Интегрированный урок по внеклассному чтению и окружающему миру «Идет коза рогатая…» 1 класс для обучающихся с ОВЗ.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Успешность включения ребенка в учебную деятельность, становление его самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству заложены в основу реализации системно - деятельностного подхода, который определяется ФГОС как основополагающий. Для того чтобы выстроить урок в логике системно-деятельностного подхода, можно использовать метод интеграции (в данном случае урока окружающего мира и литературного чтения). Целью такого урока является усвоение познавательных универсальных учебных действий - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями: знакомство с домашним животным, развитие умения характеризовать животное по внешним признакам, совершенствование выразительности речи, различение речи рассказчика и героев. Интегрированный урок создает возможности использования различных форм работы: фронтальной, в группах, индивидуальной, чередования различных видов деятельности, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного урока «Идет коза рогатая…»

ФИО педагогов: Халаман Наталья Николаевна, Осетрова Нелли Яковлевна

Место работы, должности: учитель начальных классов, педагог-библиотекарь

Предметы: внеклассное чтение, ОСОМ, библиотечное  занятие

Класс, вариант ФГОС: 1 «А», 3 (2), 4 (2)

Тема урока: «Идет коза рогатая…»

Образы  домашних  животных в устном народном творчестве (коза). Домашние животные. Ориентировочный аппарат книги и его элементы: обложка, иллюстрации.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений, этап обобщения и систематизации знаний, этап применения знаний в новой ситуации.

Форма: интегрированный урок

Цель: развитие познавательного интереса средствами внеклассного чтения (этап начала формирования читательского интереса), расширение знаний об окружающем мире.

Задачи урока (УУД):

Формирование личностных УУД: 1. Ценить и понимать базовые ценности:  «добро»,  «семья»2. Формирование интереса к учению 3. Оценивать поступки героев УНТ с точки зрения общечеловеческих норм.

Формирование регулятивных УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Формирование познавательных УУД: 1. Отвечать на простые вопросы учителя, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; определять тему прослушанного и прочитанного

Формирование коммуникативных УУД: 1. Участвовать в диалоге на уроке 2. Отвечать на вопросы учителя, товарища 3. Слушать и понимать речь других.4. создавать свое высказывание на основе приобретенных знаний.

Формирование предметных действий:

учить отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;  подробно пересказывать текст;  заучивать наизусть небольшие стихотворения; высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений;

формировать следующие умения: 1-я линия развития – умение объяснять мир:  называть окружающие предметы и их взаимосвязи; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; 2-я линия развития – умение определять своѐ отношение к миру:  оценивать правильность поведения людей в природе.

Контроль и коррекция способа достижения цели урока: поэтапный безотметочный контроль за процессом создания сказки о козе, включающей известные сведения об этом домашнем животном, для  развития познавательного интереса средствами внеклассного чтения (этап начала формирования читательского интереса), расширения знаний об окружающем мире.

Планируемые результаты урока: соответствуют требованиям ФГОС НОО, в ходе урока создаются условия для формирования указанной выше группы УУД.

Оборудование: электронный увеличитель, персональный компьютер, телевизор, синтезатор человеческой речи «SARA», раздаточный дидактический материал для слабовидящих,  раздаточный дидактический материал для незрячих, детские книги.

Технологическая карта фрагмента интегрированного урока

Этап урока

УУД

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль

Методические приемы и формы обучения, в том числе коррекционные

этап обобще-

ния и система- тизации знаний

Личностные УУД: формирование интереса к учению;

регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

познавательные УУД:1.отвечать на простые вопросы учителя, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; определять тему прослушанного и прочитанного;

коммуникативные УУД:

1. участвовать в диалоге на уроке 2. отвечать на вопросы учителя, товарища 3. слушать и понимать речь других.

15 мин.

- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь улыбнитесь мне, а я вам. Какое у вас настроение? (Хорошее, доброе, улыбчивое, веселое бодрое.)-Вот с этим добрым настроением мы и начнем наш урок.  А урок сегодня у нас необычный это урок внеклассного чтения и окружающего мира.

В центре нашего внимания животное, известное людям с глубокой древности. А что это за животное вы узнаете, разгадав загадку.

Молоко даёт и пух.
Не корова, не петух,
И не утка и не гусь. 
Отгадать я не берусь!
А ещё есть и рога!
Ох, бодлива, ох, строга!
Налетает, как гроза,
Быстроногая ... !   (коза).  

Правильно это-коза. Цель нашего занятия-познакомиться с этим замечательным животным

Голос козы. Найдите на экране козу и скажите, где она расположена .

«Идёт коза рогатая за малыми ребятами», — эти строки из популярной детской потешки знают все. Но она и героиня любимой сказки.

Шестерых её детей

Волк обидел — съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

Кто она и кто они?

Если знаешь, назови! ( коза и козлята)

Правильно, а что за сказка?

(представляется обложка сказки «Волк и семеро козлят»)

О чем же эта сказка ? Передайте кратко содержание  сказки.

Ребята , а как в сказках часто называют козу- Коза –Дереза?

Кто такая Дереза? Спросим у библиотекаря.

А теперь давайте повнимательнее присмотримся к этому замечательному животному.

Сначала послушаем  сведения о козе, которые   подготовили дома  Лера и Юля с мамой. А поможет нам прочитать рассказ наша читающая  машина.

Что интересного вы узнали о козе?

 Дидактическая игра: для незрячих- «Найди козочку среди других животных”, для слабовид.-  сост. козу из фрагментов аппликации.

Итог -  из чего состоит тело козы?-Ваня

Про казу очень много народ сочинил загадок, песен, стихов и потешек.

Давайте с вами поиграем: я вам буду говорить слова известной детской потешки, а вы будете делать движения пальчиками. Вы все знаете известную детскую потешку   Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто плохо кушает,
Маму не слушает,
Забодает,
Забодает,
Забодает.

А чем же нас коза нас хотела забодает?             (рогами).

 Давайте рассмотрим рога и найдем рога козы.

У козы рога, у козла рожища, у козлят …(рожки).

Зачем козе рога?

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не забрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла!

Питание.

Нес козе я на обед         

Целых полкило конфет.

Мне коза сказала:

-Ме-е,

Ну  зачем конфеты

Мне-е-е?

Ребята давайте с вами накормим нашу козочку. (настольная игра)

Козочка сынка-козлёнка
Уговаривает звонко –
–Мой сынок, пойдем на грядки!
Вкус капусты сочный, сладкий
Мне так нравится, сынок,
Скушай хоть один листок!
– Ме – проблеял козлик грустно,
– Не хочу я есть капусту,
Кочерыжка в ней жестка!
Дай мне, мама
,…. молока

Ребята, коза приготовила вам молочко, но вам нужно самим определить, в какой оно кружке. Определять будете по запаху, цвету, вкусу.

А это что? Почему я принесла эти предметы? На ощупь определите, что это (даем незрячим потрогать детям пуховый платок)

Из козьего пуха вяжут вот такие теплые пуховые платки.

Тело козы покрыто шерстью. Определить, где шерсть.

Клубок . Назвать вещи, которые можно связать из козьей шерсти.

Ножками топ, топ,                              Дети топают ногами,
Глазками хлоп, хлоп.                        

 Какой вывод можно сделать, прослушав все эти сведения о козе?

Краткий итог: почему народ сочинил именно о козе столько потешек, загадок, сказок? Мы столько узнали о козе, что и сами сможем сочинить сказку о ней.  Попробуем?

Вступают в организованный диалог с педагогами; продолжают знакомиться  с малыми жанрами УНТ (потешками, загадками, сказками); учатся определять тему сказки по элементам книги(по обложке, по иллюстрациям);

сотрудничать между собой и с учителем.

Играют с аппликацией на электр. лупе, с объемными рисунками.

Рассказ подготовили незрячие девочки, а озвучивает этот рассказ

синтезатор человеческой речи «SARA» Обучающие  выявляют главную мысль.

Выполняют осязательно-обонятельные  задания под руководством педагога и находят козу.( даны фигурки животных из гипса)

Составляет  образ козы из фрагментов используя

электронный  увеличитель.

Пальчиковая гимнастика

Дети находят рога козы

Из множества продуктов дети выбирают те, которые ест коза.

Приготовлены стаканы с молоком, чаем, соком. Дети по запаху, вкусу определяют молоко.

Дети находят на ощупь козью шерсть ( даны образцы различных материалов) У слабовидящих на глазах повязки.

Делают вывод о значимости этого животного в жизни человека.

Физминутка

Поэтапный:

ставлю задачу создать эмоциональ-ный. настрой и осуществл. визульный контроль.

 Задача: по ориетировоч-ному аппарату книги понять содержание книги - контроль за качеством ее выполения .

Задача: формирование интереса к учению, к книге, контроль пошаговый.

Задача здоровьесбережения и контроль за качеством выполения упр.

Задача: слушать и понимать речь других.-контроль за за восприятием звучащего текста

Задача: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие-контроль за качеством выпол.зад.

Задача: называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека-контроль за кач.выполн.

Элементы здоровьесберегающ.

технологии «встречных усилий» Смирнова Н.К .с целью соблюдения уровней гигиенической рациональности  урока.

Элементы технологии интегрированного обучения с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему доп.материала.

Приёмы смыслового чтения: «тонкие» и «толстые вопросы», «верные-неверные утверждения».

Дидактическая игра

Этап  применения знаний в новой ситуации.

Личностные УУД:

ценить и понимать базовые ценности:  «добро»,  «семья»;

познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя, определять тему прослушанного

Коммуникативные УУД: 1. Участвовать в диалоге на уроке 2. Отвечать на вопросы учителя, товарища 3. Слушать и понимать речь других.

    15мин.

Сочиняем сказку вместе!

Педагог:         Жила-была Коза, озорные глаза. Жила Коза с козлятами. Сколько было у нее козлят? Посчитаем: первый - веселый, второй -…..Семья была дружная. Коза уходила в лес травку щипать, приносила козляткам полное вымечко … молока. А молочко у  козы … какое? самое полезное, полезнее, чем у соседки-тетушки Коровушки. Пили молоко козлята и росли … умными, … быстрыми. А из кислого молока делали …сыр, угощали им соседей. Все вместе трудились, не ссорились, а если ссорились, то быстро … мирились.

Только однажды ждали - пождали козлята матушку, а нет Козы. Где же она?

Веселый козленок сказал:… матушка заигралась.

Грустный козленок сказал:…матушка потерялась!

Проходит час-другой.

Серьезный козленок говорит: Надо …   позвонить в полицию по номеру …..

Осторожный козленок говорит:  Надо … позвонить маме.

Что сначала надо сделать?

Стали звонить маме – Козе. И слышат:  «Телефон выключен. Абонент находится вне зоны действия сети». Да не успели и расстроиться, как слышат: по лестнице стучат копытца, мама-Коза вернулась! Какая? Уставшая, но полное вымечко молочка ребятушкам - козлятушкам принесла!

Стали козлята расспрашивать, что же случилось, что приключилось?

-  Шла я, детки, по лесу, травки пощипала, воды ключевой напилась, темный лес зашумел. Как?  Вдруг слышу: кто-то тихо плачет. Оглянулась. Да где же? Вот,  под кустом ракитовым.  Покажите, как сидит волчонок? Волчонок, серый Непослушонок. Плачет, слезами уливается. Заблудился. Потерялся. От норы отбился. Беда! – призадумался я. Что будет делать Коза?...

Волк, зубами щелк, опасный сосед, как бы не попасть ему на обед! Да мне ли Волка бояться: у меня …рога острые, копытца твердые, но надо быть осторожной.

Решила я помочь, хотя идти было невмочь! Надо позвонить домой- зачем?  - Предупредить детей. Да батарея села!

Успокоила Волчонка. Как?... Погладила  Волчонка. Как?... и повела его к логову волчьему. Ой-ой-ой… Вот близко подошли, пустился Волчонок со всех ног домой… Чуть было не забыл сказать … спасибо! Поспешила и я домой к милым детушкам.

Тут обрадовались все, засмеялись, обнимались! А серьезный козленок взял мамин телефон и … поставил на зарядку!

О чем наша сказка? Чему она учит детей?

Какую обложку вы бы придумали к этой сказке?

Конверт.

Продолжают повествование по аналогии в рамках одной темы, слушают текст и создают новый с помощью педагога  с описанием положений, действий, выражений лиц, поз, которые необходимы для эмоционального действия; определение главной мысли сказки, ее идеи.

поэтап-

ный.

Задача:

создавать свое высказывание на основе приобретенных знаний;

 ценить и понимать базовые ценности:  «добро»,  «семья»; оценивать поступки героев УНТ с точки зрения общечеловеческих норм. Контроль за качеством выполнения, коррек.

ответов

Задача: контроль за качеством усвоения уч. материала данного фрагмента урока.

Методика творческого чтения, словесный метод, чтение с остановками.

Личностно-ориентирован.: элементы технологии сотрудничества.

Предметная программа: Примерная АООП для слабовидящих и слепых обучающихся.

Список информационных источников:

  • Иванова Е.В.    Библиотекарь в современной школе/Учебно-методическая мастерская с лекциями, объяснениями и материалами для дополнительного чтения/ Библиотека в школе.-2015.-№3 (316).- С.-15.
  • http://www.heritage-books.ru/pics/istoria_elementy.jpg
  • Первова Г. М. Теоретико-методические основы планирования уроков чтения в начальных классах / Г. М. Первова // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 46-53.
  • Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения : учеб. пособие для студ. пед. заведений по спец. „Педагогика и методика нач. обучения” / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. - 4-е изд., стереотип.
  • Самохина Е.О. Школьная библиотека в системе социокультурной реабилитации ребенка с ОВЗ / Школьная библиотека.- 2004.-№7.- С.43-46
  • http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTIL9C9LlXal5I2RZs0Fo6V88Bq hf4DRHeq0RGVC9-owAbdMJiGNA словарь Даля
  • http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
  •  http://method.samara.rcde.ru  материалы для методической поддержки учителей начальных классов по окружающему миру. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"

Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру на тему: "С. А. Есенин «Черемуха»" 3 класс

С. А. Есенин «Черемуха» ( интегрированный урок: окружающий мир и литературное чтение)...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"

Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к ...