами (бензин, машинное масло).

Слайд 11

Составьте памятку «Правила поведения у водоёма»

Слайд 12

Запрещается сливать в водоёмы грязные сточные воды! Нельзя бросать в воду мусор! Нельзя оставлять мусор на берегу! Запрещается мыть в водоёмах транспорт!

Слайд 13

Человек! «Люби воду, люби природу – будешь вечно мил народу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родной край – часть большой страны»

Класс:  4 классТема: РастениеводствоТема урока: «Растениеводство в нашем крае»Тип урока: обобщающийПродолжительность занятия: 1 урок (45 минут). Цели урока:1....

Родной край - часть большой страны

В методической работе содержится материал о Чувашской Республике...

Родной край – часть большой страны

Открытый урок по окружающему миру "Родной край – часть большой страны"...

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Урок. Родной край-часть большой страны.

Урок. Родной край-часть большой страны....