"Охрана природы осенью"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по предмету Окружающий мир, 3 класс(авт. А. А. Плешаков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Охрана природы осенью

Целевые установки урока.

Предметные результаты:

- знать правила охраны природы осенью;

- знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

-знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Метапредметные результаты:

- рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков;

- извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;

- предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;

- использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.

Личностные результаты:

- понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью;

- осознавать важность изучения страниц Красной книги.

Оборудование: презентация к уроку, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского; запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»);  репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника (каждый значок в двух экземплярах); аудиозапись стихотворения И. Бунина «Листопад», видеофильм про осень, макет дерева на доске, интернет- ресурсы.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

- Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в путешествие в осенний лес. Вы готовы?

2.  Актуализация знаний.

 Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня»

- Ребята, о чём эта музыка? Какое настроение вызывает она у вас? ( Ответы учащихся)

- Это музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» Прослушайте, пожалуйста, музыку ещё раз.  (Включается ещё раз музыка. На экране появляется  1 слайд «Осень»)

- Что изменилось в вашем восприятии музыки после того, как вам стало известно название произведения? ( Ответы учащихся)

Вывод учителя:

- Да, действительно, эта музыка вызывает у нас лёгкую грусть, создает осеннее настроение. Мы как будто побывали в осеннем лесу. Ощутили свежий осенний воздух, услышали осенние голоса природы.

   3. Аналитический этап.

- Ребята, а кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. ( Слайд №2 «Лесная тропинка»)

-Разведем руками ветки. (Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.) -И вот мы вступили на лесную тропу. (Включается аудиозапись стихотворения И. Бунина «Листопад» в сопровождении видеофильма про осень на экране)

- Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух.

- Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи.) (слайд № 3 «Осенние дары»)

-  Вот как раз и гриб! (Слайд №4 «Гриб- баран»  )

-Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам  гриб. (Зачитывается текст на предварительно подготовленной учителем web-странице http://4aga.ru/klassifikator-gribov/grib-baran.html, посвященный этому живому организму )

- Продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? (Слайд №5 «Водяной орех»)

  -Давайте  познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. (Зачитывается текст на предварительно подготовленной учителем web-странице http://flower.onego.ru/voda/trapa.html.)

- Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы. (Слайд №6 «Утка- мандаринка»)

-Они далеко, придется взять бинокли. (Дети вслед за учителем делают из кулачков „бинокли“, „настраивают“ их.) Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут «мандаринками». (Зачитывается  текст на с. 116—117 учебника об утках-мандаринках)

- Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Как вы думаете, почему же мы их не знаем и не встречаем нигде?    (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.)

-Кто помнит, что такое Красная книга?  (Учащимся показывается Красная книга.) Приведите примеры растений и животных из Красной книги.  (Слайд №7 «Красная книга»)

-А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая?  Это хорошо или плохо, что  она такая толстая? (Выслушиваются мнения учащихся)

Физминутка: «Мы словно деревья». ( под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» )

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

4. Открытие новых знаний.

- Настало время определить тему нашего урока. И так, о чём мы сегодня будем говорить? (Вместе с детьми формулируется тема и цель  урока. ( Слайд № 8 «Тема урока «Охрана природы осенью»») А теперь давайте подумаем, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять  жителей природы?

- Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп — команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах  „зашифрованы“ правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилом, за которое вы ответственны в нашем путешествии. ( Учащиеся собирают пазлы, после чего каждый значок с правилом прикрепляется к доске)                       

- Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115.  (Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, читает и сообщает учителю о готовности. Слушаются ответы.)

5. Закрепление знаний.

- Команды спасателей вооружилась знаниями о защите природы и мы продолжаем наше путешествие.  ( Слайд №9 «Сломанное дерево» Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево.)  

- Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать? ( Посадить дерево)

- Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок. ( Слайд № 10 «Растоптанный гриб». Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба)

- Дети в лесу  наступают на грибы, срывают  и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию? ( Ответы 2 группы)

- Продолжим наше путешествие. (Слайд № 11 «Ёжик». Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке.)

- Мальчик нашел в лесу  ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь? (Выступление учащиеся   3 группы)

- Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. А давайте ещё раз вспомним, какие спасательные операции совершили мы- юные спасатели, во время путешествия:

- посадили дерево;

- спасли грибы;

- паук спокойно плетёт свои нити;

- птенцы спокойно готовятся к отлету;

- и ёжик может спокойно готовиться к зиме.

-Хорошие дела сделали мы, ребята! Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.
    
Тренировочные упражнения  

Дети выполняют задания № 3 и № 4 на с. 68—69 рабочей тетради.
 
 6. Итог.

- Сегодня на уроке мы сделали много добрых дел для нашей прекрасной природы. Охранять природу- это охранять Родину, а значит охранять себя. Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего учебника. (Учащиеся зачитывают вывод урока на с. 117 учебника.)

- Довольны ли вы своей работой на уроке?  Давайте оценим свои знания. Кто очень хорошо освоил материал, возьмите оранжевые листья, а кто что-либо не успел освоить на уроке- желтые листья. А теперь украсим наше дерево. (Учащиеся прикрепляют на заранее приготовленное дерево на доске свои листья) Какое красивое осеннее дерево у нас получилось!

 Домашнее задание

1 вариант- придумать и нарисовать свои значки по охране осеннего леса;

2 вариант - написать рассказ об одном из представителей Красной книги Татарстана

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Природа в опасности. Охрана природы.урок по курсу Окружающий мир,3 класс по учебнику Плешакова А.А.

АннотацияПредставленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом « Природа в опасности. Охрана природы» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А.в 3 классе  разр...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Урок окружающего мира "Охрана природы осенью"

Материал содержит  технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе (УМК "Перспектива")...