Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру на тему: "С. А. Есенин «Черемуха»" 3 класс
материал по чтению (3 класс) на тему
С. А. Есенин «Черемуха» ( интегрированный урок: окружающий мир и литературное чтение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s._a._esenin_cheremuha.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта интегрированного урока
Литературное чтение + Окружающий мир
Челябинск, 2016
Класс: 3
Тема урока чтение : С. А. Есенин «Черемуха»
Тема урока окружающий мир: Солнце, растения и мы с вами.
Цели урока: Развивать технику чтения, продолжить обучение нахождению поэтических образов в природе, учить детей бережному отношению к природным объектам, закрепить знания о признаках времён года в неживой природе и изменениях живого в природе, обучать эмоциональному восприятию от общения с поэзией великого поэта.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- уметь прогнозировать содержание произведения;
- читать и воспринимать на слух произведения;
- выбирать виды деятельности на уроке;
- сочинять на основе художественного текста.
- Личностные:
- воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;
Тип урока: открытый урок
Оборудование: мультимедийная презентации; веточка черёмухи; Литературное чтение.3 класс.Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2ч. Ч.2 /[Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.].- М.:Просвещение, 2012.-223с.: ил.-9школа России). Окружающий мир 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В2ч. Ч.1 / А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-143с.: ил.- (Школа России)
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный Словесный: слово учителя | -Ребята! Мы очень рады Войти в приветливый ваш класс И для нас уже награда Внимание ваших умных глаз. Мы знаем, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте начинать урок? - Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья! | Приветствовать учителя Настраиваться на урок | К: настрой на урок | |
Мотивация к учебной деятельности Словесный: беседа | -Ребята, у нас вами сегодня необычный урок. -Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения и окружающего мира? - Что бы вы хотели узнать на уроке? (Познакомиться с новым писателем, произведением, узнать новую интересную информацию). - Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.) - На сегодняшнем уроке желаем Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок. | Отвечать на вопросы Участвовать в беседе | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. | |
Актуализация знаний Словесный: сообщение о черёмухе Словесный: слово о писателе
| Какое время года мы наблюдаем?(Весна)Когда наступает весна? Каковы её признаки в неживой природе?(Таяние снега, появление проталин, повышение температуры воздуха) За какими растениями каждый из вас наблюдал? Какие происходят с ними явления весной?(дети называют деревья и кустарники, за изменениями в жизни которых они начали наблюдать ещё в 1 классе) А какие душистые деревья вам известны?( Яблоня, сирень, черёмуха). На стол выставляется срезанная, неолиственная, веточка черёмухи. А сейчас, N расскажет о черёмухе. Ученик, ведущий наблюдение за этим растением, даёт его описание, рассказывает о своих наблюдениях: - время распускания листьев; -начало и конец цветения; -сроки плодоношения; -начало листопада. В народе говорят: Рано зацвела черёмуха – будет тёплое лето. Чем раньше цветёт черёмуха, тем жарче будет лето. Когда у черёмухи много цвета, лето будет жаркое. Объясните выражение «Много цвета». Ученик добавляет, что когда цветёт черёмуха, то становится прохладнее. Запомним эти приметы и понаблюдаем за нашей черёмухой. 1. Вступительное слово учителя. - Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого знакомились во 2 классе. - Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине? - Какие его стихи мы читали ранее? (Беседа с учащимися) - А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет ученик. (Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта) С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. | Отвечать на вопросы Участвовать в беседе Слушать учителя | П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; | |
Решение частных задач Словесный: слово учителя
Практический: выразительное чтение Словесный: ответы на вопросы Словесный: слово учителя Практический : анализ стихотворения по вопросам Словесный: ответы на вопросы Практический: словарная работа Практический: выборочное чтение Практический: работа в паре Частично-поисковый Словесный: введение нового понятия Словесный: ответы на вопросы Практический: работа по группам Словесный: ответы на вопросы Практический: выразительное чтение Словесный: ответы на вопросы Словесный: беседа | 2. Постановка целей урока совместно со школьниками: -Ребята, как вы думаете, какая же тема нашего урока? - Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение? - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи. 3. Знакомство с новым материалом. -Русский поэт Сергей Есенин посвятил этому красивому растению стихотворение, которое я вам прочитаю, называется оно «Черёмуха». Вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Чтение стихотворения учителем наизусть под мелодию весны. Черемуха Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Скажите, какие признаки весны в неживой природе, описанные С.Есениным вы услышали? ( «Бежит, струится маленький, серебряный ручей..» «солнышко горит», «проталинки», «ручей поёт» «роса медвяная» Солнечно, ручей, роса, проталинки – являются объектами неживого в природе) - Какое настроение поэт хочет передать нам в этом стихотворении?(Радость наступлению весны. Сергей Есенин красочно описал весну, черёмуху. Мы не умеем так красиво рассказывать о растениях, явлениях весной, но сразу поняли, что это весна) 4. Ответы учащихся. Обмен впечатлениями. Анализ стихотворения по вопросам и заданиям. Обратите внимание на слайд, на нём будут представлены прилагательные, ваша задача выбрать из них те, которые передают настроение автора. - Какое настроение автора вы почувствовали? (ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное) - Обоснуйте свой ответ. - Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование) - Как вы думаете, почему? - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства. Совместный вывод: лирические стихи отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение,читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь. 5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми. - Отметьте непонятные вам слова и выражения (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею). - Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства. Учащиеся по желанию читают стихотворение. 7. Анализ лирического стихотворения. На карточках вам даны вопросы, обсудите их в паре, а затем выслушаем ответы. - О чем говорится в этом стихотворении? (о черёмухе) - Какова его главная тема с вашей точки зрения? (красота родной природы) - Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение? - При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты? - Найдите их в тексте. (черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею.) - Такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами. - Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. - Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? - Какое значение вкладывает поэт в эпитет «черемуха душистая»? (цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права.) - Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении? - Сейчас вы докажите, что «черёмуха» - центральный образ в стихотворении. Для этого вы будите работать по рядам. Каждый ряд получает карточку с вопросом, выбирает капитана, который объединит ваши рассуждения и ответит на поставленный вопрос. Беседа по вопросам: -Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»?(1ряд) -О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?(2ряд) - Какой образ олицетворяет черёмуха?(3ряд) Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка! - Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?(серебряный ручей)
Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди. Чтение стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Посмотрите на нашу веточку черёмухи. Какие чувства у вас вызывает этот живой объект? Назовите части растения, которые есть у ветки черёмухи. Какого цвета листочки, цветки? Почему нет золотистой окраски, как в описании С.Есенина?(пасмурный день) Черёмуха не только красивое дерево, в этом вы убедились, послушав стихотворение. Оно также очень полезное. Доказать это нетрудно. Вы знаете, что вода в лужах грязная, в ней находится множество микроорганизмов. Но если такую воду налить в тарелку, положить рядом ветку черёмухи и всё накрыть стеклянным колпаком, то через несколько минут микробы будут мертвы. Их убили вещества, которые выделяют веточки черёмухи. В лесу, где она растёт, воздух всегда чистый, а после цветения на веточках образуются лекарственные плоды. Хорошо ли поступают те, кто ломает усыпанные цветками ветки? Повторение правил поведения на природе. | Слушать учителя Слушать учителя Слушать стихотворение Отвечать на вопросы Участвовать в беседе Делать вывод Читать стихотворение Анализировать прочитанное Работать с стихотворением Отвечать на вопросы Делать вывод Читать стихотворение | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. П.: осознанное построение речевого высказывания; К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера Р: планируют свое действие в соответ. с задачей П: осуществляют синтез П: осмысленно читают худож Т П: строят речевое высказывание П: строят рассужд | |
Итог урока. Рефлексия. | Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Что нового получили, что не знали раньше? -Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь? Охранять природу – значит охранять родину! У вас на партах лежит листок и цветок черёмухи, если вы считаете, что на уроке вы работали активно открыли для себя что-то новое, то выйдя к доске на нашу веточку вы приклеиваете цветок. А если, вы ничего не узнали нового и урок вам был не интересен, то приклейте на нашу веточку листок. Посмотрите, как распустилась наша веточка черёмухи. Запишите домашнее задание: Подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Черёмуха» С.Есенина наизусть на классном конкурсе чтецов. | Подводить итоги урока. Записывать д/з | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"
Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения.
Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения....
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...
Конспект интегрированного урока английского языка и окружающего мира для 3 класса по теме "Любимое время года".
Интегрированный урок английского языка и окружающего мира можно провести учителю начальных классов, имеющего квалификацию учителя английского языка в начальных классах. Универсален для обучения по люб...
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»
Тема входит в систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...