Внеклассное занятие по окружающему миру "Путешествие в птичье царство" для обучающихся 2 класса
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Познакомить учащихся с многообразием птиц, с удивительными загадками и тайнами из их жизни, обобщить и расширить знания детей по этой теме, познакомить ребят с произведениями художественной литературы, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, фразеологизмами, их значением, развивать творческие способности детей, способствовать воспитанию у учащихся заботливого отношения к птицам, природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_ptiche_tsarstvo.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по окружающему миру
«Путешествие в птичье царство»
для обучающихся 2 класса

Автор: Меденцева Лилия Егоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района, Томской области

Цели: Познакомить учащихся с многообразием птиц, с удивительными загадками и тайнами из их жизни, обобщить и расширить знания детей по этой теме, познакомить ребят с произведениями художественной литературы, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, фразеологизмами, их значением, развивать творческие способности детей, способствовать воспитанию у учащихся заботливого отношения к птицам, природе родного края.

Предварительная подготовка: ребята заранее читают материал, находят приметы, связанные с поведением птиц, учат стихотворения про птиц, рисуют плакаты, рисунки, изготавливают с родителями кормушки, скворечники.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме, аудиозапись «Голоса птиц», книги о птицах, карточки с пословицами и фразеологизмами для групповой работы, маски с изображением птиц, «портрет» ворона.

Оформление: фотографии и рисунки детей на тему «Мир птиц», плакаты «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!»

Дидактический материал: Н.Сладков «Жалейкин и птенчик», М.Горький «Бабушкин скворец»

Ход занятия:
I. Организационный момент

II. Тема урока
Учитель:
Ребята, сегодня на нашем занятии речь пойдет о наших друзьях. О каких, вы должны догадаться сами. Я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова.
«Сейчас куда ни пойдешь, везде встретишь птиц. А когда-то птиц на Земле совсем не было. Жили одни змеи и ящеры. Один из древних ящеров и стал предком птицы. Чешуя его постепенно превратилась в перья, передние лапы- в крылья. И первоптица взлетела в воздух. Случилось это очень-очень давно. У первоптицы были ноги и крылья птицы, а пасть ящера. Это была еще зубатая птица»
- Так о ком же мы будем сегодня говорить?
Дети. О птицах
Учитель: Да, мы будем говорить о птицах, но это будет не обычный урок, а урок-путешествие в птичье царство.
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим
И быстрее полетим….
Летим над домами,
Лесами, морями,
Летим над седыми
Крутыми горами.
Но вот приземлились….
Глаза мы открыли,
И видим мы царство.

-Умный ворон нас встречает, в царство птичье приглашает.  (звучит голос ворона)
Но чтобы туда зайти, нужно отгадать загадки.

III. Загадки
На шесте-дворец
Во дворе-певец.(скворец)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её…. (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает (воробей)

-Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло (сова)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой! (дятел)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)

На скале он строит дом
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться.
Два могучие крыла
У хозяина…..(орла)

Учитель: Загадки все мы отгадали.
В царство «Птичье мы попали»
IV. Зимующие и перелетные птицы (Звучат голоса птиц)

А вот совушка – сова,
Большая голова…
На вас глядит
И ответ держать велит.

- Назовите зимующих птиц. (Снегирь, воробей, ворона, клест, голубь)
Ребята, что нужно делать, чтобы птицам было легче зимовать?
(сделать кормушки и подкармливать их)
- Назовите перелетных птиц.(Ласточки, грачи, стрижи, скворцы, утки)
Ребята, а как вы должны встречать пернатых друзей? (Сделать скворечники)
V. Сказки
Назовите сказки, где действующими героями являются птицы.
(«Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»…)
VI. Особенности птиц
-А сейчас мы проверим знаете ли вы особенности птиц?
• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
• Какую птицу называют лесной газетой? (Сороку.)
• Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)
• Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
• У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина.)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
• Что за птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.)
• Какая птица слаба на слух? (Глухарь.)
• У какой птицы длинный хвост? (Сорока.)
• Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.)
• Какая птица выше всех летает? (орел)
Молодцы!

VII. Знакомство с произведениями Н.Сладкова «Жалейкин и птенчик», и М.Горького «Бабушкин скворец»
Учитель: Тише, ребята, еще тише… Вы ничего не слышите? Птицы плачут. Синица рассказывает, как её птенца унес мальчик. Послушайте рассказ об этом.
- Как вы думаете, правильно поступил Жалейкин?
- Как нужно относиться к птенцам?
- А если вам встретится птица с перебитым крылом или сломанной лапкой?
Послушайте рассказ М.Горького «Бабушкин скворец»
-Понравился вам рассказ?
-Каким оказался скворушка? (Умным, хорошим, благодарным учеником)
Какой была бабушка М.Горького? (Она очень любила природу, была доброй, научила своего внука любить природу и беречь ее)
Молодцы, ребята! Но сова от себя вас не хочет отпускать. Она хочет с вами еще поиграть.
VIII. Физкультминутка- игра
Проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Слушайте внимательно!
Если я ошибусь, вы начинаете дружно хлопать в ладоши. Готовы?

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…(дети хлопают)
Прилетели птицы: чибисы, чижи, белки и ежи …… (дети хлопают)
Игра «Летает – не летает!»
Молодцы!
IX.Чтение стихотворений детьми
- А теперь у аиста задание для вас.
Прочитать про птиц стих или рассказ.
(Дети читают стихи, рассказ Л.Н.Толстого «Чиж»)
- Так о чем же просил чиж? (О свободе, чтобы Варя его отпустила)
Учитель: Ребята, всем птицам хорошо на воле.
Огромно птичье царство,
Всех птиц не перечесть,
И все же посмотрите,
Какие птицы есть!
X. Птицы – рекордсмены
Самая крупная птица – страус. Его рост 2,4 м, вес до 156 кг.
Самые прочные яйца. Яичная скорлупа отличается значительной прочностью. Так, одно куриное яйцо упало с вертолета с высоты 183 м и не разбилось. Скорлупа страусиных яиц способна выдержать человека весом до 150кг.
Самый громкий голос издает индийский павлин, его слышно за несколько километров.  (звучит крик павлина)
Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц – ястребы и соколы. Они отличаются высокой скоростью полета и, падая камнем с высоты на свою жертву, наносят ей страшные раны своими мощными когтями.
Неутомимые крылышки. Колибри «рогатая жемчужина» совершает 90 взмахов крыльев в секунду, гораздо больше, чем другие колибри и любые другие птицы.
Легче мотылька. Вес некоторых колибри, самых крохотных в мире птиц, составляет всего 1,5 г.
Самый большой размах крыльев у странствующего альбатроса: 3,7 м.
XI. Работа с фразеологизмами (работа в группах)
- Ребята, в жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят?
• Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
• Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)

• Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)
• Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время, лодырничать.)

• Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)
• С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.)
XII. Собери пословицы (работа в группах)
• Увидел скворца – весна у крыльца.
• Всяк кулик на своём болоте велик.
• Соловей берет пением, а человек умением.
• Где ласточка совьёт гнездо – там добрые люди.
• Лес без птиц и птицы без леса не живут.
• Всякая птица своим клювом сыта.
Учитель:
Вот и дуб, на дубе трон,
Царь – орел на троне том.
У царя в когтях указ.
Вам, друзья, такой наказ:
«Птичьих гнезд не разоряйте,
Зимой птицам помогайте.
Корм в кормушки доставляйте,
Весной с радостью встречайте,
В новые скворечники
Пернатых приглашайте!»
С указом царя вы согласны друзья? (Да)
XIII. Хоровое чтение стихотворения
Эй, зимующие птицы,
Дятлы, воробьи, синицы,
Вы не бойтесь зимовать,
Мы вам будем помогать!
Птицы перелетные,
Прилетайте к нам,
Ведь уже скворечники
Сделали мы вам!
Учитель: Ребята, путешествие наше заканчивается, и нам пора домой.
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим,
И назад мы полетим.
Летим над лесами, морями, полями.
Летим над седыми крутыми горами.
Но вот приземлились,
Глаза мы открыли,
И в классе своем мы опять очутились.
XIV. Рефлексия
Понравилось вам занятие, что вы узнали нового?
Ребята, чтобы знать еще больше информации о наших пернатых друзьях я вам советую прочитать вот эти книги. (Демонстрация книг)
Ребята, название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (ВОРОН)
XV. На память об этом уроке умный ворон дарит вам свой портрет.

Используемая литература
1. Адам А.М. «Птицы Томской области», 2009
2. Аксенова М., Володин В., Г.Вильчек Большая детская энциклопедия «Птицы и звери», 2009
3. Брем А. «Жизнь животных» том III Птицы, 2008
4. Горький М. «Рассказы», 2011
5. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, 1997
6. Моррис Р. «Тайны живой природы», 1995
7. Сладков Н. «Лесные тайнички» Рассказы и сказки, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по окружающему миру "Птичья ярмарка"

Вид занятия:  ирга – путешествие  Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах.  Задачи: - знакомство детей с видовым составом зимующих и  оседлых  птиц...

Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4

Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.-  Регулятивные УУД: умен...

Интегрированный урок по внеклассному чтению и окружающему миру «Идет коза рогатая…» 1 класс для обучающихся с ОВЗ.

Успешность включения ребенка в учебную деятельность, становление его самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству заложены в основу реализации системно - деятельностного подхода, который о...

Отчет об апробации Примерной программы внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов "Дорожная азбука"

В отчете представлена информация о целях и задачах программы "Дорожная азбука", указаны какие мероприятия проведены по выполнению данной программы....

Цикл внеклассных занятий, направленных на формирование ценности дружбы у обучающихся 2 класса при изучении произведений Н.Н. Носова

Цикл внеклассных занятий, направленных на формирование ценности дружбы у обучающихся 2 класса при изучении произведений Н.Н. Носова...

Внеклассное мероприятие ко Дню птиц "Здравствуй, птичья страна!" (2 класс). Презентация.

Цель: экологическое воспитание обучающихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.Сценарий содержит:1. Стихотворения о весне.2. Загадки о птицах.3.Научные факты о жизни птиц.4. Викторина.5. ...