Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру на тему: "С. А. Есенин «Черемуха»" 3 класс
материал по чтению (3 класс) на тему

Мариам Арменовна Назмутдинова

С. А. Есенин «Черемуха» ( интегрированный урок: окружающий мир и литературное чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s._a._esenin_cheremuha.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта интегрированного урока

Литературное чтение + Окружающий мир

Челябинск, 2016

Класс: 3  

Тема урока чтение : С. А. Есенин «Черемуха»

Тема урока окружающий мир: Солнце, растения и мы с вами.

Цели урока:  Развивать технику чтения, продолжить обучение нахождению поэтических образов в природе, учить детей бережному отношению к природным объектам, закрепить знания о признаках времён года в неживой природе и изменениях живого в природе, обучать эмоциональному восприятию от общения с поэзией великого поэта.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. уметь прогнозировать содержание произведения;
  2. читать и воспринимать на слух произведения;
  3. выбирать виды деятельности на уроке;
  4. сочинять на основе художественного текста.  
  • Личностные:
  1. воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;

Тип урока: открытый урок

Оборудование: мультимедийная презентации; веточка черёмухи; Литературное чтение.3 класс.Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2ч. Ч.2 /[Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.].- М.:Просвещение, 2012.-223с.: ил.-9школа России). Окружающий мир 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В2ч. Ч.1 / А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-143с.: ил.- (Школа России)

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Словесный: слово учителя

-Ребята! Мы очень рады

Войти в приветливый ваш класс

И для нас уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Мы знаем, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте начинать урок?

- Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: беседа

 -Ребята, у нас вами сегодня необычный урок.

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения и окружающего мира?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

(Познакомиться с новым писателем, произведением, узнать новую интересную информацию).

- Что  от вас потребуется для выполнения  поставленных задач? (внимание,  сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаем Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

 Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

Словесный: сообщение о черёмухе

Словесный: слово о писателе

 

Какое время года мы наблюдаем?(Весна)Когда наступает весна? Каковы её признаки в неживой природе?(Таяние снега, появление проталин, повышение температуры воздуха)

За какими растениями каждый из вас наблюдал? Какие происходят с ними явления весной?(дети называют деревья и кустарники, за изменениями в жизни которых они начали наблюдать ещё в 1 классе)

А какие душистые деревья вам известны?( Яблоня, сирень, черёмуха).

На стол выставляется срезанная, неолиственная, веточка черёмухи.

А сейчас, N расскажет о черёмухе.

Ученик, ведущий наблюдение за этим растением, даёт его описание, рассказывает о своих наблюдениях:

- время распускания листьев;

-начало и конец цветения;

-сроки плодоношения;

-начало листопада.

В народе говорят: Рано зацвела черёмуха – будет тёплое лето. Чем раньше цветёт черёмуха, тем жарче будет лето. Когда у черёмухи много цвета, лето будет жаркое. Объясните выражение «Много цвета».

Ученик добавляет, что когда цветёт черёмуха, то становится прохладнее. Запомним эти приметы и понаблюдаем за нашей черёмухой.

1. Вступительное слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы еще раз обратимся  к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого  знакомились во 2 классе.

- Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине?

- Какие его стихи мы читали ранее?

(Беседа с учащимися)

- А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет ученик.

(Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта)

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах.                                                                                                                  

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Слушать учителя

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы;

Решение частных задач

Словесный: слово учителя

 

Практический: выразительное чтение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя

Практический : анализ стихотворения по вопросам

Словесный: ответы на вопросы

Практический: словарная работа

Практический: выборочное чтение

Практический: работа в паре

Частично-поисковый

Словесный: введение нового понятия

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа по группам

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

2. Постановка целей урока совместно со школьниками:

-Ребята, как вы думаете, какая же тема нашего урока?

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи.          

 3. Знакомство с новым материалом.

-Русский поэт Сергей Есенин посвятил этому красивому растению стихотворение, которое я вам прочитаю, называется оно «Черёмуха». Вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.          

Чтение стихотворения учителем наизусть под мелодию весны.                

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

       Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

       Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Скажите, какие признаки весны в неживой природе, описанные С.Есениным вы услышали?

( «Бежит, струится маленький, серебряный ручей..» «солнышко горит», «проталинки», «ручей поёт» «роса медвяная»

Солнечно, ручей, роса, проталинки – являются объектами неживого в природе)

 - Какое настроение поэт хочет передать нам в  этом  стихотворении?(Радость наступлению весны. Сергей Есенин красочно описал весну, черёмуху. Мы не умеем так красиво рассказывать о растениях, явлениях весной, но сразу поняли, что это весна)

4. Ответы учащихся. Обмен впечатлениями.

 Анализ стихотворения по вопросам и заданиям.

Обратите внимание на слайд, на нём будут представлены прилагательные, ваша задача выбрать из них те, которые передают настроение автора.

- Какое настроение автора вы почувствовали? (ликующее, восторженное, шутливое, печальное,  весёлое, праздничное, радостное, спокойное,  мечтательное, грустное)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование)

- Как вы думаете, почему?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

Совместный вывод: лирические стихи отражают не  события, а душевное переживание поэта, его настроение,читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.     

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

 - Отметьте непонятные вам слова и выражения (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею).

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.

Учащиеся по желанию читают стихотворение.

7. Анализ лирического стихотворения.

На карточках вам даны вопросы, обсудите их в паре, а затем выслушаем ответы.

- О чем говорится в этом стихотворении? (о черёмухе)

- Какова его главная тема с вашей точки зрения? (красота родной природы)

- Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение?

- При  помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?

- Найдите их в тексте.

(черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей,  зелень золотистая, волной гремучею.)

- Такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами.

- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха?

- Какое значение вкладывает поэт в эпитет  «черемуха душистая»?

(цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права.)

- Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

 -  Сейчас вы докажите, что «черёмуха» - центральный образ в стихотворении. Для этого вы будите работать по рядам. Каждый ряд получает карточку с вопросом, выбирает капитана, который объединит ваши рассуждения и ответит на поставленный вопрос.

Беседа по вопросам:

-Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»?(1ряд)

-О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?(2ряд)

- Какой образ олицетворяет черёмуха?(3ряд)

Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!

- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?(серебряный ручей)

 

Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

 Чтение  стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

Посмотрите на нашу веточку черёмухи. Какие чувства у вас вызывает этот живой объект?

Назовите части растения, которые есть у ветки черёмухи.

Какого цвета листочки, цветки?

Почему нет золотистой окраски, как в описании С.Есенина?(пасмурный день)

Черёмуха не только красивое дерево, в этом вы убедились, послушав стихотворение. Оно также очень полезное. Доказать это нетрудно. Вы знаете, что вода в лужах грязная, в ней находится множество микроорганизмов. Но если такую воду налить в тарелку, положить рядом ветку черёмухи и всё накрыть стеклянным колпаком, то через несколько минут микробы будут мертвы. Их убили вещества, которые выделяют веточки черёмухи.

В лесу, где она растёт, воздух всегда чистый, а после цветения на веточках образуются лекарственные плоды. Хорошо ли поступают те, кто ломает усыпанные цветками ветки?

Повторение правил поведения на природе.

Слушать учителя

Слушать учителя

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Делать вывод

Читать стихотворение

Анализировать прочитанное

Работать с стихотворением

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Читать стихотворение

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осуществляют синтез

П: осмысленно читают худож Т


П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

Итог урока. Рефлексия.

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

Что нового получили, что не знали раньше?

-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Охранять природу – значит охранять родину!

У вас на партах лежит листок и цветок черёмухи, если вы считаете, что на уроке вы работали активно открыли для себя что-то новое, то выйдя к доске на нашу веточку вы приклеиваете цветок. А если, вы ничего не узнали нового и урок вам был не интересен, то приклейте на нашу веточку листок.

Посмотрите, как распустилась наша веточка черёмухи.

Запишите домашнее задание: Подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Черёмуха» С.Есенина наизусть на классном конкурсе чтецов.

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"

Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения.

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения....

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Конспект интегрированного урока английского языка и окружающего мира для 3 класса по теме "Любимое время года".

Интегрированный урок английского языка и окружающего мира можно провести учителю начальных классов, имеющего квалификацию учителя английского языка в начальных классах. Универсален для обучения по люб...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»

Тема входит в  систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...